Файл: Реферат по дисциплине Основы безопасности жизнедеятельности теория и методика преподавания в образовательной организации По теме.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ООО «Инфоурок»

Реферат по дисциплине:
««Основы безопасности жизнедеятельности: теория и методика преподавания в образовательной организации»»
По теме:
«Теоретические основы безопасности жизнедеятельности. Основные термины и определения»
Исполнитель:

ФИО

Москва 2023год
СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

1. Основные термины по дисциплине безопасность жизнедеятельности. 5

Список источников и литературы 13

ВВЕДЕНИЕ

Человек практически всегда находится в мире потенциальных и реальных опасностей, влияющих на его здоровье, деятельность и продолжительность жизни. Умение человека распознать эти опасности, оценить степень риска их воздействия и своевременно принять защитные меры позволяет предупредить возможные негативные последствия, возникающие при этом.

Под деятельностью человека понимается его специфическое воздействие на окружающие объекты (среду) с целью достижения сознательно определённого эффекта. Деятельность человека является предметом изучения научной дисциплины безопасность жизнедеятельности (БЖД).

Модель процесса деятельности состоит из 2-х элементов:

-человек;

-среда.

В этой модели существуют прямые и обратные связи между элементами: прямые – действие человека на среду и обратные – (действие среды на человека) возникают в соответствии с всеобщим законом реактивности материального мира – на любое действие будет оказано противодействие.

Любой вид деятельности должен быть полезен для существования человека, но одновременно деятельность может быть и источником негативного воздействия на него. Поэтому модель «человек-среда» является 2-х целевой:

- первая цель достигается за счёт достижения положительного эффекта при взаимодействии элементов модели;

- вторая цель заключается в исключении нежелательных последствий для человека в результате воздействия на него опасностей, возникающих в этом процессе.

Нежелательные последствия – это угроза жизни, ущерб здоровью, аварии, катастрофы, стихийные бедствия, пожары, и т. п. Предметы, явления, воздействия и другие процессы, вызывающие нежелательные последствия называются опасностями.

Опасность – это предметы, явления, процессы, характеристики среды, оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье человека.

Предметом изучения дисциплины БЖД является одна сторона деятельности – опасности с целью защиты от них. БЖД решает три взаимосвязанные задачи:


1.Идентификация опасностей, т.е. распознавание их с указанием количественных параметров, пространственных и временных координат.

2. Защита от опасностей на основе сопоставления затрат и выгод.

3. Ликвидация возможных потенциальных опасностей.

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек. Статистические данные свидетельствуют, что в настоящее время он больше всего страдает от им же созданных опасностей. Только в дорожно-транспортных происшествиях в России ежегодно погибает более 30 тыс. чел. Десятки тысяч людей становятся ежегодно жертвами алкоголя. Тысячи человек погибают на производстве.

Ученые с древних времен изучают безопасность человека в различных условиях жизни и деятельности. Трудами многих ученых созданы научные предпосылки для разработки средств и методов защиты от опасностей. Комплексной научной дисциплиной, изучающей опасности и защиту от них человека, является безопасность жизнедеятельности (БЖД).

1.ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Основные положения учебной дисциплины БЖД:

С момента своего появления на Земле человек постоянно живет и действует в условиях изменяющихся потенциальных опасностей, поэтому деятельность человека потенциально небезопасна.

Происходя в пространстве и времени, опасности причиняют вред здоровью человека, который проявляется в нервных потрясениях, травмах, болезнях, инвалидных и летальных исходах. Следовательно, опасности — это то, что угрожает не только человеку, но и общественному строю в целом. Значит, профилактика опасностей и защита от них — актуальнейшая гуманитарная и социально-экономическая проблема, в решении которой государство не может не быть заинтересованным.

Обеспечение безопасности деятельности — приоритетная задача для личности, общества, государства. Абсолютной безопасности не бывает. Всегда существует некоторый остаточный риск. Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться.

Безопасность — это приемлемый риск. Как достичь этой цели? Первейший и главнейший способ состоит в получении знаний населением. Другого пути просто нет. И вот почему - опасности по своей природе вероятностны (т. е. случайны), потенциальны (т. е. скрыты), перманентны (т. е. постоянны) и тотальны (т. е. всеобъемлющи). Следовательно, нет на планете человека, которому не угрожали бы опасности. Но зато есть множество людей, которые об этом не подозревают. Их сознание и разум работают в режиме отчуждения от реальной жизни, так как они не придают приоритетного значения информации, которая носит вероятностный характер.



Для выработки идеологии безопасности, формирования безопасного мышления и поведения в учебные планы подготовки специалистов любого профиля включена учебная дисциплина — безопасность жизнедеятельности (это область научных знаний, изучающая общие опасности, угрожающие каждому человеку и разрабатывающая соответствующие способы защиты от них в любых условиях обитания человека) БЖ не решает специальных проблем безопасности. Она обеспечивает общую грамотность в области безопасности, это научно-методический фундамент для всех без исключения специальных дисциплин безопасности. Человек, освоивший БЖД, надежно защищен от опасностей, не навредит другому, способен грамотно действовать в условиях опасности. БЖД — это не средство личной защиты, как полагают некоторые. БЖД — это защита личности, общества и государства. Введение БЖД в вузах (1990) и ОБЖ в школах (1991) —величайшее достижение советской образовательной системы в области безопасности.
Основные термины БЖД

Безопасность жизнедеятельности — область научных знаний, изучающая опасности и способы защиты от них человека в любых условиях его обитания.

