Файл: Саратовский национальный исследовательский.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»
Кафедра начального естественно-математического образования
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ
ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
АВТОРЕФЕРАТ
ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ
БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ студента 4 курса 414 группы направления 44.03.01 Педагогическое образование профиля «Начальное образование» факультета психолого-педагогического и специального образования
МАШИНОЙ ЛЮДМИЛЫ ПАВЛОВНЫ
Научный руководитель канд. пед. наук, доцент
О.А. Федорова
Зав. кафедрой доктор биол. наук, доцент
Е.Е. Морозова
Саратов 2021

2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что познавательный интерес лежит в основе мотивации учебной деятельности младшего школьника.
Учебная деятельность отвечает потребностям младшего школьника.
В федеральном государственном стандарте начального общего образования определены цели, одна из которых – развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, развитие умения учиться.
Настоящее педагогической науки требует реализации новых подходов к обучению и воспитанию детей младшего школьного возраста, так как на современном этапе развития общества и педагогической мысли повышаются требования к уровню интеллектуального развития школьников. Начальная школа, сохраняя преемственность с дошкольным звеном образования, обеспечивает дальнейшее становление личности ребенка, его интеллектуальный, социальный и физическое развитие. Условием эффективности учебно-воспитательного процесса учения школьников является результативность познавательной деятельности, от которой зависит целеустремленность умственной активности, развитие интеллектуальной рефлексии и творческих способностей учеников.
Поэтому важно выбрать правильный подход в обучении естественно- математическим дисциплинам в начальной школе, так как в этот период идёт формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и мотивации. Учащиеся сегодня имеют высокий умственный потенциал, но, хорошо владея знаниями, часто не могут применить их в практической деятельности.
При всем многообразии форм и приемов, различных технологий обучения и изобилии учебно-методических материалов, нельзя забывать, что главную роль в учебно-воспитательном процессе играет мастерство педагога, которое заключается не только в содержательной и методической компетенции, но и в его гибком, творческом подходе при обучении.
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнений необходимость использования творческих заданий в обучении младших школьников. Успех


3 дальнейшего обучения школьников зависит от умения использовать творческие задания и работать с ними. Исходя из вышесказанного, можно сказать, что данная тема актуальна в настоящее время, так как одним из основных факторов развития современной личности младшего школьника является познавательная, творческая активность самого ребенка.
Вопросами развития детей младшего школьного возраста в процессе обучения занимались такие ученые, как В.В. Давыдов, Л.В. Занков, З.И.
Калымкова, А.А. Люблинская, Н.А. Менчинская, А.В. Полякова, Н. С.
Рождественский, С.А. Рубинштейн.
Проблемой развития познавательного интереса занимались И.Ф. Гербарт,
Ф.А. Дистервег, Я.А. Коменский, Ж.Ж. Руссо, и такие современные авторы, как
Л.М. Аболин, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, А.А. Голушко, Ю.М. Забродин, Н.В.
Имедадзе, Ю.Л. Ханин и др.
Проблема творчества изучалась исследователями и учеными Г. Айзенком,
В.И. Дружининым, Н. Коган, А. Маслоу, Я.А. Пономаревым, Б.М. Тепловым, Э.Г.
Торренс и др. Появилось множество исследований, посвященных психологии творчества, особенно творческой личности, выявлению творческой одаренности.
Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе при изучении курса «Окружающий мир».
Предмет исследования: использование творческих заданий на уроках окружающего мира.
Цель исследования: показать значение использования творческих заданий на уроках окружающего мира для развития познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что использование творческих заданий на уроках окружающего мира будет способствовать развитию познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «познавательный интерес» и особенности его формирования у младших школьников;

4 2. Рассмотреть творческие задания как средство формирования познавательного интереса младших школьников;
3. Описать условия развития познавательного интереса на уроках окружающего мира;
4. Провести анализ учебников по курсу «Окружающий мир»;
5. Провести опытно-экспериментальное исследование.
Экспериментальная база исследования: МАОУ «СОШ «Аврора» г.
Саратов.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
В первом разделе выпускной квалификационной работы «Теоретические аспекты использования творческих заданий на уроках окружающего мира как средства формирования познавательного интереса младшего школьника» нами была рассмотрена проблема активизации познавательного интереса учащихся к учебе и условия развития познавательного интереса на уроках окружающего мира через систему творческих заданий.
В ходе анализа литературы нами было выявлено, что использование творческих заданий позволяет преобразить традиционные уроки, оптимизировав процессы понимания и запоминания материала по основным учебным дисциплинам, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к самостоятельной учебной деятельности.
Творческие задания – это такая форма организации содержания учебного материала, с помощью которой учитель создает ученикам творческую ситуацию, прямо или косвенно ставит цель, условия учебно-творческой деятельности, в процессе которой учащиеся активно овладевают знаниями, развивают творческие способности.


