Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 542
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Преследуя различные цели борьбы с преступностью, амнистии многофункциональны. Их содержание зависит от политических и экономических особенностей развития страны, оказывающих влияние на специфику борьбы с преступностью, что отражается на характере каждого конкретного акта амнистии, масштабе и формах его применения8.
Вместе с тем можно выделить и специфические цели актов амнистии. Чаще всего в акте амнистии декларируется гуманная цель облегчения участи лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, несовершеннолетних, женщин, больных и т.п.
Акт амнистии считается довольно специфическим правовым документом. Прежде всего, его особенности связаны с порядком действия во времени. Акт амнистии распространяет свое действие на деяния, которые были совершены до его издания.
Основополагающим моментом для применения амнистии считается ее дата. Продолжаемые преступления не могут считаться погашенными амнистией. Представление проекта амнистии не приостанавливает преследование, постановление приговора.
Характерными признаками амнистии следует считать:
- издание акта амнистии является исключительной прерогативой высшего органа государственной власти;
- амнистией не отменяются и не изменяются нормы уголовного законодательства, она действует в течение незначительного периода параллельно с иными уголовными законами;
- амнистия имеет четко исходные границы и условия применения, в акте амнистии содержится перечень признаков, которым обязаны удовлетворять лица, которые подпадают под амнистию;
- акт об амнистии включает в себя нормативные основания освобождения от уголовной ответственности и наказания, сокращения неотбытой части наказания, замены наказания более мягким наказанием, освобождение от правых последствий наказания9.
Завершая рассмотрение поставленного вопроса, отметим, что, безусловно, акт амнистии — специфический правовой документ. Его особенности, в первую очередь, связаны с порядком действия такого акта во времени. Действие акта амнистии распространяется на деяния, совершенные до его издания. Такой принцип действия, в общем-то, не свойствен уголовным законам. Более того, действие акта амнистии ограничено небольшими временными границами. Это, скорее, «разовый» акт. Вместе с тем такие черты акта амнистии непосредственно связаны с характером и целями самой амнистии, в основе которой лежит идея «прощения» уже совершенных преступлений.
Акт амнистии определяет критерии ее применения, которые в основном не учитывают поведение осужденного в процессе исполнения наказания. Поэтому под амнистию подпадают нередко и лица, не вставшие на путь исправления. Такой обезличенный порядок применения амнистии является ее недостатком.
Таким образом, суть амнистии заключается в освобождении от уголовной ответственности и наказания, которые регулируются уголовным, уголовно-процессуальным и уголовно-исполнительным правом. Следовательно, амнистия не входит в какую-либо одну отрасль права.
Исходя из вышеизложенного, понятие «амнистия» можно рассматривать в двух различных смысловых значениях: как правовой институт и как правовой акт. Таким образом, амнистия – это нормативный правовой акт, который принимается Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц, отвечающих указанным в самом акте признакам, имеющий обратную силу действия, в соответствии с которым лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности, лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от как основного, так и дополнительного наказания полностью или частично, либо назначенное наказание заменено более мягким видом. С лиц, отбывающих наказание, актом об амнистии может быть снята судимость10.
Правильное определение юридической природы амнистии имеет важное теоретическое и практическое значение, поскольку оно помогает раскрыть сущность этого института и точнее выявить основания и условия его применения.
1.2 Уголовно-правовое понятие права на помилование
Конституция РФ провозглашает, что каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания11.
Помилование представляет собой решение Президента РФ, улучшающее правовое положение индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступления, отбывающего наказание или отбывшего его и имеющего судимость.
В последнее время активно заговорили об институте помилования - мере досрочного освобождения от наказания лица, осужденного за совершение преступления, привлек общественное внимание интерес к осужденной матери двоих детей, беременной Светлане Бахминой, осужденной к 6,5 годам лишения свободы12. К сожалению, институт помилования утратил свое истинное предназначение, люди теряют доверие к власти и перестают просить государство о снисхождении, пытаясь решить вопросы освобождения от наказания коррупционным путем. Помилование — это акт Президента РФ , согласно которому конкретный человек, совершивший преступление, может быть освобожден от вынесенного ему приговора, и как многие демократические институты помилование нужно возрождать, развивать и применять, и вспоминать о нем не только по громким делам. В тюрьмах находится более 2.000 беременных женщин, немало многодетных матерей, не говоря о тяжело больных, инвалидах, пенсионерах и несовершеннолетних13.
