Файл: Урок 2 Модуль 1 Музыка моего края Тип урока Комбинированный урок.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 412

Скачиваний: 22

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Конспект урока музыки в 5 классе по обновленным ФГОС

По теме «Фольклор — народное творчество» урок №2

Модуль № 1 «Музыка моего края»

Тип урока: Комбинированный урок

  1. Цель урока: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся; формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.

Задачи урока:

  1. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания.

  2. Развитие общих и специальных музыкальных способностей.

  3. Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.

  1. Планируемые результаты обучения:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны.

2. Эстетического воспитания:

восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусств.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Базовые логические действия:

устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;

Базовые исследовательские действия:

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.

Работа с информацией:

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;

Овладение универсальными коммуникативными действиями


Невербальная коммуникация:

воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;

передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;

Вербальное общение:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

Совместная деятельность (сотрудничество):

Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально- психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;

Овладение универсальными регулятивными действиями

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

Самоконтроль (рефлексия):

владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;

Эмоциональный интеллект:

чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей,

Принятие себя и других:

уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению,

принимать себя и других, не осуждая;

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;

знать музыкальные традиции своего края, народа;

характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов,

исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.

Конспект урока составила:

Учитель музыки

Сандакова Светлана Станиславна

г. Камызяк -2022

4. Конспект урока №2 по теме «Фольклор — народное творчество»

Модуль № 1 «Музыка моего края»
Ход урока.

  1. Организационный момент. Создания благоприятной атмосферы.

Вход в класс под музыку русской народной песни «Во поле береза»



Музыкальное приветствие.

- Ребята, вы узнали произведение, которое звучало в начале урока?

-Это мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла»

- Верно, береза является символом нашей родины, России. Сегодня мы исполним песни о нашей Родине и определим их принадлежность.

Коллективное исполнение песен о Родине, сравнение характера и определение принадлежности к народной и композиторской музыке по особенностям русской музыки.

2. Повторение изученного материала. Актуализация знаний.

- Как вы, ребята, поняли, что песня «Моя Россия» - композиторская песня, а песня «Родина» - народная песня?

- Назовите особенности русской народной песни?

Певучесть, протяжность, широта мелодий, неторопливость, многоголосие, сменный лад и т.д.

Повторное звучание мелодии рус. нар. песни «Во поле береза»

- Мелодия какой песни звучала при входе в класс? ответы

Вспомните и назовите общие особенности русской народной песни?

Разгадывание кроссворда «Душа народа» - центральное слово

  1. Пение без музыкального сопровождения

  2. Свойство песни, когда 1 звук тянется на несколько звуков

  3. Главный исполнитель, 1 певец

  4. Главная особенность русской песни, синоним певучести

  5. Музыкальная форма, используемая в народных песнях, для повторения мелодии с украшениями.













1. а

к

а

П

е

л

л

а













2.р

а

с

п

Е

в


































3.С

о

л

и

с

т










4.п

е

с

е

Н

н

о

с

т

ь

5.в

а

р

и

а

ц

и

Я



















3. Работа с новой темой. Постановка проблемного вопроса.

На фоне звучания фрагмента финала из симфонии №4 П.И.Чайковского.

- Ребята, послушайте выражения и подумайте, о чем идет речь?

1.Совокупность народных обрядовых действий,

2.Народная мудрость,

3.Виды творений неизвестных авторов прошлого времени,

переданных устным способом.

4.Явления духовной культуры.

- С чем мы будем сегодня с вами работать? Варианты ответов детей.

-Молодцы, правильно, с фольклором.

-Как иначе можно определить термин Фольклор, исходя их перечисленных определений? Народное творчество.

-Сейчас звучит известная вам музыка? Народная или композиторская? Что в ней изменилось? Какой она стала? Ответы детей.

-Молодцы, вы узнали мелодию р.н.п. «Во поле береза стояла», которая стала богаче, насыщенней в исполнении симфонического оркестра в симфонии №4 П.И.Чайковского.

4. Формулирование темы урока.

Давайте сформулируем тему нашего урока и запишем ее в тетрадь.

ФОЛЬКЛОР - НАРОДНОЕ ТФОРЧЕСТВО. Запись темы в тетрадь

5. Применение учебного материала и проверка домашнего задания.

Обращение к рисункам и презентации «Древо музыки»

Что изображено на ваших рисунках? Какое место занимает фольклор, чем он является для древа музыки? – Корнями.

Какая музыка появилась ранее? Почему? Народная. В старые времена не было школ. Люди не знали грамоты, не умел писать. Сочиняли и передавали свои творения устно, из поколения в поколение. Народным назвали творчество потому, что народ сохранил, передал, украсил произведение неизвестного автора, которое полюбилось всем.

Профессиональная музыка в России появилась сравнительно недавно, в 18 веке, когда композитора с музыкальным образованием изучали, собирали, записывали фольклор в сборники, использовали сами.

6. Изучение нового материала.

На фоне звучания фрагмента финала из симфонии №4 П.И.Чайковского.

Многие композиторы в своем творчестве обращались к фольклору, используя в своих произведениях народные песни и танцы. К ним относится русский композитор 19 века, юрист по образованию
, создавший много музыкальных шедевров, в том числе альбомы «Времена года» и «Детский альбом». Как зовут этого композитора?

- Петр Ильич Чайковский.

- Верно, ребята, Петр Ильич Чайковский в своем творчестве обращался к фольклору разных народов. Сейчас звучит его музыка - финал симфонии №4, где он использовал какую известную мелодию?

- Мелодию р.н.песни «Во поле береза стояла».

- Что такое симфония, ребята?

- Симфония – это крупное музыкальное произведение из 4 частей для симфонического оркестра, музыкальное размышление о жизни, с латинского - созвучие, согласие.

- Что такое финал? Это заключительная часть, итог.

- Как изменилась мелодия простой песни?

Из тихой мелодии она перерастает в стремительную, громкую, напоминающую вихрь, ураган.

Симфония №4 П.И.Чайковского показывает нам, как из мелодии душевной русской народной песни «Во поле береза стояла» выросла богатая, насыщенная музыка, использованная композитором для размышления о жизни, о преодолении трудностей и радости побед.

Работа с презентацией

«Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее аранжируем»

Перед вами слова великого русского композитора 19 века – основателя русской классической музыки, о ком идет речь? М.И.Глинка.

Верно, ребята. Михаил Иванович Глинка сказал, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее аранжируем»

-Как вы понимаете слова М.И.Глинки?

Верно, изначально музыка была народной, созданная авторами без музыкального образования, талантливыми самоучками, которые передал нам свои переживания о своей жизни. До нас дошли лучшие образцы народного творчества. Композиторы обращаются к фольклору в своем творчестве, украшают, обрабатывают, варьируют мелодии народных песен и танцев, делая фольклор богаче и насыщенней.

7. Применение учебного материала в новой ситуации. Закрепление

Повторное звучание фрагмента финала из симфонии №4 П.И.Чайковского. На фоне музыки ребята выполняют 1 задание.

- Сейчас вы, ребята, разделитесь на 3 учебные группы для выполнения общего задания на время, ваше творчество, артистизм, знание материала и умения применять его в жизни.

3 команды: До Ми Соль. Время выделяется одинаковое. Поддерживая друг друга, вы должны выполнить задание точно и согласованно.

Задание 1. Без указания точного названия «Музыкальные жанры». Каждой команде раздаются распечатанные термины на карточках.