ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Президиум Верховного Совета СССР: созывает сессии Верховного Совета (ст 46 К), дает толкование действующих законов, отменяет постановления СНК СССР и СНК союзных республик в случае их несоответствия закону (ст 49 К). Президиум Верховного Совета не является законодательным органом. Однако он имеет право издавать указы - своеобразные акты, правовая природа которых в Конституции определена не была. Конституция 1936 г. в качестве правительства сохранила Совет Народных Комиссаров (СНК) СССР. Однако теперь он был лишен законодательных прав: СНК по Конституции имел право издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов (ст 66 К). В качестве органов отраслевого управления Конституция, как и прежде, предусматривала народные комиссариаты (ст 72 К). Система органов власти и управления союзных и автономных республик строилась по аналогии с общесоюзной.

Формирующаяся в данный период система власти получила название тоталитарной. Утвердилась диктатура правящей партии, обладающей монополией на государственную власть. Происходит сращивание партийной власти с властью государственного аппарата. В результате внутрипартийной борьбы устанавливается единоличная власть партийного лидера, Генерального секретаря ЦК партии И.В. Сталина. В результате проведения массовых репрессий Сталин устранил всех реальных и потенциальных противников, препятствовавших утверждению режима его личной власти. Замена партийной диктатуры старой гвардии большевиков личным единовластием Сталина явилась главной отличительной чертой политической системы и привела к утверждению диктаторской формы правления.

Экономика. Госплан СССР при СТО - был преобразован в 1931 г. в комиссию при Совнаркоме СССР, наделенную правами самостоятельного наркомата. ВСНХ в 1932 г. он был разделен на три наркомата, которые стали осуществлять руководство крупными отраслями промышленности - тяжелой, легкой, лесной. Из Наркомата путей сообщения в 1931 г. выделился самостоятельный общесоюзный Наркомат водного транспорта. Наркомат торговли в 1930 г. был разделен на общесоюзный Наркомат внешней торговли и союзно-республиканский Наркомат снабжения. В 1933 г. был упразднен Наркомат труда.

Судебные органы. Конституция 1936 г. и принятый в 1938 г. специальный Закон о судоустройстве не внесли принципиальных изменений в судебную систему. Тем не менее, некоторые нововведения были провозглашены. В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. был создан Государственный арбитраж при его СССР, ЭКОСО союзных республик, краевых и областных исполкомах, в связи с чем ликвидировалась прежняя система арбитражных судов.


Кроме того, для рассмотрения дел, связанных с нарушениями законодательства о труде, в столицах автономных республик, краев, областей, губерний и округов, а также в крупных промышленных центрах учреждались особые сессии народного суда по трудовым делам.

По постановлению ЦИК СССР от 29 сентябре 1930 г. в РСФСР и других союзных республиках были созданы сельские общественные суды, рассматривавшие дела о нарушениях общественной безопасности, хулиганстве, оскорблениях, незначительных имущественных и трудовых спорах.

В феврале 1931 г. товарищеские суды были переименованы в производственно-товарищеские суды. Они рассматривали теперь дела о нарушениях трудовой дисциплины, о небрежном отношении к социалистическому имуществу, инструментам, машинам, об оскорблении, о кражах, совершенных на территории предприятия или учреждения на сумму, не превышавшую 50 руб., а также дела о мелком хулиганстве.

В 1934 г. была значительно расширена подсудность областных (краевых) судов. К их ведению перешли многие дела, рассматривавшиеся до этого судебной коллегией ОГПУ(Объединёное государственное политическое управление при НКВД). Для решения этой задачи в структуре областных (краевых) судов создавались специальные коллегии из трех постоянных судей.

