Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 205
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Этим категориям соответствуют различные грамматические формы слов (словоформы).
Словоформы, «образуемые» морфемами, обеспечивают широчайшие возможности различной сочетаемости слов при построении речевых высказываний, они же используются и для передачи в речи (РД) различных смысловых (атрибутивных, пространственных, качественных и др.) связей и отношений.7
Наконец, слово как языковая единица выступает в качестве «строительного» элемента синтаксиса, так как синтаксические единицы (словосочетание, предложение, текст) образованы из слов, на основе того или иного варианта их комбинированного использования.
«Синтаксически образующая» функция слова проявляется в соответствующей функции слова в «контексте» предложения, когда оно выступает в функции подлежащего, сказуемого, дополнения или обстоятельства.
Указанные функции слова как основной и универсальной единицы языка должны являться предметом анализа для учащихся как на коррекционных занятиях, так и на занятиях общеразвивающего вида.
Предложение представляет собой сочетание слов, в законченном виде передающее (выражающее) какую-либо мысль.
Отличительными признаками предложения являются: смысловая и интонационная завершенность, а также структурность (наличие грамматической структуры).
В лингвистике предложение относится к числу «строго нормативных» языковых единиц: любые отступления от языковых норм построения предложения, связанные с несоблюдением его указанных выше основных свойств, рассматриваются с точки зрения «практической грамматики» как ошибка или (используя терминологию логопедии) как «аграмматизм» (186, 282 и др.).
Особенно актуально это для письменной формы реализации речевой деятельности, хотя и для устной речи аграмматизм (особенно «структурный» или «синтаксический») — явление отрицательное.
Предложение так же, как и слово, определяется в психолингвистике как основная и универсальная единица языка.
Если слово является универсальным средством отображения в сознании человека предметов окружающей действительности, их свойств и качеств, то предложение выступает в качестве основного средства отображения предмета речемыслительной деятельности — мысли и, одновременно, в качестве главного (наряду с текстом) средства коммуникации.
Грамматический строй речи (языка) категориально-грамматический компонент языка:
-
Синтаксический строй языка -
Лексический строй речи (языка) -
Морфологический строй речи (морфемный строй языка) -
Фонологический уровень языка (фонетический строй речи)8
Приведенная схема уровневого («вертикального») строения языка отражает его «иерархическую» структурную организацию, а также — последовательность, этапы «речевой работы» по формированию у ребенка, подростка языковых представлений и обобщений.
При этом следует отметить, что последовательность эта не имеет строго «линейного» характера; в частности, усвоение системы языка не предполагает варианта, при котором усвоение каждой последующей («вышестоящей») подсистемы языка происходит только после того, как полностью была усвоена предыдущая.
Усвоение разных компонентов языка может в определенные периоды «речевого онтогенеза» проходить одновременно, формирование «вышестоящих» структур языка может начинаться и до того, как «базовые» структуры полностью сформированы и т. д.
В то же время общая «очередность» формирования основных подсистем языка, безусловно, выдерживается в онтогенезе речи, и такая же общая последовательность в работе над различными компонентами (подсистемами) языка должна соблюдаться и в структуре «речевой работы» по усвоению системы языка.
Это обусловлено «структурной «иерархией» языковых единиц, тем, что каждая единица более высокого уровня создается, образуется на основе определенного сочетания единиц нижестоящего уровня, как и сам вышестоящий уровень создается нижестоящими (или «базовыми») уровнями.
Языковые «знания» и представления, сформированные при изучении языковых единиц «базовых» уровней языка, составляют основу и предпосылку для усвоения языковых представлений о других, более сложных подсистемах языка (в частности о категориально грамматическом и синтаксическом подуровнях).
Основные единицы языка образуют в его общей системе соответствующие подсистемы или уровни (От слова «синтагма», в лингвистике — сочетание знаков языка, объединенных синтаксической связью, представляющее собой законченную языковую структуру) из которых складывается так называемое уровневое или «вертикальное» строение системы языка.
Таким , язык обычно двух : первый - система , лексических, средств, орудием мысли, , волеизъявлений, важнейшим общения , т.. язык - явление, в возникновении развитии человеческим ; второй - речи, теми иными признаками ( язык, язык).
– это только знаков, опосредующая человека, и инструмент деятельности. деятельности язык несколько функций. из : коммуникативная; (когнитивная); ; аккумулятивная.
без языка , в время язык существовать развиваться независимо человека, законам, связанным с психологией, с поведением.
также как произносимых воспринимаемых , имеющих же и же , что соответствующая система знаков. - символ объект, заменителем объекта.
определении единиц большинство специалистов области опирается теоретическую анализа по , разработанную . С. .
Под той иной Л. . Выготский «такой анализа, ... обладает основными , присущими , и является неразложимыми частями единства».
основным языка, в и , относятся: , морфема, , предложение текст.
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
-
Валгина .С., В.. Орфография пунктуация. . М., 2017.-259 . -
Введенская . А. язык культура : учебное для / Л. . Введенская, . Г. . Е. . Кашаева. - н/, 2016. - 539 с. -
П.., Руднев .Н. этики эстетики. пос. ., 2016.-364 с. -
Д.., Теленкова .А. трудностей языка. ., 2018.-521 с. -
В.. Русский и речи. пособие. - ., 2016.-302 с. -
язык культура . Семнадцать занятий. / .Г. , Т.. Волошинова, .В. и .; Под . Е.. Ганапольской,.В. . – С.-.: Питер, 2019.-594 . -
Русский и речи: по . / Под . проф. .И. . – М.: , 2018.-347 с. -
язык культура : учебник вузов / . И. , В. . Черняк. - ., 2017. – 493. -
Русский и речи: . / Под . проф. .И. . – М.: , 2018.-444 с. -
язык культура : Учебник. / ред. . О.. Гойхмана. – .: ИНФРА-, 2018.-328 с. -
М.., Савельев .С. язык. речи: лекций. – .: Айрис-, 2019.-469 с.
1 Валгина Н.С., Светлышева В.Н. Орфография и пунктуация. Справочник. М., 2017.-59 с
2 Руднев В.Н. Русский язык и культура речи. Учебное пособие. - М., 2016.-102 с
3 Русский язык и культура речи: Учебник. / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2018.-28 с
4 Введенская Л. А. Русский язык и культура речи: учебное пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. Е. Ю. Кашаева. - Ростов н/Д, 2016. - 139 с
5 Русский язык и культура речи: Практикум по курсу. / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2018.-147 с
6 Русский язык и культура речи: учебник для вузов / Л. С. Выготский. - М., 2017. – 93 с.
7 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 2008. - 500 с.
8 Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Просвещение, 2008. - 500 с.