Файл: 1. Цели освоения дисциплины Дисциплина Государственное и муниципальное управление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Цели освоения дисциплины
Дисциплина «Государственное и муниципальное управление» предназначена для подготовки бакалавров, обладающих знаниями в различных уровнях и ветвях системы управления. Цель данной дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студентов представление о государственном и муниципальном управлении как о целостной системе:
• обеспечивающей принятие целенаправленных решений, связанных с социально-экономическим развитием общества, и их реализацию;
• имеющей сложную иерархическую структуру, элементы которой взаимодействуют в рамках единого правового, экономического и финансового пространства.
Задачи курса:
• сформировать у студентов представление о государственном управлении как о системном понятии, включающем такие категории как принципы и функции управления, распределение функций управления между различными структурными элементами системы, интересы и цели их то развития;
• познакомить студентов с системами управления в некоторых ведущих развитых странах мира и организацией в этих странах взаимодействия различных уровней — национального, регионального и муниципального;
• дать представление об особенностях государственного управления в России как федеративном государстве: структуре органов государственного управления, федеративных отношениях, государственной региональной политике, субфедеральном управлении и местном самоуправлении;
• обеспечить понимание сущности бюджетного федерализма и его связи с формированием бюджетной системы государства, с распределением функций управления между различными элементами системы государственного управления.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Государственное и муниципальное управление» относится профессиональному циклу, входит в его вариативную часть.
Требования к выходным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе следующих дисциплин:
-
Социология; -
Политология; -
Правоведение; -
Экономическая теория; -
Основы теории управления; -
Управление персоналом организации; -
Административное и гражданское право.
Основные требования: В процессе изучения дисциплины студенты, опираясь на использование знаний теории общественного воспроизводства, принципов системного подхода
, получают возможность последовательно рассмотреть общую систему государственного управления и ее основные элементы, организационно-управленческую структуру системы управления, финансово-экономическую основу реализации управленческих решений и механизмы, обеспечивающие их выполнение. Изучение дисциплины «Государственное и муниципальное управление» дает представление о государстве и муниципальном образовании как сложной социальной системе, об основных принципах функционирования, основных целях и задачах системы государственного управления, формах и методах взаимодействия между различными уровнями государственной власти, между государственными и местными органами власти. Изучение курса помогает определять тип государственных систем управления, использовать теоретические принципы государственного управления при формулировке управленческих задач и методов их решения, формулировать цели и принципы реализации основных направлений государственной политики, анализировать проблемы социально-экономического развития, определять факторы, влияющие на их решение, и находить подходы к их решению..
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «» происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций:
-
знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2); -
способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3); -
умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9); -
способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8); -
пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);
В результате освоения дисциплины «» обучающийся должен:
Знать:
-
теории государства; -
механизм функционирования государственной и муниципальной власти; -
место и роль государственного и муниципального управления в развитии новой экономической теории; -
систему органов государственного управления; -
концептуальные основы государственной экономической политики и местного самоуправления; -
основы регионального взаимодействия и интеграции.
-
.
Уметь:
-
применять инструменты и технологии использующиеся при подготовке различных целевых программ и проектов социально-экономического развития муниципальных образований; -
распознавать и ориентироваться в проблемах государственного и муниципального управления.
Владеть:
-
навыками менеджера в сфере государственного и муниципального управления; -
методами использования современных управленческих технологий в сфере государственного и муниципального управления.
