Файл: Пояснительная записка к модулю декоративноприкладное и народное искусство общая характеристика модуля декоративноприкладное и народное искусство.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.

Самоконтроль:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.

Эмоциональный интеллект:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной художественной деятельности;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного, искусства промыслов; понимать связь декоративно-прикладного искусства с бытовыми потребностями людей, необходимость присутствия в предметном мире и жилой среде;
иметь представление (уметь рассуждать, приводить примеры) о мифологическом и магическом значении орнаментального оформления жилой среды в древней истории человечества, о присутствии в древних орнаментах символического описания мира;
характеризовать коммуникативные, познавательные и культовые функции декоративно-
прикладного искусства;
уметь объяснять коммуникативное значение декоративного образа в организации межличностных отношений, в обозначении социальной роли человека, в оформлении предметно-пространственной среды;
распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика, текстиль, стекло, камень, кость, др.); уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка, др.;
знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу,

орнаментальность, стилизацию изображения;
различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный,
зооморфный, антропоморфный;
владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных,

сетчатых, центрических;
знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять эти знания в собственных творческих декоративных работах;
овладеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения деталей природы, стилизованного обобщённого изображения представите​- лей животного мира, сказочных и мифологических персо​нажей с опорой на традиционные образы мирового искусства; знать особенности народного крестьянского искусства как целостного мира, в предметной среде которого выражено отношение человека к труду, к природе, к добру и злу, к жизни в целом; уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства (солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его
декоративное убранство, уметь объяснять функциональное, декоративное и символическое единство его деталей; объяснять крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры;
иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта; освоить конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение его декора; знать о разнообразии форм и украшений народного праздничного костюма различных регионов страны; уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм; осознавать произведения народного искусства как бесценное культурное наследие, хранящее в своих материальных формах глубинные духовные ценности;
знать и уметь изображать или конструировать устройство традиционных жилищ разных народов, например юрты, сакли, хаты-мазанки; объяснять семантическое значение деталей конструкции и декора, их связь с природой, трудом и бытом;
иметь представление и распознавать примеры декоративного оформления жизнедеятельности —быта, костюма разных исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим, Европейское Средневековье); понимать разнообразие образов декоративно-прикладного искусства, его единство и целостность для каждой конкретной культуры

, определяемые природными условиями и сложившийся историей;
объяснять значение народных промыслов и традиций художественного ремесла в современной жизни;
рассказывать о происхождении народных художественных промыслов; о соотношении ремесла и искусства;
называть характерные черты орнаментов и изделий ряда отечественных народных художественных промыслов;
характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;
уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина, металл, стекло, др.;
различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;
объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;
иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;
уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов;

характеризовать роль символического знака в современной жизни (герб, эмблема, логотип, указующий или декоративный знак) и иметь опыт творческого создания эмблемы или логотипа; понимать и объяснять значение государственной символики, иметь представление о значении и содержании геральдики;
уметь определять и указывать продукты декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образное назначение;
ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т. д.;
овладевать навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и школьных праздников.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МОДУЛЯ «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Общие сведения о декоративно-прикладном искусстве

1.1.

Декоративно-прикладное искусство и его виды

1

0

0

02.09.2022

Самостоятельно формулировать определение декоративно-прикладного искусства;

Устный
опрос;

https://resh.edu.ru/subject/7/
https://www.youtube.com/
https://resh.edu.ru/subject/lesson/7825/start/312989/

Раздел 2. Древние корни народного искусства

2.1.

Древние образы в народном искусстве

1

0

1

09.09.2022

Уметь объяснять глубинные смыслы основных
знаков-символов традиционного народного
(крестьянского) прикладного искусства.;
Характеризовать традиционные образы в орнаментах деревянной резьбы, народной вышивки, росписи по дереву и др., видеть многообразное варьирование трактовок.;
Выполнять зарисовки древних образов (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце и др.).;
Осваивать навыки декоративного обобщения;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/7/
https://www.youtube.com/

2.2.

