Файл: Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема урока:

Годовой жизненный цикл и сезонные явления в жизни птиц.

Цель: Сформировать у обучающихся общеучебные умения и навыки, используя материал урока.

Задачи: Сформировать основные знания и умения сохранения биологического разнообразия и охраны птиц, защиты окружающей среды.

Личностные: научить устанавливать связи между целью и ее мотивом, сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы. Интеллектуальные умения (доказывать, рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы). Эстетического отношения к живым объектам.

Регулятивные: определение цели работы, плана ее реализации, осуществление контроля усвоения материала.

Познавательные: составлять таблицы, сравнивать биологические объекты, устанавливать связи между строением и образом жизни, искать биологическую информацию в разных источниках, нахождение в тексте основных частей, преобразовывать информацию, строить логическое рассуждение.

Коммуникативные: вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию. Умение работать в группе.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний.

Мы продолжаем с вами знакомство с Классом Птиц. Но в начале урока давайте вспомним, какие особенности можно выделить во внешнем и внутреннем строении этих животных, связанные с полетом?

(фронтальный опрос)

Сегодня мы продолжаем изучение этих животных.

3. Постановка проблемы. Создание проблемной ситуации.

Сейчас на улице весна, время года, когда в жизни человека, животных и растений происходят перемены. Влияют ли эти перемены на жизнедеятельность птиц (да!). Как?

В течение календарного года происходят сезонные явления. Будут ли они влиять на поведение птиц?

Давайте попробуем установить последовательность данных явлений характерных для большинства птиц.

(Детям предлагается восстановить порядок событий: подготовка к размножению, размножение, гнездостроение, насиживание, послегнездовой период, миграции)


Предлагается послушать стихотворение Жуковского:

Где же ты, птичка?

Где, ты, певичка?

В дальнем краю

Гнездышко вьешь ты;

Там и поешь ты

Песню свою.

(В стихотворении есть биологическая ошибка, которую дети должны найти после изучения темы.)

4. Целеполагание

А теперь попробуем подробно узнать о каждом из периодов в жизни птиц.

5. Планирование

Для этого делимся на группы. Каждая группа выполняет задания, выданные на карточках. На работу выделяется 10 минут, по окончанию работы происходит обмен информацией.

1 группа.

Задание: Выявить поведение птиц в период размножения (работа с учебником и раздаточным материалом).

(Предполагаемые ответы обучающихся: Происходит образование пар, токование, турнирные соревнования самцов, яркое оперение. Некоторые образуют пары на один сезон, а есть пары, образующиеся на всю жизнь)

2 группа.

Дети заполняют таблицу «Разновидности гнёзд» Заполняют таблицу с помощью учебника и раздаточного материала.

(Предполагаемые ответы обучающихся:

Гнездо должно быть теплым, незаметным, определенной формы. Насиживание- это период откладывания первого яйца и вылупление последнего.)

3 группа

Для описания послегнездового периода дети работают с учебником и дополнительным материалом.

(Предполагаемые ответы учащихся:

Этот этап связан со сменой оперения. Перья снашиваются и выцветают, особенно маховые и рулевые (снижение летательной способности, ухудшение теплоизоляции).

Значение (смена старого пера, терморегуляция, приобретение сезонной окраски).

В послегнездовое время птицы кочуют- перемещение на небольшие расстояния в поисках корма. Многие к осени кочуют в южном направлении и к осени переходят в дальние миграции.

4 группа.

Пользуясь текстом учебника, обучающиеся составляют схему «Сезонные миграции» с пояснением и примерами.

(Предполагаемые ответы обучающихся:

Оседлые (миграций не совершают), кочующие ( удаляются на сотни километров), перелетные (удаление за тысячи километров от пределов гнездового ареала)

5. Рефлексия.



Возвращение к стихотворению Жуковского.

  1. Домашнее задание.

Параграф 47 (в учебнике), сообщение по теме происхождение птиц.