В соответствии с постановлением ЦИК и СНК СССР от 10 июля 1934 г. были расширены права Верховного Суда СССР в сфере судебного надзора. Так, он имел теперь право самостоятельно изменять или отменять решения судов союзных республик. В связи с этим была учреждена судебно-надзорная коллегия в составе Председателя Верховного Суда СССР и двух его заместителей. Судебно-надзорная коллегия Верховного Суда СССР имела право отменить или изменить решения Верховных Судов союзных республик и коллегий Верховного Суда СССР.

В соответствии с Конституцией СССР 1936 г. вводились новые принципы организации и деятельности судебных органов. К ним следует прежде всего отнести: коллегиальное рассмотрение дел судами всех уровней (ст 103 К); выборность судей и народных заседателей (ст 106-109 К); независимость судей от каких бы то ни было государственных органов и должностных лиц (ст 112 К).

Конституция СССР предусматривала введение следующей системы судебных органов: 1) народные суды; 2) краевые, областные суды, суды автономных областей, окружные суды; 3) Верховные Суды автономных республик; 4) Верховные Суды союзных республик; 5) Верховный Суд СССР. (ст 102 К)



В августе 1938 г. Верховным Советом СССР был принят «Закон о судоустройстве СССР, союзных и автономных республик», в котором нашли воплощение вопросы необходимости установления равенства прав граждан на судебную защиту независимо от социального, имущественного, служебного положения, национальной и расовой принадлежности.

Основой сталинского режима были органы госбезопасности, непосредственно подчинявшиеся Сталину и осуществлявшие контроль над всеми гражданами страны. ОГПУ был переименован в Главное управление государственной безопасности и вошел в состав новой структуры - Наркомат внутренних дел {НКВД) СССР, имевший разветвленную вертикальную структуру своих органов. При НКВД было создано Особое совещание, которое рассматривало контрреволюционные дела в упрощенном порядке и обладало широкими репрессивными полномочиями (могло приговаривать к расстрелу, рассматривать дела целыми списками).

В июне 1933 г. была организована Прокуратура СССР. На нее возлагались обязанности по надзору за соответствием постановлений и распоряжений ведомств, республиканских и местных органов Конституции и всему законодательству Союза, обязанности по судебному надзору, надзору за законностью действий органов ОГПУ, милиции и др.

Вооруженные силы. 

Уже в первой половине 1930-х гг. начинается перевооружение армии и численность войск увеличивается до 930 тыс. человек, а в 1939 г. — до 2 млн. человек.

В 1937 г. была утверждена программа строительства «Большого океанского военно-морского флота» и для ее реализации учрежден Народный комиссариат военно-морского флота СССР. Были созданы Тихоокеанский флот. Северный флот, и Каспийская флотилия.

Чтобы поднять авторитет командного состава и его социальный статус, в 1935 г. были введены персональные воинские звания от лейтенанта до Маршала Советского Союза (до 1935 г. военнослужащие командного состава обозначались по должностному положению: комполка, комроты и т.д.).

Кроме того, действовали курсы переподготовки старшего и высшего командного состава (для тех, кто не имел высшего военного образования). В 1936 г. была открыта Академия Генерального штаба для подготовки высшего командного состава. Лица, поступавшие в эту академию, как правило, уже имели высшее военное образование.


В середине 1930-х гг. был проведен ряд серьезных реформ. В 1934 г. был упразднен Реввоенсовет СССР и вместо него создан Наркомат обороны.

1 сентября 1939 г. Верховным Советом СССР был принят новый Закон о всеобщей воинской обязанности.

По этому закону советские вооруженные силы состояли из Красной армии, подчиненной Наркомату обороны, военно-морского флота, подчиненного Наркомату военно-морского флота СССР, и пограничных и внутренних войск НКВД СССР. К особенностям указанного закона следует отнести следующее.

1. Законодательство о военной службе было приведено в соответствие с Конституцией СССР 1936 года.

2. Был закреплен окончательный переход от территориальной к кадровой (экстерриториальной) системе комплектования вооруженных сил. В кадровой армии призывники все время срочной службы прибывали в своих воинских частях и занимались военным обучением. Уровень их боевой подготовки был неизмеримо выше.

