Файл: Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа составлена на основе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным планом Разночиновского филиала МКОУ «СОШ с.Солянка» на 2022 – 2023 учебный год.
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета «Русский язык», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Учебники: 1) Русский язык, 4 класс, часть I, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова, Москва «Просвещение» 2019 год
2) Русский язык, 4 класс, часть II, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова, Москва «Просвещение» 2019 год
Количество часов по учебному плану: 3 часа в неделю
Количество часов в год по программе: 102 часа
Основная цель изучения предмета «русский язык» - социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в современном обществе.
На уроках русского языка используются следующие методы:
-
Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный; -
Репродуктивный; -
Частично-поисковый или эвристический; -
Исследовательский; -
Беседа; -
Наблюдение; -
Работа с книгой; -
Упражнение; -
Самостоятельная работа; -
Практическая работа; -
ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
-
Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик); -
Объяснительный / репродуктивный -
Инструктивный / практический -
Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
-
Учебная экскурсия; -
Предметный урок; -
Домашняя учебная работа; -
Индивидуальная работа; -
Фронтальная работа; -
Групповая работа;
Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «русский язык» ставит следующие
задачи:
-
Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения; -
Развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связанность устного высказывания; -
Знакомство детей со связной письменной речью как видом общения; -
Обучение элементарно грамотному и аккуратному письму.
Учебный курс русского языка предусматривает следующую структуру:
-
Звуки и буквы -
Слово -
Предложение
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного учебного предмета в 4 классе отводится 3 часа в неделю.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты:
1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
-
Проверка безударной гласной в слове. -
Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю,Я. -
Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова. -
Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах. -
Правописание слов с разделительным мягким знаком. -
Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него. -
Правописание звонких и глухих согласных на конце слова. -
Выделение названий предметов в предложении. -
Выделение названий признаков предметов в предложении. -
Выделение названий действий предметов в предложении. -
Большая буква в именах собственных. -
Разные по интонации предложения. -
Предлоги.
Базовые учебные действия:
Личностные учебные действия:
-
осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; -
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; -
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; -
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; -
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
-
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс); -
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; -
обращаться за помощью и принимать помощь; -
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; -
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; -
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
-
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.); -
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; -
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; -
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
-
выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; -
устанавливать видо-родовые отношения предметов; -
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; -
пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; -
читать; писать; выполнять арифметические действия; -
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности; -
работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).
Содержание учебного предмета
В программе по русскому языку выделяются разделы:
Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.
Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.
Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что?
Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.
Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?
Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.
Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов.
Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц.
Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.
Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы.
Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.
Календарно - тематическое планирование
№ п/п | № урока по теме | ТЕМА ПРОГРАММЫ | Планируемые результаты | дата | ФАКТ | ПРИМЕЧАНИЕ /домашнее задание | ||||
предметные | личностные | |||||||||
10 часов | (I часть) ПОВТОРЕНИЕ. Предложение | |||||||||
1 | 1 | Практическое построение простого предложения | Уметь выделять предложения из текста. Определение слов и предложений в тексте. Характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; распространение простых предложений, составление схемы предложения. Списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием | Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту | | | с. 4, у. 1 | |||
2 | 2 | Выделение предложения из текста | | | с. 4, у. 3 | |||||
3 | 3 | Предложение законченное незаконченное | | | с. 6, у. 3 | |||||
4 | 4 | Выражение в предложении законченной мысли Завершение начатого предложения | | | с. 7, у. 5 | |||||
5 | 5 | Предложение и его схема | | | с. 10, у. 2 | |||||
6 | 6 | Распространение предложений | | | с. 11, у. 3 | |||||
7 | 7 | Работа с деформированными предложениями Порядок слов в предложении | | | с. 13, у. 5 | |||||
8 | 8 | Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков | | | с. 15, у. 3 | |||||
9 | 9 | Определение названий предметов, действий и признаков | | | | | с. 15, у. 5 | |||
10 | 10 | Составление предложений по предметной картинке | | | | | с. 19, у.3 | |||
13 часов | | ЗВУКИ И БУКВЫ | | | | |||||
| | | ||||||||
11 | 1 | Алфавит. Расположение слов по алфавиту | Знать алфавит, выделять и различать гласные и согласные звуки и буквы | Осознание языка, как основного средства человеческого общения. Осознание себя как ученика | | | с. 21, у. 4 | |||
2 часа | | Гласные и согласные звуки | | |||||||
12 | 1 | Соотношение количества гласных и слогов в слове | Уметь делить слова на слоги, выделять гласные в слове | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств | | | с. 27, у. 2 | |||
13 | 2 | Различение ударных и безударных гласных | | | с. 25, у. 4 | |||||
8 часов | | Правописание безударных гласных | | |||||||
14 | 1 | Правописание безударных гласных | Уметь ставить ударение в словах. Различение ударных и безударных гласных звуков и букв; | Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно | | | с. 27, у. 2 | |||
15 | 2 | Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции | | | с. 29, у. 4 | |||||
16 | 3 | Проверка безударной гласной в слове | | | | | с. 29, у. 5 | |||
17 | 4 | Различение ударных и безударных гласных | | | | | | |||
18 | 5 | Сравнение произношения и написания ударной и безударной гласной | | | | | с. 35, у. 3 | |||
19 | 6 | Различение ударной и безударной гласной. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные | | | | | с. 35, у. 4 / Россия | |||
20 | 7 | Подбор слов с безударной гласной и их проверка | | | | | с. 37, у. 4 / родина | |||
21 | 8 | Сопоставление проверяемых и непроверяемых безударных гласных | | | | | с. 39, у.4 / трамвай | |||
7 часов | | Твердые и мягкие согласные | | |||||||
22 | 1 | Работа над ошибками. Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными | Уметь на слух и при письме определять гласные после мягких и твёрдых согласных. Уметь объяснять | Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, | | | с. 41, у. 3 | |||
23 | 2 | Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я | Уметь объяснять написание слов с мягким знаком. Различение оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости; обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); Роль гласных после твёрдых и мягких согласных | наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами- заместителями; читать, писать. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. Контроль, коррекция, оценка, прогнозирование | | | с. 42, у. 1 | |||
24 | 3 | Выделение твёрдых и мягких согласных в слове | | | с. 43, у. 5 | |||||
25 | 4 | Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова | | | с. 45, у. 4 вдруг |