Убранство русской избы

1

0

1

16.09.2022

;
Изображать строение и декор избы в их
конструктивном и смысловом единстве.;
Сравнивать и характеризовать разнообразие в
построении и образе избы в разных регионах страны.; Находить общее и различное в образном строе
традиционного жилища разных народов;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/7/
https://www.youtube.com/

2.3.

Внутренний мир русской избы

1

0

1

23.09.2022

Называть и понимать назначение конструктивных и декоративных элементов устройства жилой среды крестьянского дома.;
Выполнить рисунок интерьера традиционного
крестьянского дома;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/7/
https://www.youtube.com/

2.4.

Конструкция и декор предметов народного быта и труда

1

0

1

30.09.2022

Изобразить в рисунке форму и декор предметов
крестьянского быта (ковши, прялки, посуда, предметы трудовой деятельности).;
Характеризовать художественно-эстетические
качества народного быта (красоту и мудрость в
построении формы бытовых предметов);

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/7/
https://www.youtube.com/





2.5.

Народный праздничный костюм

2

0

2

07.10.2022 14.10.2022

Понимать и анализировать образный строй народного праздничного костюма, давать ему эстетическую оценку.;
Соотносить особенности декора женского
праздничного костюма с мировосприятием и
мировоззрением наших предков.;
Соотносить общее и особенное в образах народной праздничной одежды разных регионов России.;
Выполнить аналитическую зарисовку или эскиз
праздничного народного костюма;

Практическая работа;

http://school​collection.edu.ru/catalog/rubr/49ef6363-c9e0-4e71-88e4-19b6db0e6dc2

2.6.

Искусство народной вышивки

1

0

1

21.10.2022

;
Понимать условность языка орнамента, его
символическое значение.;
Объяснять связь образов и мотивов крестьянской вышивки с природой и магическими древними представлениями.;
Определять тип орнамента в наблюдаемом узоре.; Иметь опыт создания орнаментального построения вышивки с опорой на народную традицию;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/7/

2.7.

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

2

0

2

28.10.2022 11.11.2022

;
Характеризовать праздничные обряды как синтез всех видов народного творчества.;
Изобразить сюжетную композицию с изображением праздника или участвовать в создании коллективного панно на тему традиций народных праздников;

Практическая работа;

http://school​collection.edu.ru/catalog/rubr/9a5ddaef​6626-4f55-a0bd-92a4b57de801/

Раздел 3. Народные художественные промыслы

3.1.

Происхождение художественных промыслов и их роль в современной жизни народов России

1

0

1

18.11.2022

Наблюдать и анализировать изделия различных
народных художественных промыслов с позиций материала их изготовления.;
Характеризовать связь изделий мастеров промыслов с традиционными ремёслами.;
Объяснять роль народных художественных
промыслов в современной жизни;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/7/
https://www.youtube.com/

3.2.

Традиционные древние образы в современных игрушках народных промыслов

1

0

1

25.11.2022

Рассуждать о происхождении древних традиционных образов, сохранённых в игрушках современных
народных промыслов.;
Различать и характеризовать особенности игрушек нескольких широко известных промыслов:
дымковской, филимоновской, каргопольской и др.; Создавать эскизы игрушки по мотивам избранного промысла;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/7/
https://www.youtube.com/

3.3.

Праздничная хохлома. ​Роспись по дереву

2

0

2

02.12.2022 09.12.2022

Рассматривать и характеризовать особенности орнаментов и формы произведений хохломского промысла.;
Объяснять назначение изделий хохломского промысла.;
Иметь опыт в освоении нескольких приёмов хохломской орнаментальной росписи («травка»,«кудрина» и др.).;
Создавать эскизы изделия по мотивам промысла;

Практическая работа;

https://resh.edu.ru/subject/7/
https://www.youtube.com/