4. Структура и содержание дисциплины «Государственное и муниципальное управление»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы теку-щего контроля успеваемости ипромежуточной аттестации | |||
Всего | Лек-ции | Прак-тич | Сам. раб. | |||||
| ||||||||
1. | Сущность государственного и муниципального управления. | 3 | 1-2 | 12 | 4 | 2 | 6 | Доклады, рефераты |
2. | Государство как система | 3 | 3-4 | 12 | 4 | 2 | 6 | Доклады, рефераты |
3. | Государственная власть и государственное управление | 3 | 5-6 | 12 | 4 | 2 | 6 | Доклады, рефераты |
4. | Государственная служба РФ | 3 | 7-8 | 12 | 4 | 2 | 6 | Доклады, рефераты |
5. | Вопросы ведения, структура и функции федеральных законодательных органов власти Российской Федерации | 3 | 9-10 | 12 | 4 | 2 | 6 | Доклады, рефераты |
6. | Структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти | 3 | 11-12 | 12 | 4 | 2 | 6 | Доклады, рефераты |
7. | Муниципальная власть и местное самоуправление | 3 | 13-14 | 12 | 4 | 2 | 6 | Доклады, рефераты |
8. | Полномочия и компетенция в местном самоуправлении | 3 | 15-16 | 12 | 4 | 2 | 6 | Доклады, рефераты |
9. | Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления | 3 | 17-18 | 12 | 4 | 2 | 6 | Доклады, рефераты |
| Экзамен | | | 36 | | | | |
| Итого | | 18 | 144 | 36 | 18 | 54 | |
Содержание учебной дисциплины
Тема 1 Сущность государственного и муниципального управления. Понятие управления и его виды. Публичная власть в государственном и муниципальном управлении. Принципы государственного и муниципального управления. Субъект и объект государственного и муниципального управления. Государственное управление и местное самоуправление: проблемы взаимодействия. Нормативные модели систем государственного и муниципального управления.
Тема 2 Государство как система. Понятие, признаки и системность государства. Современное российское государство.
Тема 3 Государственная власть и государственное управление. Разновидности государственной власти. Роль Президента РФ в государственном управлении. Ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. Понятие управленческой деятельности государства. Классификация форм и методов управленческой деятельности государства. Внутренние и внешние функции государства.
Тема 4 Государственная служба РФ. Система федеральной государственной службы. Классификация должностей государственной службы. Государственный служащий. Понятие, классификация, правовой статус. Государственная служба субъектов РФ
Тема 5 Вопросы ведения, структура и функции федеральных законодательных органов власти Российской Федерации. Деятельность Федерального Собрания РФ. Деятельность Государственной Думы РФ.
Тема 6 Структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти. Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Министерство культуры Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Министерство экономического развития Российской Федерации. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Министерство регионального развития Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министерство энергетики Российской Федерации Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.
Тема 7 Муниципальная власть и местное самоуправление. Муниципальное образование. Местное самоуправление и местное управление. Естественные и искусственные административно-территориальные единицы. Объединения муниципальных образований. Финансово-экономические основы местного самоуправления.
Тема 8 Полномочия и компетенция в местном самоуправлении. Вопросы местного значения. Полномочия и компетенция местного самоуправления.
Тема 9 Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Сущность органов и должностных лиц местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования. Глава муниципального образования. Местная администрация. Контрольный орган муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования.
5. Образовательные технологии
В целях реализации компетентностного подхода аудиторные занятия планируются в рамках такой образовательной технологии, как личностно-ориентированный подход. Это позволяет учитывать как исходный уровень знаний студентов, так и существующие на факультете технические возможности обучения. Практические занятия проводятся в активной и интерактивной форме.
Работа по дисциплине формируется как лекционные занятия, работа в семинарских занятиях, работа в малых группах, обсуждение прикладных экономических проблем, выполнение специальных заданий в виде тестов, решения экономических задач, анализа проблемных ситуаций, дистанционные занятия. Использование контактных часов позволит индивидуализировать проведение занятий, освоение учебного материала. Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу бакалавров и руководство этой работой со стороны преподавателей.
Формы контроля: выполнение контрольных работ и тестов, решение экономических задач, аналитическое изучение, разбор реальных хозяйственных ситуаций, анализ характерных и особых экономических ситуаций, создание перечня возможных экономических рисковых ситуаций и рекомендаций по разрешению этих рисков, реферирование статей периодической печати и их анализ, обсуждение актуальных проблем на творческих группах, экономические сочинения по проблемам изученных тем. Итоговый контроль –экзамен.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины