Файл: Землякормилица.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Подзолистые почвы серого цвета, напоминают золу. Перегноя в подзолистых почвах не очень много, они менее плодородны, чем черноземные. Но люди научились получать высокие урожаи за счет хорошей обработки почвы и внесения необходимого количества удобрений. Подзолистые почвы преобладают в тайге и смешанных лесах.

Песчаная почва хорошо пропускает воду, хорошо прогревается солнцем, но быстро высыхает, засушлива, в ней тоже мало перегноя.

Глинистая почва весной сильно пропитывается водой, которая иногда даже застаивается на ее поверхности. Эти почвы плохо прогреваются солнцем, в них мало воздуха, мало перегноя. А в сухое время она слишком твердая и плотная, ее трудно обрабатывать.

Луговая почва формируется под луговой растительностью в условиях повышенного поверхностного увлажнения или постоянной связи с грунтовыми водами. В ней достаточно перегноя. Есть толстый слой дерна, который образован переплетающимися корнями.

Болотная почва формируется в условиях длительного или постоянного избыточного увлажнения под влаголюбивой болотной растительностью. Обычно болотные почвы формируются в лесной зоне умеренных поясов. Содержит толстый слой торфа.

Торфяные почвы формируются в условиях застойного увлажнения атмосферными или грунтовыми водами. Это верхняя часть торфяных залежей болот. Торфяные почвы распространены в холодном и умеренном поясах Северного полушария.

— Мы познакомились с типами почв, их свойствами, но не ответили на вопрос «Почему землю называют кормилицей?». Давайте послушаем сказку о волшебной кладовой.

Положишь в волшебную кладовую горстку зерна — получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину — вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовется она - земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры и когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: все у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля-матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди еще не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зерна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.


— Что называют волшебной кладовой и почему? (Землю. Посеешь горсточку зерен, а соберешь сто горстей и т. д.)

— Что издавна делает земля-матушка? (Земля кормит людей. На ней растут растения, которые человек употребляет в пищу.)

— И не только человека кормит земля, но и насекомых, птиц, зверей. Как можно назвать землю? (Землю можно назвать кормилицей.)

V. Первичное закрепление

Работа в группах

— Каждой природной зоне соответствует свой тип почвы. А какие почвы в нашем крае?

(Ученики высказывают предположения.)

— А как проверить, кто прав? (Изучить литературу, ресурсы сети Интернет.)

— Предлагаю поработать в группах с краеведческой литературой и найти информацию о почвах нашего края.

VI. Физкультминутка

VII. Работа по новой теме

1. Кроссворд



1. Слой земли, на котором растут растения. (Почва.) 2. Одна из составных частей почвы. (Песок.) 3. Вещество, повышающее плодородие почвы. (Перегной.) 4. Основное свойство почвы. (Плодородие.)

— Как вы думаете, что произойдет, если почвы вдруг не станет? (Высказывания детей.)

- Какой из этого можно сделать вывод?

2. Работа по учебнику

С. 162—163

— Прочитаем текст «Охрана почвы». Найдите ответы на вопросы: что разрушает почву? Что необходимо делать для защиты почвы?

(Ученики работают в парах. Коллективная проверка.)

— Что разрушает почву? (Вода и ветер (на открытых пространствах), вырубка леса, неправильная вспашка поля, выжигание трав, строительство дорог, домов.)

- Что необходимо делать для защиты почвы?

(Дети приводят примеры, учитель прикрепляет на доску по их ответам карточки.)

• Сажать лесополосы.

• Правильно пахать.

• Проводить снегозадержание.

• Правильно поливать.

• Беречь растения.

• Правильно удобрять.

• Бороться е оврагами.

• Не засорять.

Если почва истощается, ей нужно дать отдохнуть. Человек до конца не может восстановить почву ни удобрением, ни обработкой. Почву восстановить может сама природа, причем очень медленно. Охрана почвы — это задача всего человечества. Загрязнение почвы касается всех людей Земли. Вот почему государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение почвы.



- Какую помощь для защиты почвы могли бы оказать вы? {Сбор семян, помощь при посадке, прополке, поливе молодых саженцев.)

.

4. Работа с CD

(Просмотр презентации.)

VIII. Подведение итогов урока

— Какова была цель урока? {Найти ответ на вопрос «Почему землю называют кормилицей?».)

— Удалось достичь поставленной цели?

— Что называют почвой? (Почва — верхний рыхлый, плодородный слой земли.)

— Почему почвы нуждаются в защите?

— На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?

(Учитель обращает внимание детей на доску, где записаны вопросы.)

IX. Рефлексия

- Какой материал урока вызвал наибольший интерес?

_ Где могут пригодиться в жизни новые знания?

- Что на уроке у вас хорошо получалось?

- Над чем еще надо поработать?

- Кого можно поблагодарить за урок?

(Самооценка. Комментарий учителя.)

Закончим наш урок поэтическими строками.

Любите родную природу —

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.

На ней родились мы с тобою.

Живем мы с тобою на ней.

Так будем же, люди, все вместе

Мы к ней относиться добрей!

Домашнее задание

1. Прочитать текст на с. 160—163 учебника.

2. Вылепить из пластилина макет разреза почвы, характерной для своего края.

3. Дополнительные задания:

а) составить памятку для работников сельского хозяйства «Как защитить почву на полях»;

б) подобрать стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

в) подготовить выступление о чернозёме, о почве нашего края)