ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Практическая работа
Реферат на тему « Стратегия и приемы финансового менеджмента»
Дисциплина: «Бюджетный процесс»
Выполнил: студент группы ГМН-41
Ф.И.О. Ермакович Елизавета Валерьевна
Омск 2023
Содержание
Введение
1. Сущность финансового менеджмента
2. Инструменты финансового менеджмента
3. Оперативное планирование финансовой деятельности предприятия
Заключение
Список литературы
Введение
Как известно, в фундаменте социальной и экономической жизни общества лежит воспроизводство (англ. - reproduction), то есть непрерывно продолжающийся процесс производства благ, возобновления жизненных средств и их производителей (прежде всего - самого человека как потребителя и как рабочую силу), а также производственных отношений между участниками этого процесса. В количественном плане воспроизводство характеризуется категориями: простое воспроизводство - обеспечивает возобновление в неизменном объёме; расширенное воспроизводство - обеспечивает прирастающие объемы производства.
Финансовый менеджмент в научной литературе определяется как "весь процесс управления воспроизводством на микроуровне с помощью формирования и использования финансовых ресурсов, капитала и денежных потоков, необходимых для осуществления предпринимательской деятельности в условиях риска с целью выполнения предприятием своих функций" [2; 6; 7]. Он направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. В конечном счете, финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на них с помощью методов и рычагов финансового механизма. Поскольку это является сложной, комплексной задачей, то нередко финансовый менеджмент определяют одновременно как науку и искусство принятия важных инвестиционных решений и отыскания для этого финансовых источников. Как система управления финансовый менеджмент состоит из двух подсистем: управляемой подсистемы или объекта управления и управляющей подсистемы или субъекта управления.
Переход России от жесткой командно-административной системы к рыночной экономике, разумеется, не мог не привести к серьезной перестройке финансового механизма. Однако между принятием важных политических и экономических решений и процессом их реализации в жизнь всегда имеется определенное противоречие, что, прежде всего, связано с психологией человека. Необходима серьезная перестройка в его ценностной системе, в его мотивации к жизни и труду, в системе его отношений с другими участниками процесса воспроизводства, в перераспределении его функций как субъекта, принимающего важные в экономическом плане решения и несущего полноту ответственности за них. Необходимость этой перестройки и актуализирует наше обращение к теме.
Целью моейработы является анализ сущности, принципов и задач финансового менеджмента.
Задачи работы прямо вытекают из этой цели:
-Рассмотреть сущность финансового менеджмента.
-Рассмотреть принципы и задачи финансового менеджмента в условиях деятельности современных российских предприятий.
1. Сущность финансового менеджмента
Как и любые другие экономические рычаги хозяйственной жизни людей, финансовый менеджмент в конечном счете направлен на обеспечение получения максимально возможной прибыли, то есть повышения благосостояния собственников предприятия на основе рациональной финансовой политики. Поскольку, как мы отмечали выше, характер ведения бизнеса непосредственно связан с человеком, с его психологией, то сущность финансового менеджмента не может рассматриваться как раз и навсегда заданная истина.
В истории развития теории финансов имели место ряд концепций (от лат. conceptio - понимание, система). Концепция - это определенный способ понимания и трактовки какого-либо явления. С ее помощью выражается основная точка зрения на явление, задаются некоторые конструктивные рамки, определяющие сущность и направления развития явления. В финансовом менеджменте основополагающими являются следующие концепции:
· Концепция денежного потока, предполагает: а) идентификацию денежного потока, его продолжительность и вид; б) оценку факторов, определяющих величину его элементов; в) выбор коэффициента дисконтирования, позволяющего сопоставлять элементы потока, генерируемые в различные моменты времени; г) оценку риска, связанного с данным потоком и способ его учета.
·Концепция временной ценности денежных ресурсов основывается на понимании
, что денежная единица, имеющаяся сегодня, и денежная единица, ожидаемая к получению через некоторое время, не равноценны. Эта определяется действием трех основных причин: инфляцией, риском неполучения ожидаемой суммы и оборачиваемостью.
·Концепция компромисса между риском и доходностью исходит из того, что получение любого дохода в бизнесе чаще всего сопряжено с риском, причем обнаруживается пропорциональная связь между этими двумя характеристиками: чем выше требуемая или ожидаемая доходность, т.е. отдача на вложенный капитал, тем выше и степень риска, связанного с возможным неполучением этой доходности. Риск - это сочетание вероятности и последствий наступления событий. Знание вероятности неблагоприятного события позволяет определить вероятность благоприятных событий. Также риском часто называют непосредственно предполагаемое событие, способное принести кому-либо ущерб или убыток. В финансовом менеджменте могут ставиться и решаться различные задачи, в том числе и задачи предельного характера, например максимизация доходности или минимизация риска, однако чаще всего речь идет о достижении разумного соотношения между риском и доходностью.
·Концепция стоимости капитала исходит из понимания, что деятельность любой компании возможна лишь при наличии источников ее финансирования. Они могут различаться по своей экономической природе, принципам и способам возникновения, способам и срокам привлечения, продолжительности существования, степени управляемости, привлекательности с позиции тех или иных контрагентов и т.п. Однако, вероятно, наиболее важной характеристикой источников средств является стоимость капитала. Первоначальные теоретические разработки этой концепции были осуществлены еще в 1938 г. американским экономистом Дж. Уильямсом и изложены в работе "Теория инвестиционной стоимости".