Улучшение положения осужденного или отбывшего наказание может выражаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания либо сокращении назначенного наказания или замене его более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.
Тем самым устанавливается, что с помощью акта помилования лицо не может быть освобождено от уголовной ответственности. Невозможно освободить от наказания и в момент вынесения приговора. Таким образом, помилование трансформируется из смешанного вида в разновидность освобождения от дальнейшего отбытия наказания.
В Российской Федерации помилование применяется:
-
в отношении лиц, осужденных судами в РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ; -
в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ; -
в отношении лиц, отбывших назначенное судами наказание и имеющих неснятую судимость.
Хотя уголовный закон не делает каких-либо ограничений относительно категорий преступлений или категорий осужденных, которые подлежат или не подлежат помилованию, Президент РФ своим указом такие ограничения вводит. Согласно Положению о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных:
• совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;
• злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
• ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
• ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
• ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.
В соответствии со ст. 85 УК РФ акт помилования применяется только к лицу, осужденному за преступление, и может влечь для такого лица следующие правовые последствия:
• лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания;
• наказание, назначенное лицу приговором суда, может быть сокращено;
• назначенное лицу наказание может быть заменено более мягким видом наказания;
• с лица, отбывшего наказание, может быть снята судимость.
Для начала процедуры помилования необходимо личное письменное заявление осужденного на имя главы государства. Оно направляется в администрацию колонии (тюрьмы, СИЗО), где находится заключенный. Затем ходатайства осужденных передаются в территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) субъекта РФ. Для лиц, осужденных впервые за преступления небольшой или средней тяжести, срок передачи заявления в территориальный орган ФСИН составляет не более 10 дней, для осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления, - не более 20 дней. К ходатайству о помиловании администрацией прилагаются копии приговора и апелляционных решений, справка о состоянии здоровья, анкета, сведения о предыдущих ходатайствах о помиловании, характеристика осужденного и другие документы.
Не позднее чем через 5 дней (в отношении осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления - 7 дней) территориальный орган ФСИН представляет материалы в Комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации.
Затем в течение 30 дней Комиссия передает высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору, главе республики) заключение о целесообразности помилования осужденного. В свою очередь, глава региона не позднее чем через 10 дней (для осужденных за тяжкие или особо тяжкие преступления - 15 дней) направляет президенту РФ собственное представление о целесообразности помилования осужденного. Список лиц, рекомендованных главой субъекта РФ к помилованию, публикуется в региональных СМИ.
При рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание характер и степень общественной опасности совершенного преступления; поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания; срок отбытого наказания; возмещение материального ущерба, причиненного преступлением; данные о личности осужденного (состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст); другие обстоятельства.
Указ президента РФ о помиловании в течение 2 дней после издания направляется главе субъекта РФ, в Министерство внутренних дел РФ, в соответствующий территориальный орган ФСИН и в администрацию колонии или тюрьмы.
Об отклонении президентом ходатайства о помиловании осужденный уведомляется письменно главой региона либо по его поручению председателем комиссии субъекта РФ. Повторное рассмотрение обращения осужденного допускается не ранее, чем через год. Исключение составляют случаи возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
Особого внимания заслуживает вопрос о помиловании лиц, осужденных к смертной казни. Согласно п. 2 ст. 20 Конституции РФ смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Как предусмотрено ч. 3 ст. 59 УК РФ, смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Но не следует забывать, что в России действует мораторий от 02.02.1999 года на применение такой меры наказания преступников.
Таким образом, можно сделать следующий вывод по данной главе. Амнистия - это нормативный правовой акт, который принимается Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц, а помилование, в свою очередь, это проявление гуманизма Президентом РФ по отношению к осужденным, направленное на полное или частичное аннулирование юридических последствий совершения преступления.