Файл: Дипломная работа Дисциплина Право и организация социального обеспечения.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Размещено на http: //www. allbest. ru/


Дипломная работа:

Дисциплина: «Право и организация социального обеспечения»

Правовое регулирование в сфере социальной защиты населения
Содержание

правовой социальный защита пенсионный

Введение

Глава 1. Сущность правового регулирования в сфере социальной защиты

  1. Определение понятия «социальная защита населения»

  2. Государственная система социальной защиты

  3. Законодательство в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения граждан

Глава 2. Социальная защита отдельных категорий граждан

  1. Социальная защита ограниченно способных лиц, лиц с семейными обязанностями

  2. Социальная защита пенсионеров

  3. Социальная защита детей и подростков, безработных

  4. Проблемы и пути реформирования системы социальной защиты населения

Заключение

Список использованных источников и литературы
Введение
Социальная защита зарождается самостоятельной отраслью в системе российского права, которая сформировалась во второй половине XX века.

Перевод Российской Федерации к рыночной экономике отразился на системе социальной защиты. Процесс обновления законодательства о социальной защите напрямую отображает происходящие в стране коренные преобразования. К ним относятся: становление и функционирование экономики с многообразием форм собственности; изменение взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и субъектами Российской Федерации; зарождение основ негосударственного социального обеспечения.

Согласно Конституции Российской Федерации Россия является социальным государством. Под социальным государством принято толковать государство, главной задачей которого является достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом принципах социального равенства, всеобщей солидарности и взаимной ответственности.

Социальное государство призвано помогать социально слабым слоям населения, влиять на распределение экономических благ по принципу справедливости, чтобы снабдить каждому достойное человеческое существование. Наиболее характерные черты социального государства выражаются в его социальной политике, которая в соответствии с Конституцией Российской Федерации направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и беспрепятственное развитие человека.


Основной задачей социальной политики Российской Федерации является достижение благосостояния человека и общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Одной из главных целей социального государства является социальное равенство. Социальное государство стремится к уничтожению социального неравенства - неравенства связанного с утратой дохода или средств к существованию из-за различных обстоятельств.

В России с 2000 года в качестве самостоятельного вида социального обеспечения выделяется «государственная социальная помощь». Ее предоставление регулируется Федеральным законом от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи». Однако после внесения изменений в этот Закон Федеральным законом от 22 августа 2004 года «О монетизации льгот», законодатель объединил в понятии «государственная социальная помощь» фактически два разноплановых вида социального обеспечения, имеющих различную правовую природу.

В широком смысле под государственной социальной помощью понимается предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным установленным законом категориям граждан социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Анализ данного определения, а также всего закона «О государственной социальной помощи» позволяет выделить следующие виды государственной социальной помощи, обладающие особыми условиями назначения, порядком финансирования и целями предоставления:

  • государственная социальная поддержка в связи с бедностью (малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам) - глава 3 Закона «О государственной социальной помощи»;

  • государственная социальная помощь в связи с монетизацией льгот отдельным категориям граждан (инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, дети-инвалиды и т.д.) - глава 2 Закона «О государственной социальной помощи».

Актуальность дипломной работы состоит в том, что в современной России право социального обеспечения развивается на основе новоиспеченных принципов и концепций, охватывает группы отношений, которые ранее находились за пределами данной отрасли права.

Также актуальность данной дипломной работы состоит в том, что в сегодняшних экономических условиях население подвергается каждодневным социальным рискам материальной необеспеченности вследствие утраты заработка

, либо при изменении своего материального или социального положения. Жизненность проблемы бедности привела к тому, что в последние годы экономисты, демографы, социологи и юристы уделяют большое внимание исследованию бедности. Но, несмотря на высокое количество работ, в нашей стране еще не сложилось общепринятого понятия бедности. Относительность социально-экономических параметров бедности прямо влияет и на правовое регулирование. Вероятно, этим объясняется тот факт, что в федеральных законах бедность не указана в качестве вида социального риска. В отечественном законодательстве используется понятие «малоимущая семья или малоимущий одиноко проживающий гражданин». Основным средством социальной защиты населения от бедности служит государственная социальная поддержка. В настоящее время происходит ее становление в качестве обособленного, внутренне организованного образования в рамках государственной системы социального обеспечения. В этой связи особую значимость приобретает изучение особенностей правового регулирования отношений по оказанию государственной социальной помощи.

Предметом изучения данной дипломной работы является круг лиц имеющих право на государственную социальную помощь.

Объектом данной работы являются отношения по поводу предоставления государственной социальной помощи в виде денежных выплат, предоставления жизненно необходимых товаров, а также предоставления набора социальных услуг.

Целью данной дипломной работы является изучение проблем использования норм права социального обеспечения, а также совершенствование системы правового регулирования.