5
Задача педагога в процессе развития познавательного интереса детей к природе состоит в применении различных форм обучения (экскурсий в природу, урок-путешествие, экологические квесты, проекты), построении эколого- развивающей среды в образовательном учреждении, повышении самостоятельности и активности учеников.
Развитие познавательного интереса младших школьников к природе на уроках окружающего мира будет эффективным, если придерживаться следующих педагогических условий:
- личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика при организации различных форм обучения) экскурсии в природу, урок-путешествие, экологические квесты, проекты);
- построение эколого-развивающей среды в образовательном учреждении;
- повышение самостоятельности и активности учащихся.
С целью выявления образовательного потенциала учебников по курсу
«Окружающий мир» с 1 по 4 класс, на предмет наличия творческих заданий нами был проведен анализ учебников по данному предмету УМК «Школа России» и
«Школа 2100».
Мы выяснили, что в учебниках «используются разнообразные методы и формы обучения. Большинство сведений, подлежащих изучению, вводится индуктивным путем, через наблюдение, сопоставление фотографий, выполнение заданий, а сами сведения даются в конце урока как вывод, результат размышления учащихся. Эти сведения изложены просто, ясно, четко, доступно пониманию первоклассников. Индуктивный и проблемный подходы, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют развитию их мышления и речи.
Учебный материал включает в себя очень мало творческих заданий, а больше содержит в себе прямые вопросы, на которые требуются односложные ответы, различные задания в парах на логику и проведение опытов.
Во втором разделе «Практическая реализация программы формирования познавательного интереса у младших школьников посредством творческих

6 заданий в рамках предмета «Окружающий мир» нами была проведена диагностика познавательного интереса младших школьников в рамках предмета
«Окружающий мир».
Опытно-экспериментальное исследование было осуществлено на базе МАОУ «СОШ «Аврора» в городе Саратов, в 4 классе. В классе 35 учащихся, из них 17 девочек и 18 мальчиков. Целью проведения исследования являлось выявление уровня развития познавательного интереса у младших школьников.
Педагогический эксперимент проходил в три этапа: 1) констатирующий; 2) формирующий; 3) контрольный. На констатирующем этапе (сентябрь 2020 г.) проведена диагностика познавательного интереса младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир». На формирующем этапе (сентябрь 2020 г. – май
2021 г.) осуществлялась разработка и проведение уроков окружающего мира с применением творческих заданий по развитию познавательного интереса у младших школьников. на контрольном этапе было проведено повторное диагностирующее исследование. В ходе проверки результаты, полученные на контрольном этапе, сравнивались с результатами, полученными на констатирующем этапе, доказывалась достоверность их различий.
Для экспериментальной работы нами было использовано три методики:
1. Методика Горчинской А.А. «Познавательная активность младшего школьника» (Приложение А). Цель: оценить степень выраженности познавательной активности младших школьников.
Для проведения данной методики ученикам были даны бланки с пятью вопросами и возможными тремя вариантами ответов. Младшим школьникам нужно было выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов только один.
2. Методика Горчинской А.А. «Познавательная самостоятельность младшего школьника» (Приложение Б). Для проведения данной методики каждому младшему школьнику была предложена анкета, которая содержит 5 вопросов, имеющих следующие варианты ответов: а) да – 3 балла, б) иногда – 2


7 балла, в) нет – 1 балл. Ученикам было предложено выбрать один из вариантов ответа, с которым они согласны.
3. Методика Щукиной Г.И. «Методика с конвертами» (Приложение В).
Цель: выявить уровень познавательного интереса младших школьников через учебную деятельность.
Данная методика проводилась на уроке окружающего мира с каждым учеником индивидуально. Это методика сочеталась с ответами школьников, интервью и наблюдением. Перед младшим школьником лежало 5 конвертов на его выбор, каждый конверт был под своим названием, направлением деятельности и определенного цвета. В каждом из этих конвертов было по 3 вопроса, ученику предлагалось выбрать любой вопрос, на который он хочет ответить. Грамотный, рассудительный, четкий ответ оценивался как высокий уровень. Ответ на второй вопрос среднего уровня, содержал один конкретный вопрос, на который можно было ответить, не рассуждая, а сразу назвать конкретный ответ. Ответ на вопрос, который не требовал от ученика особых усилий, оценивался как низкий уровень.
Проведенный анализ результатов позволил сделать вывод о том, что у учащихся 4 класса наблюдается недостаточно высокий уровень познавательного интереса. У ребят слабо выражен интерес к поиску дополнительной информации, познавательная активность, требует побуждения учителя, самостоятельная деятельность зависит от ситуации, трудности при выполнении заданий преодолеваются при помощи учителя.
На формирующем этапе были проведены уроки окружающего мира с применением творческих заданий по развитию познавательного интереса у младших школьников. В содержание уроков вошли творческие задания на развитие классификационных и аналитических умений, способности выделять существенные признаки (сравнивать), умения систематизировать, обобщать полученные знания, воображения.
С целью проверки результативности и успешности проведенных уроков по развитию познавательного интереса у младших школьников нами был проведен