Безопасность — состояние деятельности, при котором с определенной вероятностью исключено проявление опасностей, или отсутствие чрезмерной опасности.

Жизнедеятельность — сложный биологический процесс, происходящий в организме человека, позволяющий сохранить здоровья и работоспособность.

Здоровье — естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений.

Идентификация опасности — процесс распознавания образа опасности, установления возможных причин, пространственных и временных координат, вероятности проявления, величины и последствий опасности.

Опасность — явления, процессы, объекты, свойства предметов, способные в определенных условиях причинить ущерб здоровью человека. Потенциальный — возможный, скрытый.

Причина — событие, предшествующее и вызывающее другое событие, именуемое следствием.

Риск — количественная оценка опасности. Определяется как частота или вероятность возникновения одного события при наступлении другого события. Обычно это безразмерная величина, лежащая в пределах от 0 до 1. Может определяться и другими удобными способами.


Ущерб здоровью — это заболевание, травмирование, следствием которого может стать летальный исход, инвалидность и т. п.

Система — совокупность элементов, взаимодействие между которыми адекватно цели.

Цель — то, что представляется в сознании и ожидается в результате определенных направленных действий

Природная опасность — состояние определенных частей литосферы, гидросферы, атмосферы или космоса, представляющие угрозу для людей, объектов экономики, техносферы и биотехносферы. Степень природной опасности зависит от повторяемости и силы опасных природных явлений, пространственных характеристик (площадей развития или зон действия негативных факторов неблагоприятных природных явлений, пространственного распределения очагов возникновения экстремальных природных явлений).

Антропогенная опасность — состояние, при котором негативные факторы, формирующиеся, главным образом, отходами хозяйственной деятельности человека (промышленности, сельского хозяйства, энергетики, транспорта, повседневной жизни человека, животных), создают угрозу здоровью населения и окружающей природной среде.

Техногенная опасность — состояние, при котором негативные факторы, формирующиеся в зонах действия технологических процессов, технических систем и объектов, создают угрозу здоровью промышленному персоналу и населению. Степень техногенной опасности в первую очередь зависит от видов и числа потенциально опасных объектов, накопленного на них потенциала опасности, надежности и устойчивости технологических систем, удаленности объектов от мест проживания людей.

Опасность территории — состояние территории, характеризующееся наличием источников природной и техногенной опасности. Эти опасности создают угрозу для жизнедеятельности населения, проживающего на данной территории. Угроза имеет место при хозяйственном освоении районов, где возможны неблагоприятные природные явления, а также зон возможного действия поражающих факторов экстремальных природных явлений, а также факторов аварий, катастроф и стихийных бедствий.

По возможности реализации различают опасности от вредных объектов (вредных или неблагоприятных для жизнедеятельности районов) и потенциально опасных объектов (районов). Например, объекты, содержащие источники ионизирующих излучений, являются вредными в процессе нормальной эксплуатации, а районы Крайнего Севера — неблагоприятными.


К районам повышенной вредности относятся загрязненные ранее районы, связанные с развитием техносферы, например с разработкой, испытаниями, эксплуатацией и ликвидацией ядерно- и радиационно-опасных объектов; с произошедшими ранее техногенными катастрофами (например, Восточно-Уральский радиоактивный след, Чернобыльская зона).

Источник опасности — это ограниченные в некоторой области пространства процессы, которые могут привести к возникновению негативных воздействий на людей, объекты техносферы и природную среду. Такой областью могут быть районы возможного возникновения опасных природных явлений, места захоронения токсичных отходов, промышленные объекты, промышленные зоны и селитебные территории с объектами жизнеобеспечения в целом.

Чрезвычайная ситуация — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Таким образом, чрезвычайные ситуации идентифицируются по возникающему (прогнозируемому) ущербу (вреду, урону). Этот ущерб проявляется через последствия природного или техногенного опасного явления, являющегося источником чрезвычайной ситуации. Под последствиями понимается результат воздействия поражающих и других факторов, сопровождающих бедствие, на человека, объекты экономики, социальную сферу, окружающую природную среду, а также изменения обстановки, произошедшей вследствие этого. Другими словами — наличие того или иного вида ущерба является необходимым условием, по которому сложившуюся обстановку можно характеризовать как чрезвычайная ситуация. При изучении проблем безопасности в чрезвычайных ситуациях вводится понятие опасность в чрезвычайных ситуациях.

Опасность в чрезвычайной ситуации — состояние, при котором создалась или вероятна угроза возникновения поражающих факторов и воздействий источника чрезвычайной ситуации на население, объекты экономики, инфраструктуры и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации, т. е. на территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.

Вызов — форма опасности, представляющая совокупность обстоятельств, порождающих гипотетическую опасность, которая в перспективе может превратиться в непосредственную опасность. Примерами вызовов в области природной и техногенной безопасности являются опасность падения на Землю крупных тел, нарастающее изменение глобального климата, перспективы создания новых опасных производств, видов оружия и др. Заблаговременное выявление и осознание вызова очень важно, поскольку позволяет заранее принять меры по предотвращению перехода опасности в форму угрозы.