3. Был снижен призывной возраст с 21 года до 19 лет, а для лиц, окончивших полную среднюю школу, — до 18 лет; увеличены сроки действительной службы — до двух лет (в пехоте и кавалерии) и до трех и даже пяти лет (в технических, танковых частях, пограничных войсках и военно-морском флоте). Сокращались основания для освобождения от военной службы, отсрочек призыва и иных льгот. На 10 лет удлинялись для военнообязанных сроки состояния в запасе (с 40 до 50 лет). Увеличивались сроки учебных сборов переподготовки военнослужащих запаса.

Удлинение сроков службы было связано с необходимостью обеспечить освоение новой боевой техники, поступавшей на вооружение армии и флота.

2 Вопрос Конституция СССР 1936г

В стране произошли серьезные изменения, в связи с этим Пленум ЦК ВКП(б) принял решение внести от имени ЦК ВКП(б) на VII съезде Советов СССР предложение об изменении Конституции Союза ССР в направлении: а) дальнейшей демократизации избирательной системы в смысле замены не вполне равных выборов равными, многостепенных - прямыми, открытого голосования закрытым; б) уточнения социально-экономической основы Конституции в смысле приведения Конституции в соответствие со сложившимся соотношением классовых сил в СССР (создание новой, социалистической индустрии, разгром кулачества, победа колхозного строя, утверждение социалистической собственности как основы советского общества и т.п.).
VII съезд Советов Союза ССР, проходивший с 29 января по 6 февраля 1935 г., принял постановление, полностью одобрившее предложение ЦК ВКП(б), и поручил ЦИК избрать Конституционную комиссию, а ближайшие выборы в органы Советской власти провести на основе новой избирательной системы. В соответствии с решением съезда ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством И.В. Сталина. Были созданы также 12 подкомиссий: по общим вопросам, экономическая, финансовая, правовая, по избирательной системе, судебных органов, центральных и местных органов власти, народного образования, труда, обороны, внешних дел и редакционная, состоявшая из председателей подкомиссий.

В разработке проекта Конституции активное участие принимали: М.И. Калинин (заместитель председателя Конституционной комиссии), Н.И. Бухарин, Г.К. Орджоникидзе, А.С. Бубнов, Н.В. Крыленко, Я.А. Яковлев, Г.М. Кржижановский, В.Я. Чубарь, Я.Б. Гамарник, А.И. Степкий, М.Н. Тухачевский, И.А. Акулов (секретарь комиссии) и др. В состав 12 подкомиссий по подготовке отдельных разделов Конституции входили более ста видных партийных, государственных, профсоюзных и военных деятелей, научных работников, представителей всех республик. К середине мая 1936 г. проект Конституции был подготовлен. 12 июня 1936 г. он был опубликован и в течение почти полугода его обсуждали. Обсуждение проекта Конституции проходило в различной форме: на собраниях трудящихся, на пленумах Советов, на заседаниях секций и депутатских групп Советов и т.д. На чрезвычайных районных, областных, краевых и республиканских съездах Советов, проходивших со второй половины октября и до 23 ноября 1936 г. по всей стране, были подведены итоги обсуждения. Съезды Советов, обсудив проект Конституции с учетом пожеланий и поправок трудящихся, одобрили его. В обсуждении участвовало более 50 млн. человек, или около 55% взрослого населения СССР. В ходе обсуждения в Конституционную комиссию поступило 154 тыс. предложений, поправок, дополнений и замечаний к отдельным статьям и главам проекта. Трудящиеся СССР одобрили проект Конституции.

25 ноября 1936 г. в Москве начал свою работу Чрезвычайный VIII съезд Советов Союза ССР. На съезде развернулось обсуждение проекта Конституции. В прениях по докладу И.В. Сталина выступили 56 делегатов