Основными задачами данной дипломной работы являются:

  • формирование представлений о государственной социальной помощи и развитии законодательства в сфере социального обеспечения;

  • раскрытие содержания права на социальную помощь как одного из основных социально-экономических прав человека во взаимосвязи с правом на жизнь и правом на социальное обеспечение;

  • исследование конкретных видов государственной социальной помощи;

  • выявление особенностей предоставления конкретных видов государственной социальной помощи.

Тема правового регулирования в сфере социальной защиты населения на сегодняшний день является недостаточно изученной. Научных трудов по данной проблеме немного. Это можно объяснить тем, что законодательство о государственной социальной защиты населения находятся еще в стадии организационного становления.

Глава 1. Сущность правового регулирования в сфере социальной защиты
1.1 Определение понятия «социальная защита населения»
Социальная защита населения является важной составляющей социальной политики любого государства. Впервые понятие «социальная защита» получило официальное закрепление за рубежом – сначала в законе о социальной защите, принятом в рамках политики нового курса Ф.Д. Рузвельта в 1935 г., а позднее, в 1940-х годах, в документах Международной организации труда. В 1952 году МОТ принята Конвенция № 102, содержащая целую концепцию социальной защиты. Она провозглашает право всех членов общества на социальную помощь, вне зависимости от трудового стажа и размера выплаченных страховых взносов. В данной Конвенции также выделяется девять направлений, по которым должна быть оказана данная помощь: медицинское обслуживание, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пенсии по производственному травматизму, пособия в связи с рождением ребенка, семейные пособия, пособия по инвалидности, пособия по случаю потери кормильца. В Конвенции зафиксирован базовый принцип равноправия при оказании социальной помощи – все государства, ратифицировавшие Конвенцию, принимают на себя обязательство предоставлять на своей территории гражданам любого другого государства—члена МОТ, а также беженцам и лицам без гражданства одинаковые со своими гражданами права, касающиеся установленных Конвенцией видов социального обеспечения. Странам, не достигшим необходимого уровня развития экономики и системы медицинского обслуживания населения, предоставляется возможность ратифицировать Конвенцию, на начальном этапе временно исключив некоторые аспекты, при обосновании причин такого исключения в ежегодных докладах, предоставляемых в МОТ. В дальнейшем концепция МОТ нашла свое отражение в документах Европейского союза: в Европейском кодексе социального обеспечения (1968 г.), Хартии основных социальных прав трудящихся, Зеленой (1992 г.) и Белой (1994 г.) книгах о европейской социальной политике и пр.

В отечественной экономической литературе понятие социальной защиты появилось с началом перехода России от плановой экономики к рыночным отношениям, однако до настоящего времени оно не получило окончательного определения. Это обусловлено как относительно короткой историей существования данной категории в России, так и сложностью происходящих в нашей стране экономических и социальных процессов. Вследствие этого различными авторами содержание данного понятия трактовалось, как правило, в зависимости от субъективного понимания социально-экономических явлений и институтов,
которые должны быть охвачены данной категорией, и к настоящему моменту сформировалось значительное количество подходов к его определению. Так, одни авторы рассматривают социальную защиту как деятельность государства по обеспечению развития личности, а также поддержку малообеспеченных групп населения. Другие – как систему гарантий, обеспечивающих соблюдение важнейших прав человека на достойный уровень жизни. Некоторые исследователи вообще игнорируют понятие социальной защиты, оставаясь в рамках традиционных категорий «социального обеспечения» и «социального страхования».

Как экономическая категория социальная защита представляет собой систему распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода образуются и используются общественные фонды денежных средств материального обеспечения и обслуживания граждан; это забота государства о человеке, утратившем полностью или частично способность трудиться; деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение социальных прав, в том числе, на достойный уровень жизни. Однако, с целью выявления значимости данной сферы непосредственно для граждан, представляется более целесообразным сосредоточиться на выявлении сущности категории «социальная защита» именно в узком смысле.

В последнее время российские авторы все чаще рассматривают социальную защиту как защиту различных групп населения от потенциальных социальных рисков. Так:

  • В.В. Антропов считает, что «под системой социальной защиты следует понимать совокупность институтов и мероприятий, направленных на защиту индивидов и социальных групп от социальных рисков, которые могут привести к полной или частичной потере экономической самостоятельности и социального благополучия»;

  • по мнению А.Н. Аверина, социальная защита «представляет систему мер по соблюдению социальных прав и социальных гарантий, созданию условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности людей, уменьшению отрицательного влияния факторов, снижающих их качество жизни»;

  • Т.К. Миронова предлагает рассматривать социальную защиту, как «деятельность государственных и негосударственных органов и организаций по осуществлению мер экономического, правового, организационного характера, которые направлены на предупреждение или смягчение негативных последствий для человека и его семьи при наступлении определенных социально значимых обстоятельств (в том числе социальных рисков), а также на сохранение приемлемого уровня их материального и социального благополучия».