Файл: 1. Цели освоения дисциплины Дисциплина Государственное и муниципальное управление.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 34

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Государственное и муниципальное управление» предназначена для подготовки бакалавров, обладающих знаниями в различных уровнях и ветвях системы управления. Цель дан­ной дисциплины состоит в том, чтобы сформировать у студен­тов представление о государственном и муниципальном управлении как о целост­ной системе:

• обеспечивающей принятие целенаправленных решений, связанных с социально-экономическим развитием обще­ства, и их реализацию;

• имеющей сложную иерархическую структуру, элементы ко­торой взаимодействуют в рамках единого правового, эко­номического и финансового пространства.

Задачи курса:

• сформировать у студентов представление о государствен­ном управлении как о системном понятии, включающем такие категории как принципы и функции управления, распределение функций управления между различными структурными элементами системы, интересы и цели их то развития;

• познакомить студентов с системами управления в некото­рых ведущих развитых странах мира и организацией в этих странах взаимодействия различных уровней — националь­ного, регионального и муниципального;

• дать представление об особенностях государственного уп­равления в России как федеративном государстве: струк­туре органов государственного управления, федеративных отношениях, государственной региональной политике, субфедеральном управлении и местном самоуправлении;

• обеспечить понимание сущности бюджетного федерализма и его связи с формированием бюджетной системы государства, с распределением функций управления между различными элементами системы государственного управ­ления.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Государственное и муниципальное управление» относится профессиональному циклу, входит в его вариативную часть.

Требования к выходным знаниям, умениям и компетенциям студента формируются на основе следующих дисциплин:

  • Социология;

  • Политология;

  • Правоведение;

  • Экономическая теория;

  • Основы теории управления;

  • Управление персоналом организации;

  • Административное и гражданское право.

Основные требования: В процессе изучения дисциплины студенты, опираясь на ис­пользование знаний теории общественного воспроизводства, принципов системного подхода
, получают возможность после­довательно рассмотреть общую систему государственного уп­равления и ее основные элементы, организационно-управлен­ческую структуру системы управления, финансово-экономиче­скую основу реализации управленческих решений и механизмы, обеспечивающие их выполнение. Изучение дисциплины «Государственное и муниципальное управление» дает представление о государстве и муниципальном образовании как сложной социальной системе, об основных принципах функ­ционирования, основных целях и задачах системы государствен­ного управления, формах и методах взаимодействия между раз­личными уровнями государственной власти, между государственными и местными органами власти. Изучение курса помогает определять тип государственных систем управления, использовать теоретические принципы государственного управления при формулировке управленческих задач и методов их решения, формулировать цели и принципы реализации основных направлений государственной политики, анализировать проблемы социально-экономического развития, определять факторы, влияющие на их решение, и находить подходы к их решению..

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины «» происходит формирование у обучающегося следующих общекультурных и профессиональных компетенций:

  • знанием и пониманием законов развития природы, общества и мышления и умением оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2);

  • способностью занимать активную гражданскую позицию (ОК-3);

  • умением использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-9);

  • способностью оценивать условия и последствия принимаемых организационно-управленческих решений (ПК-8);

  • пониманием основных мотивов и механизмы принятия решений органами государственного регулирования (ПК-28);


В результате освоения дисциплины «» обучающийся должен:

Знать:

  • теории государства;

  • механизм функционирования государственной и муниципальной власти;

  • место и роль государственного и муниципального управления в развитии новой эко­номической теории;

  • систему органов государственного управления;

  • концептуальные основы государственной экономической политики и местного самоуправления;

  • основы регионального взаимодействия и интеграции.


-

.

Уметь:

  • применять инструменты и технологии использующиеся при подготовке различных целевых программ и проектов социально-экономического развития муниципальных образований;

  • распознавать и ориентироваться в проблемах государственного и муниципального управления.


Владеть:

  • навыками менеджера в сфере государственного и муниципального управления;

  • методами использования современных управленческих технологий в сфере государственного и муниципального управления.


4. Структура и содержание дисциплины «Государственное и муниципальное управление»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 144 часа.



п/п

Раздел

дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы теку-щего контроля успеваемости ипромежуточной аттестации

Всего

Лек-ции

Прак-тич

Сам.

раб.




1.

Сущность государственного и муниципального управления.

