Файл: Резким ростом затрат на социальную поддержку ветеранов и необходимостью развития соответствующей инфраструктуры.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период ВОВ на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах БД, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ВОВ в районах БД, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии. К инвалидам ВОВ также отнесены военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, полученного при защите Отечества, или исполнения обязанностей ВС на фронте. Таким образом, анализ ст.4 ЗоВ позволяет сделать вывод о том, что не следовало включать в эту статью правовые нормы о ветеранах БД - инвалидах, целесообразнее было бы поместить их в ст.3, чтобы избежать трудностей с отграничением инвалидов БД от инвалидов ВОВ.
Итак, с учетом вышесказанного можно сформулировать следующее определение понятия "ветераны боевых действий" - это военнослужащие, бывшие военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, другие граждане, направленные в иностранные государства органами государственной власти СССР или РФ и принимавшие участие в боевых действиях на территории СССР или РФ в соответствии с решениями органов государственной власти.
Определение круга ветеранов БД позволяет установить место социальной защиты граждан этой категории в системе российской социальной защиты. Социальная защита ветеранов БД является частью социальной защиты населения в целом. В то же время, с учетом конкретного правового статуса ветеранов БД (военнослужащие по контракту, военнослужащие по призыву, сотрудники правоохранительных органов, гражданские лица) их социальная защита выступает также частью социальной защиты военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и т.д.
Основная часть ветеранов БД - военнослужащие (бывшие военнослужащие), а также сотрудники правоохранительных органов (бывшие сотрудники правоохранительных органов).
Общие черты статуса военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
1. Нормативные правовые акты об их социальной защите:
а) вышеупомянутый ЗоВ;
б) Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 01.07.2011)"О пенсионном обеспечении лиц
, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
в) Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ (ред. от 11.07.2011)"Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов";
г) Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 10.07.2012)"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2. Критерии дифференциации правового регулирования.
В отношении сотрудников правоохранительных органов действуют примерно те же критерии. При этом основным отличительным признаком для ветеранов БД является наличие особых заслуг перед Отечеством.
Различия правового регулирования в статусе военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов проявляются в наличии специфических нормативных правовых актов.
Различия имеются и в подзаконном регулировании. Например, в Вооруженных Силах РФ выдача удостоверений ветерана боевых действий регулируется Приказом Министра обороны РФ от 02.11.2009 N 1177 (ред. от 16.12.2010)"О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", а в иных случаях - Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.10.2010 N 924н (ред. от 31.05.2011)"О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий".
Меры социальной поддержки ветеранов БД, членов их семей, семей погибших (умерших) ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.84 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011).
Согласно ст.16 ЗоВ ветеранам БД предоставляются следующие меры социальной поддержки6:
1) обеспечение жильем;
2) социальная поддержка по оплате жилья;
3) первоочередная установка квартирного телефона;
4) медицинская помощь и др.
Отметим, что за рамки мер социальной поддержки выходят названные в ст.16 ЗоВ льготы по пенсионному обеспечению. Ст.23.1 ЗоВ предусматривает право ветеранов БД на ежемесячную денежную выплату, а ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2011)"О государственной социальной помощи" - право на получение набора социальных услуг. Как уже было указано, согласно п. "ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлено право устанавливать дополнительные меры социальной защиты ветеранов БД и членов их семей. Заслуживает внимания региональный опыт поддержки ветеранов боевых действий. Лидерами здесь являются Красноярский край и Челябинская область.
К сожалению, на сегодняшний день нельзя говорить о единообразном подходе к организации дополнительных мер социальной защиты во всех субъектах РФ, что порождает дисбаланс в фактическом положении ветеранов боевых действий, проживающих на территории различных субъектов РФ, несмотря на то, что в боевых действиях граждане, признанные в данный момент ветеранами, участвовали для решения задач, значимых для всей Российской Федерации.
11. Расслоение российского общества: социальные взрывы [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http: //smidoza. info/4660Rassloenie_rossiyskogo_obshestva: _socialnye_vzryvy.html (дата обращения: 25. 02.2016).
2Аракелян Г. Общественный совет для общества [Электронный ресурс]: Общественно-политическая газета «Голос Армении"//URL: http: //www.golos. am/index. php? option=com_content&task=view&id=44145&Ite mid=37 (дата обращения - 25. 02.2016).
31 Смирнов Д.А., Струсь К.А. Конституция гражданского общества: от теории к практике / Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2013. - № 6.С. 238.
41Смирнов Д.А., Струсь К.А. Конституция гражданского общества: от теории к практике / Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2013. - № 6.С. 238.
52Аракелян Г. Общественный совет для общества [Электронный ресурс]: Общественно-политическая газета «Голос Армении" // URL: http: //www.golos. am/index. php? option=com_content&task=view&id=44145&Ite mid=37 (дата обращения - 25. 02.2016).