Эта концепция получила отражение в 1958 г. в работе американских исследователей Фр. Модильяни и М. Миллера "Стоимость капитала, корпоративные финансы и теория инвестиций". Смысл концепции стоимости капитала состоит в том, что обслуживание того или иного источника обходится компании не одинаково. Каждый источник финансирования имеет свою стоимость, например, за банковский кредит нужно платить проценты, по облигационному займу - купонный доход, за пользование собственным капиталом предприятие платит дивиденды. Стоимость капитала показывает минимальный уровень дохода, необходимого для покрытия затрат по поддержанию данного источника и позволяющего не оказаться в убытке. Не случайно количественная оценка стоимости капитала имеет ключевое значение в анализе инвестиционных проектов и выборе альтернативных вариантов финансирования деятельности компании [4].
·Концепция эффективности рынка капитала. В условиях рыночной экономики большинство компаний в той или иной степени связано с рынком капитала. Крупные компании и организации выступают там и в роли кредиторов, и в роли инвесторов, участие мелких фирм чаще всего ограничивается решением краткосрочных задач инвестиционного характера. В любом случае принятие решений и выбор поведения на рынке капитала, равно как и активность операций, тесно связаны с концепцией эффективности рынка. Логика подобных операций такова. Объем сделок по покупке или продаже ценных бумаг зависит от того, насколько точно текущие цены соответствуют внутренним стоимостям. Цена зависит от многих факторов, в том числе и от информации. Если, например, возникнет информация, что на рынке, находившемся в состоянии равновесия, цена акций некоторой компании занижена, то это приведет к резкому повышению спроса на акции и последующему росту цены до уровня, соответствующего внутренней стоимости этих акций. Насколько быстро информация отражается на ценах и характеризуется уровнем эффективности рынка. Здесь термин "эффективность" понимается не в экономическом, а в информационном плане, т.е. степень эффективности рынка характеризуется уровнем его информационной насыщенности и доступности информации участникам рынка. Выделяют три формы эффективности рынка: слабую, умеренную и сильную. В условиях слабой формы эффективности текущие цены на акции полностью отражают динамику цен предшествующих периодов, т.е. потенциальный инвестор не может извлечь для себя дополнительных выгод, анализируя тренды; иными словами, анализ динамики цен, каким бы тщательным и детализированным он ни был, не позволит "обыграть рынок", т.е. получить сверхдоходы. Итак, в условиях слабой формы эффективности рынка невозможен более или менее обоснованный прогноз повышения или понижения курсов на основе статистических данных о динамике цен. В условиях умеренной формы эффективности текущие цены отражают не только имевшиеся в прошлом изменения цен, но и всю равнодоступную участникам информацию. С практической точки зрения это означает, что аналитику не нужно изучать статистику цен, отчетность эмитентов, сводки специализированных информационно-аналитических агентств, в том числе и прогнозного характера, поскольку вся подобная общедоступная информация немедленно отражается на ценах. Сильная форма эффективности означает, что текущие цены отражают не только общедоступную информацию, но и сведения, доступ к которым ограничен. Если эта гипотеза верна, то никто не сможет получить сверхдоходы от игры на акциях, даже так называемые инсайдеры, т.е. лица, работающие в компании и/или в силу своего положения имеющие доступ к информации, являющейся конфиденциальной и способной принести им выгоду. Достаточно очевидно, что о существовании сильной формы эффективности можно предполагать лишь в теоретическом плане. Безусловно, создание эффективного рынка на практике нереализуемо. Ни один из существующих рынков ценных бумаг не признается аналитиками как эффективный в полном смысле этого слова, хотя существование слабой формы эффективности некоторых рынков подтверждается эмпирическими исследованиями.
·Концепция асимметричной информации тесно связана с концепцией эффективности рынка капитала. Смысл ее состоит в том, что отдельные категории лиц могут владеть информацией, недоступной всем участникам рынка в равной мере. Если такое положение имеет место, говорят о наличии асимметричной информации. Носителями конфиденциальной информации чаще всего выступают менеджеры и отдельные владельцы компаний. Эта информация может использоваться ими различными способами в зависимости от того, какой эффект, положительный или отрицательный, может иметь ее обнародование. Асимметричность информации способствует и существованию собственно рынка капитала. Каждый потенциальный инвестор имеет собственное суждение по поводу соответствия цены и внутренней стоимости ценной бумаги, базирующееся чаще всего на убеждении, что именно он владеет некоторой информацией, возможно, недоступной другим участникам рынка. Чем большее число участников придерживается такого мнения, тем более активно осуществляются операции купли/продажи. Без особого преувеличения можно утверждать, что достижение абсолютной информационной симметрии, поэтому равносильно подписанию смертного приговора фондовому рынку.
·Концепция агентских отношений становится актуальной в условиях рыночных отношений по мере усложнения форм организации бизнеса. Большинству фирм, по крайней мере тем, которые определяют экономику страны, в той или иной степени присущ разрыв между функцией владения и функцией управления и контроля, смысл которого состоит в том, что владельцы компании вовсе не обязаны вникать в тонкости текущего управления ею. Интересы владельцев компании и ее управленческого персонала могут совпадать далеко не всегда; особенно это связано с анализом альтернативных решений, одно из которых обеспечивает сиюминутную прибыль, а второе - рассчитано на перспективу. Выделяют и более дробные классификации конфликтующих подгрупп управленческих работников, каждая из которых отдает приоритет своим групповым интересам. Чтобы в известной степени нивелировать возможные противоречия между целевыми установками конфликтующих групп и, в частности, ограничить возможность нежелательных действий менеджеров исходя из собственных интересов, владельцы компании вынуждены нести так называемые агентские издержки. Существование подобных издержек является объективным фактором, а их величина должна учитываться при принятии решений финансового характера.