Файл: Занятие 1 Студентка группа Преподаватель Пермь 2021.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация
«Национальный социально – педагогический колледж»
Программа среднего профессионального образования
44.02.01 Дошкольное образование
Дисциплина: Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Практическое занятие №1
Выполнила:
Студентка
группа
Преподаватель:
Пермь – 2021
Задание 1. Заполните таблицу «Понятия возрастной анатомии, физиологии и гигиены»:
Понятие | Определение |
Анатомия | Наука о внешнем и внутреннем строении человеческого тела. |
Возрастная анатомия | Наука о внешнем и внутреннем строении тела человека в различные возрастные периоды онтогенеза (индивидуального развития). |
Физиология | Наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нём, и механизмах его деятельности. |
Возрастная физиология | Изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза: функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе. |
Гигиена | Наука, изучающая взаимодействие ребёнка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма и детей и подростков. |
Организм человека | Это сложная, целостная, саморегулируемая, самообновляемая и самовосстанавливаемая система. Состоит из клеток. |
Клетка | Элементарная, структурно-функциональная и гигиеническая система, являющаяся основой строения, развития и жизнедеятельности всех животных и растительных организмов. |
Задание 2. Заполните таблицу «Измерения антропометрических показателей физического развития ребенка»:
Название измерения | Техника проведения измерения |
Измерение роста стоя | Испытуемый встает на платформу ростомера спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, межлопаточной областью, затылком. Голова устанавливается таким образом, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились в одной горизонтальной плоскости. Скользящая планка ростомера опускается до соприкосновения с верхушечной точкой головы. Результат отмечают по правой части шкалы (в см). Рост тела в длину происходит неравномерно, в возрасте от 3 до 14–16 лет отношение между ростом и возрастом близко к линейному и вычисляется по формулам:
Рост (см) = 6 × возраст (годы) + 76;
Рост (см) = 6 × возраст (годы) + 77. Норма отклонения:
Если реальный рост больше или меньше расчетного на 20 % и более, это может указывать на эндокринные нарушения. |
Измерение роста сидя | Испытуемый сидит на скамье ростомера выпрямившись, касаясь вертикальной стойки ягодицами и межлопаточной областью. Голова находится в том же положении, что и при измерении роста стоя. Отсчет ведется до верхушечной точки головы по левой части шкалы. |
Измерение ширины плеч | Испытуемый стоит в привычной для него непринужденной позе. Сантиметровой лентой измеряют ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины (плечевая дуга). |
Измерение окружности головы | Нулевое деление сантиметровой ленты прикладывается над переносицей и удерживается левой рукой. Правой рукой накладывают ленту на правую височную область, на затылок, затем, через левую височную область – к исходной точке. |
Измерение окружности грудной клетки | Определяют в состоянии спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха. Ленту накладывают сзади по нижним углам лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускаются, осанка непринужденная, лента, соскальзывая, ложится по углам лопаток. Спереди лента проходит чуть выше средней линии грудной клетки. Лента не должна провисать, плотно прилегая к телу, и, вместе с тем, не препятствовать глубокому вдоху, свободно следуя за движениями грудной клетки. Измеряют окружность грудной клетки во время вдоха, выдоха, паузы. |
Измерение грудино-позвоночного (переднезаднего) и реберного (поперечного или бокового) диаметра грудной клетки | Определяют их при помощи специального толстотного циркуля, ножки которого устанавливают в определенных местах грудной клетки. Для определения первого диаметра одну ножку циркуля устанавливают на область грудины, а другую – на позвоночник на том же самом уровне. Для измерения второго диаметра ножки циркуля ставят на симметричные точки по средним подмышечным линиям. На практике чаще всего для определения диаметров грудной клетки используется сантиметровая лента, с помощью которой измеряют оба диаметра, проецируя их на грудную клетку пациента. В норме у взрослых грудино-позвоночный диаметр меньше реберного. |