61Аракелян Г. Общественный совет для общества [Электронный ресурс]: Общественно-политическая газета «Голос Армении" // URL: http: //www.golos. am/index. php? option=com_content&task=view&id=44145&Ite mid=37 (дата обращения - 25. 02.2016).
Итак, с учетом вышесказанного можно сформулировать следующее определение понятия "ветераны боевых действий" - это военнослужащие, бывшие военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, другие граждане, направленные в иностранные государства органами государственной власти СССР или РФ и принимавшие участие в боевых действиях на территории СССР или РФ в соответствии с решениями органов государственной власти.
Определение круга ветеранов БД позволяет установить место социальной защиты граждан этой категории в системе российской социальной защиты. Социальная защита ветеранов БД является частью социальной защиты населения в целом. В то же время, с учетом конкретного правового статуса ветеранов БД (военнослужащие по контракту, военнослужащие по призыву, сотрудники правоохранительных органов, гражданские лица) их социальная защита выступает также частью социальной защиты военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и т.д.
Основная часть ветеранов БД - военнослужащие (бывшие военнослужащие), а также сотрудники правоохранительных органов (бывшие сотрудники правоохранительных органов).
Общие черты статуса военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов.
1. Нормативные правовые акты об их социальной защите:
а) вышеупомянутый ЗоВ;
б) Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 01.07.2011)"О пенсионном обеспечении лиц
, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";
в) Федеральный закон от 28.03.1998 N 52-ФЗ (ред. от 11.07.2011)"Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов";
г) Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 10.07.2012)"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2. Критерии дифференциации правового регулирования.
В отношении сотрудников правоохранительных органов действуют примерно те же критерии. При этом основным отличительным признаком для ветеранов БД является наличие особых заслуг перед Отечеством.
Различия правового регулирования в статусе военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов проявляются в наличии специфических нормативных правовых актов.
Различия имеются и в подзаконном регулировании. Например, в Вооруженных Силах РФ выдача удостоверений ветерана боевых действий регулируется Приказом Министра обороны РФ от 02.11.2009 N 1177 (ред. от 16.12.2010)"О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации", а в иных случаях - Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.10.2010 N 924н (ред. от 31.05.2011)"О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий".
Меры социальной поддержки ветеранов БД, членов их семей, семей погибших (умерших) ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации (ст.84 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 03.12.2011).
Согласно ст.16 ЗоВ ветеранам БД предоставляются следующие меры социальной поддержки6:
1) обеспечение жильем;
2) социальная поддержка по оплате жилья;
3) первоочередная установка квартирного телефона;
4) медицинская помощь и др.
Отметим, что за рамки мер социальной поддержки выходят названные в ст.16 ЗоВ льготы по пенсионному обеспечению. Ст.23.1 ЗоВ предусматривает право ветеранов БД на ежемесячную денежную выплату, а ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 01.07.2011)"О государственной социальной помощи" - право на получение набора социальных услуг. Как уже было указано, согласно п. "ж" ч.1 ст.72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Субъектам РФ и муниципальным образованиям предоставлено право устанавливать дополнительные меры социальной защиты ветеранов БД и членов их семей. Заслуживает внимания региональный опыт поддержки ветеранов боевых действий. Лидерами здесь являются Красноярский край и Челябинская область.
К сожалению, на сегодняшний день нельзя говорить о единообразном подходе к организации дополнительных мер социальной защиты во всех субъектах РФ, что порождает дисбаланс в фактическом положении ветеранов боевых действий, проживающих на территории различных субъектов РФ, несмотря на то, что в боевых действиях граждане, признанные в данный момент ветеранами, участвовали для решения задач, значимых для всей Российской Федерации.
11. Расслоение российского общества: социальные взрывы [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http: //smidoza. info/4660Rassloenie_rossiyskogo_obshestva: _socialnye_vzryvy.html (дата обращения: 25. 02.2016).
2Аракелян Г. Общественный совет для общества [Электронный ресурс]: Общественно-политическая газета «Голос Армении"//URL: http: //www.golos. am/index. php? option=com_content&task=view&id=44145&Ite mid=37 (дата обращения - 25. 02.2016).
31 Смирнов Д.А., Струсь К.А. Конституция гражданского общества: от теории к практике / Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2013. - № 6.С. 238.
41Смирнов Д.А., Струсь К.А. Конституция гражданского общества: от теории к практике / Вестник Северо-Кавказского федерального университета. - 2013. - № 6.С. 238.
52Аракелян Г. Общественный совет для общества [Электронный ресурс]: Общественно-политическая газета «Голос Армении" // URL: http: //www.golos. am/index. php? option=com_content&task=view&id=44145&Ite mid=37 (дата обращения - 25. 02.2016).
61Аракелян Г. Общественный совет для общества [Электронный ресурс]: Общественно-политическая газета «Голос Армении" // URL: http: //www.golos. am/index. php? option=com_content&task=view&id=44145&Ite mid=37 (дата обращения - 25. 02.2016).