Файл: Урок 2 Модуль 1 Музыка моего края Тип урока Комбинированный урок.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 412
Скачиваний: 22
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Конспект урока музыки в 5 классе по обновленным ФГОС
По теме «Фольклор — народное творчество» урок №2
Модуль № 1 «Музыка моего края»
Тип урока: Комбинированный урок
-
Цель урока: воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся; формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Задачи урока:
-
Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный психологический опыт эмоционально-эстетического переживания. -
Развитие общих и специальных музыкальных способностей. -
Формирование целостного представления о комплексе выразительных средств музыкального искусства. Освоение ключевых элементов музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей.
-
Планируемые результаты обучения:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры; стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны.
2. Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное в окружающей действительности, осознание ценности творчества, таланта; осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусств.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Базовые логические действия:
устанавливать существенные признаки для классификации музыкальных явлений, выбирать основания для анализа, сравнения и обобщения отдельных интонаций, мелодий и ритмов, других элементов музыкального языка;
Базовые исследовательские действия:
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, слухового исследования.
Работа с информацией:
выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в аудио- и видеоформатах, текстах, таблицах, схемах;
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как искусство интонируемого смысла, стремиться понять эмоционально-образное содержание музыкального высказывания, понимать ограниченность словесного языка в передаче смысла музыкального произведения;
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;
Вербальное общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
Совместная деятельность (сотрудничество):
Развивать навыки эстетически опосредованного сотрудничества, соучастия, сопереживания в процессе исполнения и восприятия музыки; понимать ценность такого социально- психологического опыта, экстраполировать его на другие сферы взаимодействия;
Овладение универсальными регулятивными действиями
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
Самоконтроль (рефлексия):
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
Эмоциональный интеллект:
чувствовать, понимать эмоциональное состояние самого себя и других людей,
Принятие себя и других:
уважительно и осознанно относиться к другому человеку и его мнению,
принимать себя и других, не осуждая;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества, могут рассуждать на эту тему;
знать музыкальные традиции своего края, народа;
характеризовать особенности творчества народных и профессиональных музыкантов,
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения композиторов своей малой родины.
Конспект урока составила:
Учитель музыки
Сандакова Светлана Станиславна
г. Камызяк -2022
4. Конспект урока №2 по теме «Фольклор — народное творчество»
Модуль № 1 «Музыка моего края»
Ход урока.
-
Организационный момент. Создания благоприятной атмосферы.
Вход в класс под музыку русской народной песни «Во поле береза»
Музыкальное приветствие.
- Ребята, вы узнали произведение, которое звучало в начале урока?
-Это мелодия русской народной песни «Во поле береза стояла»
- Верно, береза является символом нашей родины, России. Сегодня мы исполним песни о нашей Родине и определим их принадлежность.
Коллективное исполнение песен о Родине, сравнение характера и определение принадлежности к народной и композиторской музыке по особенностям русской музыки.
2. Повторение изученного материала. Актуализация знаний.
- Как вы, ребята, поняли, что песня «Моя Россия» - композиторская песня, а песня «Родина» - народная песня?
- Назовите особенности русской народной песни?
Певучесть, протяжность, широта мелодий, неторопливость, многоголосие, сменный лад и т.д.
Повторное звучание мелодии рус. нар. песни «Во поле береза»
- Мелодия какой песни звучала при входе в класс? ответы
Вспомните и назовите общие особенности русской народной песни?
Разгадывание кроссворда «Душа народа» - центральное слово
-
Пение без музыкального сопровождения -
Свойство песни, когда 1 звук тянется на несколько звуков -
Главный исполнитель, 1 певец -
Главная особенность русской песни, синоним певучести -
Музыкальная форма, используемая в народных песнях, для повторения мелодии с украшениями.
| | | | 1. а | к | а | П | е | л | л | а | |
| | | 2.р | а | с | п | Е | в | | | | |
| | | | | | | 3.С | о | л | и | с | т |
| | | 4.п | е | с | е | Н | н | о | с | т | ь |
5.в | а | р | и | а | ц | и | Я | | | | | |
3. Работа с новой темой. Постановка проблемного вопроса.
На фоне звучания фрагмента финала из симфонии №4 П.И.Чайковского.
- Ребята, послушайте выражения и подумайте, о чем идет речь?
1.Совокупность народных обрядовых действий,
2.Народная мудрость,
3.Виды творений неизвестных авторов прошлого времени,
переданных устным способом.
4.Явления духовной культуры.
- С чем мы будем сегодня с вами работать? Варианты ответов детей.
-Молодцы, правильно, с фольклором.
-Как иначе можно определить термин Фольклор, исходя их перечисленных определений? Народное творчество.
-Сейчас звучит известная вам музыка? Народная или композиторская? Что в ней изменилось? Какой она стала? Ответы детей.
-Молодцы, вы узнали мелодию р.н.п. «Во поле береза стояла», которая стала богаче, насыщенней в исполнении симфонического оркестра в симфонии №4 П.И.Чайковского.
4. Формулирование темы урока.
Давайте сформулируем тему нашего урока и запишем ее в тетрадь.
ФОЛЬКЛОР - НАРОДНОЕ ТФОРЧЕСТВО. Запись темы в тетрадь
5. Применение учебного материала и проверка домашнего задания.
Обращение к рисункам и презентации «Древо музыки»
Что изображено на ваших рисунках? Какое место занимает фольклор, чем он является для древа музыки? – Корнями.
Какая музыка появилась ранее? Почему? Народная. В старые времена не было школ. Люди не знали грамоты, не умел писать. Сочиняли и передавали свои творения устно, из поколения в поколение. Народным назвали творчество потому, что народ сохранил, передал, украсил произведение неизвестного автора, которое полюбилось всем.
Профессиональная музыка в России появилась сравнительно недавно, в 18 веке, когда композитора с музыкальным образованием изучали, собирали, записывали фольклор в сборники, использовали сами.
6. Изучение нового материала.
На фоне звучания фрагмента финала из симфонии №4 П.И.Чайковского.
Многие композиторы в своем творчестве обращались к фольклору, используя в своих произведениях народные песни и танцы. К ним относится русский композитор 19 века, юрист по образованию
, создавший много музыкальных шедевров, в том числе альбомы «Времена года» и «Детский альбом». Как зовут этого композитора?
- Петр Ильич Чайковский.
- Верно, ребята, Петр Ильич Чайковский в своем творчестве обращался к фольклору разных народов. Сейчас звучит его музыка - финал симфонии №4, где он использовал какую известную мелодию?
- Мелодию р.н.песни «Во поле береза стояла».
- Что такое симфония, ребята?
- Симфония – это крупное музыкальное произведение из 4 частей для симфонического оркестра, музыкальное размышление о жизни, с латинского - созвучие, согласие.
- Что такое финал? Это заключительная часть, итог.
- Как изменилась мелодия простой песни?
Из тихой мелодии она перерастает в стремительную, громкую, напоминающую вихрь, ураган.
Симфония №4 П.И.Чайковского показывает нам, как из мелодии душевной русской народной песни «Во поле береза стояла» выросла богатая, насыщенная музыка, использованная композитором для размышления о жизни, о преодолении трудностей и радости побед.
Работа с презентацией
«Музыку создает народ, а мы, композиторы, ее аранжируем»
Перед вами слова великого русского композитора 19 века – основателя русской классической музыки, о ком идет речь? М.И.Глинка.
Верно, ребята. Михаил Иванович Глинка сказал, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее аранжируем»
-Как вы понимаете слова М.И.Глинки?
Верно, изначально музыка была народной, созданная авторами без музыкального образования, талантливыми самоучками, которые передал нам свои переживания о своей жизни. До нас дошли лучшие образцы народного творчества. Композиторы обращаются к фольклору в своем творчестве, украшают, обрабатывают, варьируют мелодии народных песен и танцев, делая фольклор богаче и насыщенней.
7. Применение учебного материала в новой ситуации. Закрепление
Повторное звучание фрагмента финала из симфонии №4 П.И.Чайковского. На фоне музыки ребята выполняют 1 задание.
- Сейчас вы, ребята, разделитесь на 3 учебные группы для выполнения общего задания на время, ваше творчество, артистизм, знание материала и умения применять его в жизни.
3 команды: До Ми Соль. Время выделяется одинаковое. Поддерживая друг друга, вы должны выполнить задание точно и согласованно.
Задание 1. Без указания точного названия «Музыкальные жанры». Каждой команде раздаются распечатанные термины на карточках.