Файл: Роль философии в жизни общества и функции философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Современный мир отходит от капитализма и социализма, но необходимо сохранить все позитивное, созданное людьми на предыдущих этапах социального развития, и обогатить их анализом новых реалий жизни.

Человек, как мыслящая материя, все больше осознает себя как активный фактор социальной и природной среды, окружающей его, всего бытия в масштабах Вселенной. Это определяет представление о человеке как сознательном участнике мировой эволюции, делает его ответственным за результаты своей деятельности, предъявляет повышенные требования к уровню субъективного фактора в целом, выдвигает на передний план профессиональные, нравственные и духовные качества личности. Все большее значение приобретает его самопознание и самосознание, определение механизмов регулирования и саморегуляции психической сферы, овладение знаниями о функционировании интеллекта, установление контроля над результатами своей деятельности.

Зарождающийся современный научный взгляд на мир также включает в себя достижения технических наук, которые в настоящее время обеспечивают наибольший прирост новых знаний. Достижения технических наук в области информационных процессов, микроэлектроники, кибернетики искусственного интеллекта, биотехнологий и других современных научных направлений отражают глубокую структурную революцию не только в технике и технологии, но и во всей системе материальной и духовной культуры. Научно-технический прогресс, определяя качественно новое состояние науки в целом, одновременно знаменует появление новой формы философской мысли - современной философии. Освоение современной философской культуры повышает уровень профессиональных знаний, дает ориентир в научной деятельности, позволяет выработать механизмы реализации деятельности общества в соответствии с требованиями времени.

Переход человечества к качественно новому витку развития социальных, духовных, культурных отношений - это на сегодняшний день лишь реальная возможность его выхода из глобального кризиса, но далекая от реализации. Трудности и опасности в реализации этой задачи исходят, прежде всего, от самого человека: низкий уровень сознания, непонимание обществом причин и механизмов функционирования природных, антропологических и социальных явлений при их взаимодействии как специфических элементов единого мирового бытия. Человечество должно в полной мере овладеть достижениями духовной культуры, науки разумного управления и регулирования мировых процессов. Эта задача не может быть решена вне рамок современных философских знаний мира.


Философия - это такая система понимания и объяснения мира и места человека в нем, которая опирается на науку, конкретизируется и развивается вместе с наукой, а сама по себе оказывает активное влияние на развитие науки.

По-прежнему существует спор по проблеме философии науки. Широко распространены следующие точки зрения:

Философия - это наука об общих законах природы, общества и знания, или: философия - это наука о методах и формах знания, т.е. методология науки;

Философия - это не наука, это мировоззрение (особый вид мировоззрения, отличный от, например, религиозно-мифологического);

Философия - это и наука, и мировоззрение, то есть в культуре, в интеллектуальной жизни общества философия выполняет функции науки и функции мировоззрения.

Решить проблему соотношения философии и науки, определить роль философии в деятельности человека, в духовной культуре общества можно только в более широком социальном и историческом контексте, то есть не с точки зрения конкретной философской школы, а с точки зрения всей истории культуры и философии, через призму совокупности философских знаний, роли философии, ее влияния на развитие науки и знаний.

Философия стремится к научному познанию мира, но в то же время старается в максимально возможной степени выразить интересы субъекта (класса). Философия как система представлений о мире (в целом) участвует в идеологии и политике в классовом обществе. Следствием этого, по мнению ученых, является усиление конфронтации между отдельными философскими ориентациями. Поскольку философия связана с идеологией, ее содержание имеет идеологическую сторону, и философию можно рассматривать (в этом аспекте) как принадлежность к идеологии.

В истории философии наука и идеология вытеснили друг друга, но это обстоятельство не отменило ни ориентации философии на достижение истины, ни возможности ее полного или частичного совпадения с интересами социального субъекта. Однако философия не должна увлекаться своей идеологической ролью. "Как интегративный центр всех наук и воплощение системного подхода ко всему человечеству, ко всей биосфере, философия должна быть универсальной и отвечать интересам общества", - пишет академик Р.Ф. Абдеев. Универсальные позиции философии не исключают негативного отношения к диктаторским лидерам, социального неравенства, эксплуатации, угнетения и политического насилия.



Научная форма философии не может рассматриваться как заведомо лучшая или единственная истинная форма. Когда философия сводится к науке, возникают законные вопросы: "Был ли Лев Толстой философом?". Можно ли назвать Ф.М. Достоевского философом?" Оба великих писателя поднимали, часто впервые, важнейшие философские проблемы. Как содержание философского познания, так и сам процесс философского познания содержат бельетристические и художественные компоненты. Эстетические представления составляют очень существенную часть философских знаний. Создание философского мировоззрения требует от его создателей чувства красоты, гармонии и сопричастности к миру. Философское мировоззрение также имеет эстетический подход к миру. Работы А. Камю, Н. Рериха, М. Шюрлениса, Р. Тагора и Дж. В. Гёте свидетельствуют о родстве философии и искусства, об их взаимопроникновении.

Философские вопросы являются неотъемлемой частью различных религиозных учений. Философию и религию, однако, не следует уравнивать, поскольку последняя не ограничивается философской рефлексией. Достаточно указать на ритуализм как на существенный ингредиент любой религии.

Не все поэты и писатели затрагивали философские проблемы в своих произведениях, и нет ни одного художественного произведения, полностью посвященного решению философских проблем. Тем не менее, религия и художественная литература играли и продолжают играть важную роль в философии. Переплетение литературы, искусства, философии и религии прошло через всю историю философии до настоящего времени.

