Файл: Необходимым условием научной работы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 108

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

цитирование в научной сфере
Необходимым условием научной работы (реферата, курсовой или дипломной работы, научной статьи, монографии), является цитирование.

Ц
Цитата (от лат. Citatum – ‘призывать, называть’) – это точная, дословная, буквальная выдержка из какого-либо текста с обязательной ссылкой на источник.
итаты используются: а) для документаль-ного подтверждения своих выводов ссылкой на авторитетный источник; б) для критического разбора того или иного научного труда. 

Общие требования к цитированию:

1. Цитата должна быть неразрывно связана с текстом и служить доказательством (подтверждением) выдвинутых автором положений.

2. Цитата записывается точно по цитируемому источнику и обязательно заключается в кавычки. Каждая цитата должна сопровождаться указанием (ссылкой) на ее источник, автора и цитируемую страницу.

3. Запрещается объединять в одной цитате отрывки, взятые из разных ис-точников. Каждый отрывок должен оформляться в виде отдельной цитаты. 

4. При сокращении цитаты, важно следить за логической завершенностью выражения. Вместо пропущенных слов следует ставить многоточие; пропуск в цитате целого предложения (или нескольких предложений) обозначается многоточием, заключенным в угловые (ломаные) скобки ˂…>.

5
Библиографическая ссылка – это описание источника цитаты. В научных работах они составляют список использованных источников.
. Цитирование должно быть умеренным: чрезмерное цитирование (зани-мает более 30% текста) создает впечатление компилятивности (нетворческого использования чужих мыслей), и наоборот, недостаточное цитирование снижает научную ценность вашего произведения.

6. Недопустимо цитировать научные работы, исследовательские статьи, обозначенные знаком © (защита авторских прав).

СПОСОБЫ ЦИТИРОВАНИЯ НАУЧНОГО ТЕКСТА
Чужая мысль (цитата) должна составлять с принимаемым текстом (контекстом) органическое единство. Выделяют два способа введения цитаты в окружающий контекст: а) сцепление, б) погружение.



  • «Сцепление» цитаты с новым текстом, которое происходит по синтаксическим моделям прямой или косвенной речи, например:



ПРЯМОЕ ЦИТИРОВАНИЕ

(оформляется как прямая речь)


КОСВЕННОЕ ЦИТИРОВАНИЕ

(оформляется как косвенная речь)




А: «П».

«П», – а.

«П, – а, – п».

А: «П», – а.

[… утверждал], (что «…»)

Обозначая роль термина в науке, П.А. Флоренский утверждал, что «всякая наука – система терминов. Потому жизнь терминов – и есть история науки, все равно какой…».





Роль термина в науке точно обозначил П.А. Флоренский: «Всякая наука – система терминов. Потому жизнь терминов – и есть история науки, все равно какой…».




Как говорил … , «…».

Как говорил П.А. Флоренский, «всякая наука – система терминов. Потому жизнь терминов – и есть история науки, все равно какой…».



«…, по определению … , …».

«Всякая наука, по определению П.А. Флоренского, – система терминов. Потому жизнь терминов – и есть история науки, все равно какой…».


  • «Погружение» цитаты в принимаемый текст («текст в тексте»), когда цитата «погружается» в контекст без использования вводящих компонентов (есть только кавычки или особый дополнительный шрифт), например:




По словам языковедов, цитированное знание представляет собой не только «место встречи автора и предшественника, но и характер этой встречи» [Котюрова и др., 2008: 253]*.1




В статье [3, с. 253] утверждается, что цитированное знание представляет собой не только «место встречи автора и предшественника, но и характер этой встречи».




Задание 1. Прочитайте отрывок из «Слов назидания» Абая. Выпишите из него 2 цитаты, содержащие понравившуюся вам мысль. Дайте научное определение слову «сердце».
Есть ли у человека что-либо драгоценнее, чем его сердце?

Если казах говорит, что человек имеет сердце, значит, он считает того человека богатырем. Других свойств сердца он себе ясно не представляет.

Будь милосердным, считай другого человека своим братом, желай ему того, чего желаешь себе. Вот хорошие правила для того, чтобы воспитать в себе правдивое сердце. Если язык повинуется сердцу, то ошибок не бывает, а если язык лжет, то и сердце бывает обмануто.

Есть в народе выражение: «Доблестное сердце». Знай, что такое сердце несовместимо с обманом и хвастовством. Человек, обладающий сердцем, быстро оправляется от несчастья. Он не идет, как собака за чужим караваном. Он сам поворачивает заблудившихся лошадей на истинный путь. Он покоряется, но покоряется тому, что справедливо для разума. И трудна ему иногда эта покорность. И он не покоряется тому, что не выдерживает испытания разумом. Вот истинное сердце. Это львиное сердце, это то, что казахи называют «жүректі».
Задание 2. Спишите, расставляя необходимые при цитировании знаки препинания.
1) Аристотель писал Все люди от природы стремятся к знанию.

2) Трудолюбие согласно крылатому выражению Гёте составляет существенную часть гения.

3) Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку знаний, и так, словно вы постоянно боитесь растерять знания говорил Конфуций.

4) Об этом гениально просто сказал Александр Сергеевич Пушкин

О сколько нам открытий чудных Еще готовят Ум и Труд.

5) Каково место человека в мире, как жить, чтобы жизнь имела смысл, вот основные вопросы, занимавшие Блеза Паскаля. Отчего это – хромой человек нас не раздражает, а умственно хромающий раздражает? размышляет Паскаль в сборнике афоризмов «Мысли» Оттого, что хромой сознает, что мы ходим прямо, а умственно хромающий утверждает, что не он, а мы хромаем…

6) Худший человек из числа людей – человек без стремлений (Абай)

7) Он стал поэтом – для математика у него не хватало фантазии – так написал Давид Гильберт об одном из своих учеников.


8) Для истинных физиков было бы лучше, если бы на Земле совсем не было математиков (Даниил Бернулли)

Задание 3. Найдите соответствия (например, 1 – ж). Расскажите, что включает в себя понятие «авторитетности научного издания».
1. Использование цитат в научной работе … исследуемого вопроса.

2. Даже самые неразработанные в науке темы … .

3. Выдержки из других работ приводятся не для того, «чтобы прикрыться броней непробиваемых цитат», как сказала по этому случаю О.С. Ахманова, а чтобы … , взятых из первоисточников.

4. Энгельс в предисловии к английскому изданию «Капитала» Карла Маркса отмечал: «В большинстве случаев цитаты служат … . Однако во многих случаях отрывки из сочинений <…> цитируются для того, чтобы показать, когда, где и кем было впервые высказано это положение».

5
Индекс цитирования – принятая в научном мире мера «значимости» трудов ученого.

Импакт-фактор – численный показатель важности научного журнала.
. Авторитетность работы … , в котором опубликована статья, а также по индексу цитирования (ИЦ) труда.

6. Величина ИЦ … на научную работу или фамилию ее автора в других источниках.

7. Журналы с высоким импакт-фактором (или ИФ) … в области естественных наук, техники, медицины и сельского хозяйства.

8. … статьи из серии «Популярная химия», «Физика для каждого», «Математика для чайников», «Сам себе психолог» и т.д.

9. Следует избегать цитирования Интернет-публикаций, если они … .
Материал для справок: а) определяется количеством ссылок; б)охватывают более 90% важнейшей информации; в) имеют свои научные истоки; г) не являются авторитетными источниками научной информации; д) можно определить по импакт-фактору журнала; е) доступны в традиционных изданиях; ж) позволяет судить о масштабах теоретического анализа; з) документальными доказательствами, подкрепляющими утверждения, сделанные в тексте; и) показать читателю мнение крупных специалистов.

Задание 4. Определите, о каких великих ученых прошлого рассказывают данные цитаты.

1. Мальчик с раннего возраста проявлял исключительные способности и одаренность. Уже к десяти годам он знал наизусть почти весь Коран. Затем его отправили в Бухару изучать мусульманское законоведение в школу, где он был самым младшим. Но вскоре даже самые взрослые из слушателей школы оценили ум и знания мальчика и приходили к нему советоваться, хотя Хусейну только исполнилось 12 лет <...> И геометрия, и астрономия, и музыка ему давались легко, пока он не познакомился с «Метафизикой» Аристотеля. В автобиографии он упоминал, что несколько раз прочитал этот труд, но не смог понять его. Помогла в этом книга аль-Фараби с комментариями к «Метафизике». В 16 лет его пригласили лечить самого эмира Бухары. В автобиографии он писал: «Я занялся изучением медицины, пополняя чтение наблюдениями больных, что меня научило многим приемам лечения, которые нельзя найти в книгах».

2. С именем этой исторической личности Древней Греции, философа, естествоиспытателя связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Вошел в историю как «отец медицины».

3. Поэт, вошедший в историю духовной культуры за вклад в процесс арабо-персидско-тюркского языкового взаимовлияния как большой мастер художественного слова, понятного и близкого простому люду. Его учитель и духовный наставник Арыстан-Баб, по преданию, передал ему аманат (чётки) – символ пророка Мухаммада. В 63 года поселился в подземной келье города Яссы, около мечети, заточив себя до конца своих дней. На месте его могилы тюркский правитель Тамерлан построил мавзолей.

4. Великий античный философ и ученый, создатель логики, основатель психологии, этики, политики, поэтики как самостоятельных наук. Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского.

5. Как и Аристотеля в древнегреческом культурном мире, этого великого среднеазиатского философа, ученого-энциклопедиста отличали широкие научные интересы. Он был крупнейшим авторитетом в астрономии (ему принадлежит один из первых комментариев к «Альмагесту» Птолемея), физике, математике, медицине, истории и теории музыки («Большая книга музыки»). Удостоен звания «Второй Учитель» в знак признания заслуг как комментатора «Органона» и исследователя «Метафизики» Аристотеля («Книга букв»).