Измерение поперечного диаметра дистальной части плеча и тазогребневого диаметра | В первом случае определяют наибольшее расстояние между латеральным и медиальным над мыщелками плечевой кости; во втором – расстояние между двумя подвздошно-гребневыми точками. |
Измерение степени развития мускулатуры плеча, предплечья, бедра, голени | При помощи сантиметровой ленты у испытуемого измеряется окружность самой широкой части плеча:
Измерения проводятся на обеих руках. |
Определение жирового компонента массы тела | В растущем организме приобретает сегодня практическое значение. Это связано с тем, что недостаточная ежедневная двигательная активность (гиподинамия) школьников сопровождается избыточным отложением жира, что неблагоприятно сказывается на развитии детей и прежде всего на их физической работоспособности. Дети рождаются уже с некоторыми жировыми запасами. У новорожденного жировая ткань составляет в среднем 11 % массы тела. В течение первых месяцев жизни жировые депо детей увеличиваются, и у 5-месячного ребенка жировая ткань составляет уже 26 % от массы тела, располагаясь в основном в подкожной клетчатке. К году содержание жира в организме ребенка должно снижаться в связи с увеличением энергозатрат. У мальчиков в процессе полового созревания происходит, как правило, уменьшение количества жировой ткани, а у девочек ее некоторое увеличение. В среднем у мальчиков школьного возраста процент содержания жировой ткани колеблется в пределах 1417 %, а у девочек – 1822 %. У мужчин зрелого возраста жировая ткань составляет около 1517 % от массы тела, у женщин – около 2022 %. В дальнейшем с возрастом количество жира в организме увеличивается. Содержание жировой ткани в массе тела человека можно определить методом калиперометрии по толщине кожно-жировых складок. Толщину кожно-жировых складок измеряют с помощью специальных приборов калиперов, которые позволяют производить измерение при стандартном задаваемом давлении. Площадь соприкасающихся поверхностей калипера должна составлять 30 мм 2. Каждая из его ножек имеет прямоугольную форму с закругленными углами (размер прямоугольника 6×15 мм). Постоянное давление задается пружиной. Для характеристики степени жироотложения измеряют кожно-жировые складки различных участков тела. Толщину подкожной жировой складки измеряют на правой стороне тела в следующих точках: 1) под нижним углом лопатки в косом направлении (сверху вниз, изнутри наружу); 2) на задней поверхности плеча при опущенной руке в верхней трети плеча в области трехглавой мышцы, ближе к ее внутреннему краю, складка берется вертикально. Важно правильно поднять кожную складку. Для этого она плотно зажимается большим и указательными пальцами так, чтобы в составе складки оказалась кожа и подкожный жировой слой. Ножки калипера прикладывают так, чтобы расстояние от гребешка складки до точки измерения примерно равнялось бы толщине самой складки. |
Масса тела | Определяется взвешиванием на медицинских весах. Испытуемый спокойно стоит на середине площадки весов при закрытом замке коромысла. Далее замок открывается и передвижением сначала большой гири, а затем маленькой гирьки устанавливается масса тела (кг, г). |
Измерение мышечной силы | Мышечную силу измеряют с помощью приборов – динамометров. Испытуемый берет попеременно в правую или левую руку кистевой динамометр и, вытягивая руку горизонтально в сторону, сильно сжимает ладонь. Так определяют силу кисти (в килограммах). Становую силу измеряют с помощью станового динамометра. Испытуемый встает двумя ногами на пластину, к которой прикрепляется динамометр, наклоняясь вперед, берет за ручку и тянет ее вверх. Шкала динамометра показывает становую силу – силу мышц разгибателей спины и брюшного пресса (в килограммах). |
Измерение жизненной емкости легких (ЖЕЛ) | Определить ЖЕЛ можно с помощью компактного спирометра. Стрелку цифрового барабана устанавливают на нулевой отметке. Сделав предварительно глубокий вдох, необходимо взять наконечник спирометра в рот и выдыхать медленно до отказа (перед началом тестирования наконечник обрабатывается спиртом). Стрелка спирометра показывает ЖЕЛ в литрах. |
Задание 3. Составьте план-конспект занятия по теме: «Роль гигиены в сохранении здоровья».
Тема: «Роль гигиены в сохранении здоровья»
Цель: Формировать представления о гигиенических потребностях человека.
Задачи:
-
Прививать детям простейшие культурно-гигиенические навыки. -
Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение. -
Вызывать речевую активность детей, совершенствовать умения отвечать на вопросы; закреплять представления о функциональном назначении предметов, называя их, используя слова в разных грамматических формах, активизировать словарь по теме. -
Воспитывать желание быть здоровым, внимательно относиться к себе. Продолжать побуждать к ведению здорового образа жизни.
Оборудование:
-
предметы личной гигиены (мыло, зубная щётка, расчёска, полотенце для лица и полотенце для ног, носовой платок), -
набор иллюстраций «Алгоритм мытья рук».
Предварительная работа:
-
Проведение с воспитанниками специально организованного обучения, общения, игр, познавательно-практической деятельности в течение всех режимных моментов. -
Беседа с детьми о гигиене, здоровом образе жизни. -
Рассматривание с детьми демонстрационного материала на тему: «Соблюдай личную гигиену», «Как надо мыть руки» и т. п. -
Чтение детям художественной литературы: «Мойдодыр», «Федорино горе» (Чуковский К.И.). -
Выполнение посильных физических упражнений в процессе физкультурных занятий и утренней гимнастики. -
Дидактическая игра «Топ-хлоп». -
Заучивание с детьми стихов и потешек. -
Подготовка атрибутов к занятию.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о гигиене и о здоровье. Ребята, слово «здравствуй» похоже на слово «здоровье»? Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте и мы друг с другом поздороваемся.
Коммуникативная игра «Здравствуй!» Дети двигаются по группе.
Кого ни повстречаем,
Здоровья пожелаем.
Друг к другу повернемся,
Скажем: «Здравствуй», улыбнемся!
Кого ни повстречаем,
Здоровья пожелаем.
Друг к другу повернемся,
Обнимемся и улыбнемся (обнять друг друга).
2. Основная часть
- Ребята, к нам в гости пришёл Медвежонок. Поздоровайтесь с мишкой.
У него в сумке лежат какие-то вещи. Он говорит, что они ему совсем не нужны, может быть они нам пригодятся. Посмотрим? (В сумке лежат: мыло, полотенце, расчёска, зубная щётка, носовой платок, полотенце для ног. По очереди достают и рассказывают, для чего они нужны.)
- Что это?
- Мыло.
- Для чего нужно мыло?
- Чтобы мыть руки.
- Когда мы моем руки?
- Мы моем руки перед едой, когда испачкаются руки после рисования или лепки после того, как погладили животных… (ответы детей)
Медведь: - а мне не нужно мыло! Я мою руки без мыла. Я мою руки водой!
- Ребята, расскажите Мише, почему нужно при мытье использовать мыло! (ответы детей)
- А это что?
- Полотенце.
- Для чего нужно полотенце?
- Чтобы вытираться.
- Давайте покажем медвежонку, как надо мыть руки. Для этого нам помогут картинки.
Основные действия мытья рук изображены в виде отдельных картинок, дети их самостоятельно расставляют по порядку.
- Первая картинка: засучиваем рукава. Как ещё можно ещё сказать? Закатываем рукава, поднимаем рукава...
- Вторая картинка: моем руки водой под краном.
- Третья картинка: намыливаем руки мылом.
- Четвертая картинка: смываем мыльную пену водой.
- Пятая картинка: вытираем руки полотенцем.
Динамическая пауза
- Знаем, знаем, да, да, да!
- Где ты прячешься, вода!
- Выходи, водица,-
- Мы пришли умыться!
- Ай, лад, лады, лады,
- Не боимся мы воды,
- Чисто умываемся.
- Друг другу улыбаемся.
- Буль – буль –буль, журчит водица,
- Мы умеем сами мыться.
- Миша, мой лицо и руки,
- Мойся мылом хорошенько.
- Воду ты не разливай,
- Сухо руки вытирай.
- Это что?
- Расчёска, или щётка для волос.
- Для чего нужна щётка?
- Чтобы расчесываться.
- А это что? (Сломанная расчёска). Миша, как так получилось, что ты сломал расчёску?
- Ребята, а можно так сильно чесать волосы? (Ответы детей)
Потешка
Чешу, чешу волосоньки,
Расчесываю косоньки!
Что мы делаем расческой?
Мы делаем прическу.
- А это что?
- Это зубная щетка.
- Для чего нужна зубная щетка? (Ответы детей)
- Для чего надо чистить зубы?
- Чтобы сохранить зубы здоровыми, белыми. А дыхание свежим.
Медведь: - А мне не нужно чистить зубы. Я ем только полезные продукты: малину и мед!
- Зубы надо чистить всем, Миша. Частички малины могут остаться между зубов и вызвать заболевание.
- Как вы думаете, ребята, сколько раз в день надо чистить зубы?
- Два раза в день - утром и вечером.
- А это что?
- Зубная паста
- Для чего она нужна?
- А это что? (Носовой платок.) Для чего он нужен?
Потешка, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке,
Будем нос им вытирать,
Чтобы носик, наш курносик,
снова чистым был опять.
Воспитатель просит детей показать, как надо пользоваться носовым платком
- Миша, ты понял, что все предметы, которые ты нам принес, как не нужные, тебе, должны быть у каждого!
Все эти предметы называются предметами гигиены. Гигиена нужна чтобы оставаться красивыми и здоровыми. Есть предметы личной гигиены, которые никому давать нельзя (составить группу), есть предметы общей гигиены (выставить предметы), с которыми можно поделиться.
Я тебе настоятельно советую забрать все эти предметы гигиены и правильно пользоваться ими ежедневно. И тогда ты будешь здоров и красив.
Игра «Топ-хлоп»
А сейчас поиграем в игру, которая называется «Топ-хлоп». Если вы хотите сказать «Да», то вы хлопаете в ладоши, а если «Нет», то вы топаете. Говорить и кричать ничего не нужно. Будьте внимательны.
а) Ложкой кушают суп. (хлоп)
б) Во время еды ставят локти на стол. (топ)
в) Во время еды соседа не отвлекают. (хлоп)
г) Ложкой не стучат по тарелке. (хлоп)
д) Использованную салфетку кидают на пол. (топ)
е) Во время еды разговаривают. (топ)
ж) Еду пережёвывают с закрытым ртом. (хлоп)
з) Полотенцем вытирают лицо ... (хлоп)
и) Мылом чистят зубы ... (топ)
й) Зубной щёткой расчесываются ... (топ)
к) Мочалкой моют тело ... (хлоп)
- Посмотрите на эти картинки. Что тут происходит? »
- Девочка и мальчик делают зарядку.
- Правильно. А мы делаем зарядку? Давайте покажем!
Физкультминутка "Веселая зарядка"
Солнце глянуло в кроватку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку.
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре.
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Дружно делаем зарядку.
- Молодцы!
3. Итог
- Итак, ребята, мы с вами узнали, самое важное правило: хочешь быть здоровым – будь чистым! И помогли понять это нашему гостю, медведю. Вспомним основные правила личной гигиены.
1. Умываться по утрам и вечерам.
2. Чистить зубы 2 раза утром и вечером.
3. Ежедневно расчёсывать волосы.
4. Стричь вовремя ногти.
5. Мыть руки перед едой и после прогулки.
- Ребята вы будете соблюдать правила личной гигиены?
- А чтобы вы не забывали о них «Мойдодыр» выслал вам носовые платочки. И отрывок из мультфильма, где поётся о чистоте и здоровье.