Файл: Пояснительная записка Адаптированная рабочая программа составлена на основе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа составлена на основе материалов Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), примерной Адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и учебным планом Разночиновского филиала МКОУ «СОШ с.Солянка» на 2022 – 2023 учебный год.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения учебного предмета «Русский язык», которые определены Федеральным государственным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Учебники: 1) Русский язык, 4 класс, часть I, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова, Москва «Просвещение» 2019 год

2) Русский язык, 4 класс, часть II, Э. В. Якубовская, Я. В. Коршунова, Москва «Просвещение» 2019 год

Количество часов по учебному плану: 3 часа в неделю

Количество часов в год по программе: 102 часа

Основная цель изучения предмета «русский язык» -  социальная реабилитация и адаптация учащихся с интеллектуальными нарушениями в  современном обществе.

На уроках русского языка используются следующие методы:

  • Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;

  • Репродуктивный;

  • Частично-поисковый или эвристический;

  • Исследовательский;

  • Беседа;

  • Наблюдение;

  • Работа с книгой;

  • Упражнение;

  • Самостоятельная работа;

  • Практическая работа;

  • ИКТ.

Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:

  • Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);

  • Объяснительный / репродуктивный

  • Инструктивный / практический

  • Объяснительно-побуждающий / поисковый.

Формы:

  • Учебная экскурсия;

  • Предметный урок;

  • Домашняя учебная работа;

  • Индивидуальная работа;

  • Фронтальная работа;

  • Групповая работа;

Общая характеристика учебного предмета

Учебный предмет «русский язык» ставит следующие 
задачи:

  • Формирование у учащихся интереса к языку и первоначальные языковые обобщения;

  • Развитие умения коммуникативно оправданно пользоваться речью как средством общения, обеспечивая для реализации этой задачи чёткость произносительных навыков, необходимый словарь, точность в построении предложений, связанность устного высказывания;

  • Знакомство детей со связной письменной речью как видом общения;

  • Обучение элементарно грамотному и аккуратному письму.

Учебный курс русского языка предусматривает следующую структуру:

  • Звуки и буквы

  • Слово

  • Предложение

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «русский язык» входит в предметную область «Язык и речевая практика» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.

На изучение данного учебного предмета в 4 классе отводится 3 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты:

1)осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;

12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;    



13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

Предметные результаты:

  1. Проверка безударной гласной в слове.

  2. Обозначение мягкости согласных на письме буквами И, Е, Ё, Ю,Я.

  3. Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова.

  4. Написание ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ в словах.

  5. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

  6. Перенос слов с разделительным мягким знаком и без него.

  7. Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

  8. Выделение названий предметов в предложении.

  9. Выделение названий признаков предметов в предложении.

  10. Выделение названий действий предметов в предложении.

  11. Большая буква в именах собственных.

  12. Разные по интонации предложения.

  13. Предлоги.

Базовые учебные действия:

Личностные учебные действия:

  1. осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;

  2. способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

  3. целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

  4. самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

  5. понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия:

  1. вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

  2. использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  3. обращаться за помощью и принимать помощь;

  4. слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  5. сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  6. договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.


Регулятивные учебные действия:

  1. адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.);

  2. принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  3. активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  4. соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные учебные действия:

  1. выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;

  2. устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  3.  делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  4. пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

  5. читать; писать; выполнять арифметические действия;

  6. наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности;

  7. работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Содержание учебного предмета

В программе по русскому языку выделяются разделы:

Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные.

Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит.

Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что?

Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий         по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами.  


Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие?

Дифференциация слов, относящихся к разным категориям.

Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов.

Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц.

Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова.

Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения.  Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин, по вопросам, по теме, по опорным слова. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы.

Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации.

Календарно - тематическое планирование


п/п

урока по теме

ТЕМА ПРОГРАММЫ

Планируемые результаты

дата

ФАКТ

ПРИМЕЧАНИЕ /домашнее задание

предметные

личностные

10 часов

(I часть) ПОВТОРЕНИЕ. Предложение

1

1

Практическое построение простого предложения

Уметь выделять предложения из текста. Определение слов и предложений в тексте.

Характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; распространение простых предложений, составление схемы предложения. Списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием

Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту







с. 4, у. 1

2

2

Выделение предложения из текста







с. 4, у. 3

3

3

Предложение законченное незаконченное







с. 6, у. 3

4

4

Выражение в предложении законченной мысли Завершение начатого предложения







с. 7, у. 5

5

5

Предложение и его схема







с. 10, у. 2

6

6

Распространение предложений







с. 11, у. 3

7

7

Работа с деформированными предложениями Порядок слов в предложении







с. 13, у. 5

8

8

Выделение в предложении названий

предметов, действий и признаков







с. 15, у. 3

9

9

Определение названий предметов, действий и признаков













с. 15, у. 5

10

10

Составление предложений по предметной картинке













с. 19, у.3

13 часов




ЗВУКИ И БУКВЫ



















11

1

Алфавит. Расположение слов по алфавиту

Знать алфавит, выделять и различать гласные и согласные звуки и буквы

Осознание языка, как основного средства человеческого общения. Осознание себя как ученика







с. 21, у. 4

2 часа




Гласные и согласные звуки




12

1

Соотношение количества гласных и слогов в слове

Уметь делить слова на слоги, выделять гласные в слове

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств







с. 27, у. 2

13

2

Различение ударных и безударных гласных







с. 25, у. 4

8 часов




Правописание безударных гласных




14

1

Правописание безударных гласных

Уметь ставить ударение в словах. Различение ударных и безударных гласных звуков и букв;

Сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно







с. 27, у. 2

15

2

Одинаковое написание гласных в ударной и безударной позиции







с. 29, у. 4

16

3

Проверка безударной гласной в слове













с. 29, у. 5

17

4

Различение ударных и безударных гласных
















18

5

Сравнение произношения и написания ударной и безударной гласной













с. 35, у. 3

19

6

Различение ударной и безударной гласной. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные













с. 35, у. 4 / Россия

20

7

Подбор слов с безударной гласной и их проверка













с. 37, у. 4 / родина

21

8

Сопоставление проверяемых и непроверяемых безударных гласных













с. 39, у.4 / трамвай

7 часов




Твердые и мягкие согласные




22

1

Работа над ошибками. Различение твёрдых и мягких согласных перед гласными

Уметь на слух и при письме определять гласные после мягких и твёрдых согласных. Уметь объяснять

Делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками,







с. 41, у. 3

23

2

Обозначение мягкости согласных на письме

буквами и, е, ё, ю, я

Уметь объяснять написание слов с мягким знаком. Различение оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твёрдости-мягкости; обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); Роль гласных после твёрдых и мягких согласных

наглядном материале; пользоваться знаками,

символами, предметами- заместителями; читать, писать. Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. Контроль, коррекция, оценка, прогнозирование







с. 42, у. 1

24

3

Выделение твёрдых и мягких согласных в слове







с. 43, у. 5

25

4

Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине слова







с. 45, у. 4 вдруг