3

1-2

12

4

2

6

Доклады, рефераты

2.

Государство как система

3

3-4

12

4

2

6

Доклады, рефераты

3.

Государственная власть и государственное управление


3

5-6

12

4

2

6

Доклады, рефераты

4.

Государственная служба РФ

3

7-8

12

4

2

6

Доклады, рефераты

5.

Вопросы ведения, структура и функции федеральных законодательных органов власти Российской Федерации

3

9-10

12

4

2

6

Доклады, рефераты

6.

Структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти

3

11-12

12

4

2

6

Доклады, рефераты

7.

Муниципальная власть и местное самоуправление

3

13-14

12

4

2

6

Доклады, рефераты

8.

Полномочия и компетенция в местном самоуправлении

3

15-16

12

4

2

6

Доклады, рефераты

9.

Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления

3

17-18

12

4

2

6

Доклады, рефераты




Экзамен







36
















Итого




18

144

36

18

54






Содержание учебной дисциплины
Тема 1 Сущность государственного и муниципального управления. Понятие управления и его виды. Публичная власть в государственном и муниципальном управлении. Принципы государственного и муниципального управления. Субъект и объект государственного и муниципального управления. Государственное управление и местное самоуправление: проблемы взаимодействия. Нормативные модели систем государственного и муниципального управления.

Тема 2 Государство как система. Понятие, признаки и системность государства. Современное российское государство.

Тема 3 Государственная власть и государственное управление. Разновидности государственной власти. Роль Президента РФ в государственном управлении. Ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная. Понятие управленческой деятельности государства. Классификация форм и методов управленческой деятельности государства. Внутренние и внешние функции государства.

Тема 4 Государственная служба РФ. Система федеральной государственной службы. Классификация должностей государственной службы. Государственный служащий. Понятие, классификация, правовой статус. Государственная служба субъектов РФ

Тема 5 Вопросы ведения, структура и функции федеральных законодательных органов власти Российской Федерации. Деятельность Федерального Собрания РФ. Деятельность Государственной Думы РФ.

Тема 6 Структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти. Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство обороны Российской Федерации Министерство юстиции Российской Федерации. Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Министерство иностранных дел Российской Федерации. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Министерство культуры Российской Федерации Министерство транспорта Российской Федерации. Министерство образования и науки Российской Федерации. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Министерство экономического развития Российской Федерации. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. Министерство регионального развития Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации. Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Министерство энергетики Российской Федерации Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации.


Тема 7 Муниципальная власть и местное самоуправление. Муниципальное образование. Местное самоуправление и местное управление. Естественные и искусственные административно-территориальные единицы. Объединения муниципальных образований. Финансово-экономические основы местного самоуправления.

Тема 8 Полномочия и компетенция в местном самоуправлении. Вопросы местного значения. Полномочия и компетенция местного самоуправления.

Тема 9 Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления. Сущность органов и должностных лиц местного самоуправления. Представительный орган муниципального образования. Глава муниципального образования. Местная администрация. Контрольный орган муниципального образования. Избирательная комиссия муниципального образования.
5. Образовательные технологии

В целях реализации компетентностного подхода аудиторные занятия планируются в рамках такой образовательной технологии, как личностно-ориентированный подход. Это позволяет учитывать как исходный уровень знаний студентов, так и существующие на факультете технические возможности обучения. Практические занятия проводятся в активной и интерактивной форме.

Работа по дисциплине формируется как лекционные занятия, работа в семинарских занятиях, работа в малых группах, обсуждение прикладных экономических проблем, выполнение специальных заданий в виде тестов, решения экономических задач, анализа проблемных ситуаций, дистанционные занятия. Использование контактных часов позволит индивидуализировать проведение занятий, освоение учебного материала. Успешное освоение материала курса предполагает большую самостоятельную работу бакалавров и руководство этой работой со стороны преподавателей.

Формы контроля: выполнение контрольных работ и тестов, решение экономических задач, аналитическое изучение, разбор реальных хозяйственных ситуаций, анализ характерных и особых экономических ситуаций, создание перечня возможных экономических рисковых ситуаций и рекомендаций по разрешению этих рисков, реферирование статей периодической печати и их анализ, обсуждение актуальных проблем на творческих группах, экономические сочинения по проблемам изученных тем. Итоговый контроль –экзамен.
6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины