Файл: Основные направления современной российской исторической науки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2,2 Тенденции развития исторической науки

Современная историческая наука развивается в информационном пространстве. Создаётся огромная база данных, оцифровываются отечественные архивы, стало доступно огромное количество иностранной литературы. Историки получили возможность моментально взаимодействовать с коллегами на расстоянии, проходить семинары по повышению квалификации онлайн, публиковаться в электронных изданиях.

Микроистория стала доминировать над макроисторией. Всё большее внимание уделяется региональной истории, будь то мелкая промышленность, сельское хозяйство и т. п., меньшее — общероссийской.

Историческая наука расколота на два направления: одно государственное, где историческое прошлое активно эксплуатируется политиками, которые настаивают на создании патриотической, сплачивающей народ истории. Другое направление отстаивает создание плюралистической и деидеологизированной концепции, обозначает противоречия, неоднозначность исторических событий и фактов. Оба подхода несовместимы друг с другом.

Современная наука развивается в междисциплинарном формате. Появляется большое количество научных публикаций и монографий историков совместно с представителями других областей науки. Такая междисциплинарность, с одной стороны, идёт на пользу исторической науке, с другой — следует не допускать размывания самого предмета истории.

Ещё одна проблема состоит в престижности исторической науки и, соответственно, профессии историка. В нашей стране наблюдается сильный перекос в сторону естественно-научных дисциплин и их поддержки (можно хотя бы посмотреть на программу образовательного центра «Сириус», в которой превалируют точные и естественно-научные программы). Конечно, это принижает значение гуманитарных наук в массовом сознании и создаёт дисбаланс в развитии науки в целом.

К сожалению, негативным последствием цифровизации и, как следствие, «доступности» истории, является её превращение в элемент «медийной культуры», что неминуемо приводит к различным спекуляциям, мифологизации. Анонимные авторы, недобросовестные телеканалы, кинематограф и прочие медиа вольно интерпретируют и открыто вульгаризируют исторические факты, выступления членов академического общества, слова исторических личностей, перевирая их на свой лад, подрывая авторитет профессиональных историков. Такой контент легко потребляется, усваивается, а затем и укореняется в массовом сознании, что, конечно, отнюдь не положительно сказывается на статусе и развитии исторической науки, иной раз доводя до абсурдных высказываний, вроде: «историки от нас скрывают правду», «историки нам врут», «никакого доверия этим историкам» и т. п.


Для преломления такой вредной тенденции необходимо, в первую очередь, самим властям перестать мифологизировать и идеализировать историю; создать и распространить список официальных и верифицированных интернет-ресурсов, откуда можно черпать необходимую информацию по истории; уделять внимание качеству контента на телеканалах, в кино, видеоиграх, привлекая исторических консультантов; вместе с тем, активно создавать и распространять такой контент: как показывает статистика кассовых сборов последних российских фильмов, основанных на реальных исторических событиях, они популярны среди россиян; необходимо увеличить количество часов, уделяемых отечественной истории, как в средних образовательных учреждениях, так и в средних профессиональных и высших учебных заведениях; популяризировать культурно-исторические проекты и олимпиады; стимулировать самих историков производить популярный контент «для всех», к примеру, включить историческую науку в программу образовательного центра «Сириус» (что привлечёт историков в качестве спикеров и даст возможность детям, желающим заниматься историей, хорошую поддержку уже со школьной скамьи); активно финансировать и популяризировать музеи, расширяя льготы на вход или вовсе делать их бесплатными, как это реализовано, например, в США. Что-то из вышеперечисленного уже отчасти реализуется и даёт положительный результат. И это лишь малая толика возможных мер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Какой бы предмет ни изучали историки, все они используют в своих исследованиях научные категории: историческое движение (историческое время, историческое пространство), исторический факт, теорию изучения (методологическую интерпретацию).

Историческое движение включает взаимосвязанные научные категории историческое время и историческое пространство.

Историческое время движется только вперед. Каждый отрезок движения в историческом времени соткан из тысяч связей, материальных и духовных, он уникален и не имеет себе равных. Вне понятия исторического времени история не существует. События, следующие одно за другим, образуют временной ряд. Существуют внутренние связи между событиями во временном ряду.

Истинными могут быть только факты истории, толкование этих фактов всегда субъективно. Тенденциозно подобранные и выстроенные в заранее заданную логически-смысловую схему факты (без объяснения и выводов) не могут претендовать на объективную историю, а всего лишь являют собой пример скрытого подбора фактов определенной теории.



Различные теории изучения, объясняющие реальные исторические факты, не имеют преимущества друг перед другом. Все они правдивы, объективны, верны и отражают различие мировоззрений, систем взглядов на историю и современное общество. Критика одной теории с позиции другой некорректна, так как подменяет мировоззрение, предмет изучения. Попытки создать общую (единственную), универсальную теорию, то есть объединить разные теории – мировоззрения (предметы изучения), антинаучны, так как приводят к нарушению причинно-следственных связей, к противоречивым выводам.


Список использованной литературы

1.Алексаха А. Г. Введение в прогрессологию : теоретические проблемы экономической истории. М.: Горячая линия — Телеком, 2018;

2. Барг М. Цивилизационный подход к истории, 2019;

3.Бессмертный Ю.Л. Новая демографическая история М.: Наука, 2015;

4. Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 2019;

5.Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Книга, 2018;

6.Дмитриенко В.А. Введение в историографию и источниковедение исторической науки. Томск. 1988.

7.Киреева Р.А. Изучение отечественной историографии в дореволюционной России с середины Х1Х в. до 1917 г. М., 1983.

8.Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. Ч.1. М., 1987.

9.Сахаров А.М. Методология истории и историография. Статьи и выступления. М., 1981.

Список электронной библиотеки АНОО « СИБИТ»

Лачаева, М. Ю. История исторической науки России (дореволюционный период): учебник для бакалавров / М. Ю. Лачаева. Москва : Прометей, 2018. – 646 с.Режим доступа: по подписке. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=495776 (дата обращения: 16.06.2022). – ISBN 978-5-907003-94-1. Текст : электрон. Стр.11,17.

Эрлих, В. А. Развитие исторической науки и образования в Сибири и на Дальнем Востоке в конце XVI – начале XX веков: очерк истории : учебное пособие : [16+] / В. А. Эрлих ; Новосибирский государственный аграрный университет, Юридический факультет. – Новосибирск : Золотой колос, 2014. – 216 с. – Режим доступа: по подписке. – URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=278159 (дата обращения: 16.06.2022). – Библиогр.: с. 184-186. – Текст : электронный стр.10,35