Таким образом, философия, функционируя в культурной системе общества, развивает теоретические основы мировоззрения, аксиологические проблемы, логико-методологические основы науки. В условиях усиливающейся дифференциации научных знаний философия играет наиболее активную роль в интеграционных процессах, в синтезе достижений отдельных наук в единую картину мира.

Социальное значение философии как живой души культуры, квинтэссенции эпохи, выражается в ее функциях. Познавательная функция философии заключается в том, что она обеспечивает приток новых знаний о мире, человеке, его отношениях и законах, воздействует на каждую сферу человеческой деятельности, раскрывая природу и сущность мира, природу и сущность самого человека, общую структуру мира, его отношения и законы. Это влияние выражается в том, что философское знание становится универсальным методом познания реальности, а также в том, что знание в каждой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты сознания отношения "человек - мир".


Идеологическая функция философии проявляется в том, что, вооружая людей знаниями о мире и человеке, о его месте в мире и возможностях его познания и трансформации, она влияет на формирование отношения к жизни, сознания социальных субъектов о цели и смысле жизни.

Методологическая функция философии заключается в том, что она обеспечивает исходные, базовые принципы для всех форм общественного сознания, применение которых определяет общую направленность подхода к пониманию действительности, направленность познавательной и практической деятельности. Однако следует помнить, что универсальные принципы мысли, изучаемые философией, четко не определяют линию творческого поиска истины. Будучи универсальными, они необходимы для решения различных специфических задач, но не заменяют специфических частичных научных методов и конкретизируются ими.

Таким образом, философия не только дает общее понимание явлений, происходящих в мире, но и развивает общий метод познания, представляющий собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе общечеловеческих законов, открытых в реальности и в знании, которые являются завершением истории общественного знания.

Роль философии возрастает особенно в переломные моменты истории, во времена революционных перемен, когда человек задает себе, обществу вечные вопросы о своей сущности, о смысле жизни, о перспективах социального прогресса.

Решение глобальных проблем современности требует экстраординарных решений, демократического и смелого мышления, смелого анализа прошлого, настоящего и перспектив будущего. Без известной философской культуры вряд ли возможно конструктивное решение этих проблем. Это философские знания, характеризующиеся постоянным поиском, сомнением, критикой, способствуют формированию мышления, творческой, гуманистически активной личности.

Изучение философии - необходимое условие формирования человека как активного субъекта общественной деятельности, как создателя мира, его существа, как создателя его счастья.

Только осознав свою общественно-активную функцию, человек может осознать, кто он, какое место занимает в жизни общества, и достичь самосознания. Философия видит свою задачу в том, чтобы воспитывать потребность и способность быть человеком. "Как плодородное поле, - писал Цицерон, - не дает урожая без возделывания, как и душа". А культивирование души - это философия. Он вычищает пороки в душе, готовит душу к посеву и доверяет ей - сеет
, как бы то ни было - только те семена, которые, созрев, дают богатый урожай.

Жизнь с ее сложной паутиной столкновений, наука и культура в целом (которая включает в себя все науки, искусство, религию и, конечно же, философию) с ее гигантскими достижениями требуют от нас, и особенно от молодежи, совершенствования, живого любопытства, творческого воображения, любознательного мышления, утонченной интуиции, широкого видения и мудрости.

Можно сказать, что философия - это все одно, "ухваченное мыслью", это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическое сердце всей культуры народов планеты. Первоначально человек обладал любопытством. Само стремление понять природу таинственного, неизвестного, проявило склонность к философским размышлениям, хотя все же на мирской плоскости: ибо даже на этой плоскости человек часто склонен к философским размышлениям. Само слово "философия" восходит к Пифагору. Буквально это означает любовь к мудрости, то есть мудрость ума.

Человек чувствует духовную потребность иметь полное представление о мире; он не может, по мнению С.Н. Булгакова, согласиться ждать удовлетворения этой потребности до тех пор, пока будущая наука не даст достаточно материала для нее; он также должен получить ответы на вопросы, которые выходят за рамки позитивной науки и не могут быть поняты даже ею. В то же время, человек не в состоянии подавить эти вопросы, сделать вид, что их не существует, практически их игнорировать. Для человека, как рационального существа, бесконечно важнее, чем какая-либо конкретная научная теория, решать вопросы о том, что представляет собой наш мир в целом, что лежит в его основе, есть ли в нем смысл и рациональная цель, имеют ли ценность наши жизни и поступки, какова природа добра и зла и т.п. Одним словом, человек просит и не может не спрашивать не только как, но и что, почему и почему. На эти последние вопросы у науки нет ответа, точнее, она не задает их и не может их решить. Их решение лежит в сфере философской мысли.

Каждая наука - это своеобразный фрагмент знания, а все науки в их простом составе - это сумма фрагментов. Философия, с другой стороны, дает систему знаний о мире в целом. Оно не касается простого добавления всех научных знаний (что было бы лишним для кого-либо), но интегрирует эти знания, принимает их в самом общем виде и, опираясь на это "интегральное", выстраивает систему знаний о мире в целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о морали и т.д. "Его задача - это не аспект бытия, а все существо, вся Вселенная во всей полноте своего содержания и смысла; он стремится не к определению точных границ и внешних взаимодействий между частями и частицами мира, а к пониманию их внутренней связи и единства".