ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 10
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«В землянке» – к 80-летию первой публикации стихотворения А.А. Суркова
Среди людей старшего поколения вряд ли найдётся человек, который, услышав: «Бьётся в тесной печурке огонь», – не подхватит: «На поленьях смола, как слеза»… и далее по тексту, простому, но такому певучему, что его успех был предопределён. Это лирическое произведение впечатляет слушателей подлинностью выраженных в нём эмоций.
История создания песни удивительна и драматична. Не понаслышке зная, что такое фронтовая жизнь, окружение, тоска о близких, поэт Алексей Сурков создал самое трогательное произведение времён Великой Отечественной – песню «В землянке», родившуюся из короткого стихотворения в письме, адресованного жене, с которой его разлучила война.
Софья Антоновна Суркова, жена поэта
На момент создания стихотворных строк автор был уже не так молод. Юношеские годы пришлись на Гражданскую войну, тогда же началось становление его как поэта.
Несмотря на непризывной возраст, с первого дня Великой Отечественной войны Сурков отправился на фронт. В 1941 – 1945 годах в качестве военного корреспондента писал для фронтовой газеты «Красноармейская правда», являлся спецкором газеты «Красная звезда», а также работал в газете «Боевой натиск». Участвовал в обороне Москвы, воевал в Белоруссии. Сурков окончил войну в звании подполковника, которое ему было присвоено в 1943 году.
Так где же родилось незабвенное стихотворение?
Осенью 1941 года в оборонявшуюся подмосковную Истру, где стояла 9-я гвардейская дивизия, приехали представители штаба и военные корреспонденты, в числе которых был Алексей Сурков. Едва прибыв на командный пункт в деревне Кашино, советские воины оказались отрезанными от своих батальонов немецкой танковой дивизией. Из окружения прорывались с тяжёлыми боями под миномётным огнём, через замёрзшую реку и поле, как потом выяснится, заминированное. Когда добрались до своих, Сурков обнаружил, что вся его шинель посечена осколками.
Уставших, промёрзших, выбравшихся из окружения бойцов разместили в землянке. А Суркову ещё нужно было написать статью в газету. Так, ночью в землянке вместе с набросками для фронтового репортажа на свет появились шестнадцать «домашних» строк, ставшие основой для будущего стихотворения. Его Сурков отправил в письме жене Софье, которая вместе с дочерью находилась в эвакуации. На обороте письма-треугольника написал: «Тебе, солнышко мое!».
Песня покатилась по всем фронтам Великой Отечественной. Её пели от Севастополя до Ленинграда. Константин Листов потом рассказывал: «Я много написал во время войны песен, но ни одна из них не полюбилась слушателям, как эта. «Землянкой» я встречал лётчиков, возвращающихся из боя, на военном аэродроме под осажденным Ленинградом в ноябре 42-го. Пел «Землянку» с балтийцами-подводниками…».
Однако не всё было гладко. Фронтовая цензура усмотрела в ключевой строке «до смерти четыре шага» упадническое настроение и потребовала от автора переписать строку. Сурков отказался. И весь тираж грампластинок, уже записанных Лидией Руслановой, был уничтожен. На трансляцию композиции по радио наложили запрет; правда, позже редакцию завалили возмущённые письма с фронта и запрет был снят. Как и требовало руководство, кто-то успел внести «цензурные» изменения в текст песни, но «В землянке» уже была на слуху и завоевала такую народную любовь, что никакие вмешательства не могли ничего изменить. Песня осталась с оригинальным текстом.
Композицию повсеместно исполняли многочисленные музыкальные коллективы. Алексею Суркову больше всего нравилась версия «Землянки» Михаила Новожихина.
Самой знаменитой исполнительницей «В землянке» была Лидия Русланова. Рассказывали, что весной 1942 года на концерте под Волоколамском певица призналась этой песней в любви генерал-майору Владимиру Крюкову. Генерал был очарован и позвал певицу замуж.
После войны «Землянку» включили в свой репертуар многие знаменитые артисты, включая Ефрема Флакса, Леонида Утёсова, Аллу Пугачёву, Михаила Гулько и Павла Кашина.
Песня на стихи Суркова стала символом человечности, тщательно сохранённой во времена, когда для этого не оставалось ни мгновения. Поэтому и сегодня она дорога слушателям, не только как память о Великой Отечественной. Эта песня о настоящей любви, оберегающей и вечной.