8 контрольный этап, на котором были повторно проведены диагностические методики, используемые на констатирующем этапе эксперимента.
Уровень познавательного интереса младших школьников стал значительно выше. Учащиеся стали активно задавать вопросы познавательного характера, начали исследовать природу во внеурочное время, эмоционально откликаться на поставленную задачу. Ребята стали пытаться во всём устанавливать причинно- следственные связи, искать в дополнительной литературе интересные факты о природе и делиться полученными знаниями с одноклассниками. Они стали больше экспериментировать, пробовать себя в проектной деятельности.
Следовательно, можно утверждать, что применение творческих заданий на уроках окружающего мира (экскурсии в природу, урок-путешествие, экологические квесты, проекты и др.), способствует развитию познавательного интереса у учащихся младших классов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования показал, что использование творческих заданий позволяет преобразить традиционные уроки, оптимизировав процессы понимания и запоминания материала по основным учебным дисциплинам, а главное, подняв на более высокий уровень интерес детей к самостоятельной учебной деятельности.
Решая первую задачу исследования, мы раскрыли понятие «познавательный интерес» и особенности его формирования у младших школьников. Так, познавательный интерес в учебной деятельности выступает как результат взаимодействия объективной и субъективной сторон интереса. Характерными особенностями интереса является его осознанность, эмоциональность, особая волевая устремленность к познанию.
Решая вторую задачу, нами были рассмотрены творческие задания как средство формирования познавательного интереса младших школьников.
Творческие задания – это такая форма организации содержания учебного


9 материала, с помощью которой учитель создает ученикам творческую ситуацию, прямо или косвенно ставит цель, условия учебно-творческой деятельности, в процессе которой учащиеся активно овладевают знаниями, развивают творческие способности.
Для решения третей задачи нами были описаны условия развития познавательного интереса на уроках окружающего мира.
Развитие познавательного интереса младших школьников к природе на уроках окружающего мира будет эффективным, если придерживаться следующих педагогических условий:
- личностно-ориентированное взаимодействие учителя и ученика при организации различных форм обучения) экскурсии в природу, урок-путешествие, экологические квесты, проекты);
- построение эколого-развивающей среды в образовательном учреждении;
- повышение самостоятельности и активности учащихся.
Решая четвертую задачу, нами были проанализированы учебники по курсу
«Окружающий мир» с 1 по 4 класс на предмет наличия творческих заданий в учебниках «Окружающий мир» (УМК «Школа России» и «Школа 2100»).
Так, в учебниках «Окружающий мир» с 1 по 4 классы по УМК «Школа
России» используются разнообразные методы и формы обучения. Большинство сведений, подлежащих изучению, вводится индуктивным путем, через наблюдение, сопоставление фотографий, выполнение заданий, а сами сведения даются в конце урока как вывод, результат размышления учащихся. Эти сведения изложены просто, ясно, четко, доступно пониманию первоклассников.
Индуктивный и проблемный подходы, требующие от детей размышлений и доказательств, способствуют развитию их мышления и речи.
По завершению изучения материала учебников по курсу «Окружающий мир» (УМК «Школа 2100») с 1 по 4 классы, нами был сделан вывод, что учебный материал включает в себя очень мало творческих заданий, а больше содержит в себе прямые вопросы, на которые требуются односложные ответы, различные задания в парах на логику и проведение опытов.

10
Выпускная квалификационная работа содержит подборку творческих заданий для младших школьников при изучении курса «Окружающий мир».
Решая пятую задачу, нами было проведено опытно-экспериментальное исследование. Базой исследования выступило МАОУ «СОШ «Аврора», г.
Саратов, 4 «А» класс.
На контрольном этапе опытно-экспериментального исследования были проведены диагностики познавательной активности младших школьников, познавательной самостоятельности и диагностика уровня познавательного интереса. Были получены результаты, свидетельствующие о недостаточно высоком уровне познавательного интереса у младших школьников.
Это вызвало необходимость разработки и проведения на формирующем этапе уроков окружающего мира с применением творческих заданий по развитию познавательного интереса у младших школьников. В содержание уроков вошли творческие задания на развитие классификационных и аналитических умений, способности выделять существенные признаки
(сравнивать), умения систематизировать, обобщать полученные знания, воображения.
На контрольном этапе были повторно проведены диагностические методики. Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов опытно-экспериментального исследования свидетельствует о положительной динамики в развитии познавательного интереса у детей младшего школьного возраста.