Файл: Составьте календарнотематическое планирование к программе коррекции, рассчитанной на 10 занятий (тема на выбор) Эмоциональноволевой сферы детей с задержкой психического развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 24
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое задание Ибрагимова А. Г. 11.03.1998
Задание 1
Составьте календарно-тематическое планирование к программе коррекции, рассчитанной на 10 занятий (тема на выбор):
1. Эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития
2. Агрессивности детей с задержкой психического развития
3. Познавательной сферы детей с задержкой психического развития
4. Познавательной сферы детей с умственной отсталостью
5. Поведенческой сферы детей с умственной отсталостью
6. Эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью
Необходимо сформулировать общую цель и задачи коррекционной программы по выбранной теме, а также форму работы и целевую аудиторию. Образец выполнения задания представлен в Приложении.
Задание 2
Заполните сравнительную таблицу, характеризующую умственную отсталость и задержку психического развития. Заполняйте все графы таблицы тезисно, отображая только ключевые моменты, характеризующие тот или иной критерий сравнения.
№ | Критерий | Умственная отсталость | Задержка психического развития |
1 | Причины | Стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга. - носит необратимый характер; - все нарушения стойкие. | Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности. - относительная нестойкость, высокие компенсаторные возможности; - в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС. |
2 | Восприятие и ощущения | - восприятие искажено или не сформировано; - нарушена избирательность; - отличается меньшей дифференцированностью (часто путают графически сходные буквы, цифры); - характерна узость объёма (выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не видят важный материал); - нарушена обобщённость (с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями); - носит бессистемный характер; - значительно позже начинают различать цвета, испытывают трудности в различении оттенков; - характерны трудности восприятия пространства и времени, не ориентируются в пространстве без контроля взрослого. | - страдает целостность восприятия; - замедленны процессы переработки информации; - общая пассивность восприятия (сложные задания подменяют лёгкими); - отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта; - нарушено восприятие предметности и структурности (затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, на контурных и схематических изображениях); - нарушена ориентировка в пространстве. |
3 | Внимание | Характерна слабость произвольного внимания, выражается в: - малой устойчивости; - трудностях распределения; - замедленной переключаемости; - отсутствии концентрации на задании. | Отмечается: - неустойчивость (колебания) внимания; - сниженная концентрация; - снижение объёма, избирательности; - повышенная отвлекаемость; - сниженное распределение; - трудности в переключении с одного вида или найденного способа деятельности на другой. |
4 | Память | - лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков; - с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи; - позже формируется произвольное запоминание; - опосредованная смысловая память слабо развита; - свойственна эпизодическая забывчивость. | - снижен объём запоминания; - более низкий уровень продуктивности; - лучшее запоминание чего – то яркого, интересного; наглядного материала, чем вербального; - отсутствует активный поиск рациональных приёмов запоминания и воспроизведения; - отмечаются трудности в припоминании. |
5 | Мышление | - снижена активность мыслительных процессов; - отмечается слабая регулирующая роль мышления; - характерна не сформированность логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; - ведущим на протяжении жизни остаётся наглядно-действенное, наглядно-образное мышление; - характерна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. | - не равномерно развиваются виды мышления: выражено отставание в развитии словесно-логического мышления, ближе к уровню нормального развития наглядно-действенное мышление; - нарушены динамические стороны мыслительных процессов. |
6 | Речь | ФФНР - отсутствует период словотворчества; - характерно позднее появление активной речи; - бедный пассивный и активный словарь (затрудняются в выборе слов); - нет потребности в речевом общении; - не избирательны в контактах; - сложный характер нарушения звукопроизношения (диффузный); - затруднено понимание сложных инструкций; - в речи присутствуют шаблоны, штампы, персеверации, наблюдается эхолалия; - не понимают логико-временные конструкции; - не критичны к своему дефекту; - грубые нарушения в письменной речи; - не пытаются понять прочитанное; - длительный этап коррекционного воздействия, незначительная динамика. | ОНР - звукопроизношение нарушено незначительно, либо речь в норме; - речь обеспечивает коммуникативную функцию, регулирует поведение; - способны переносить выработанные речевые навыки в свободное общение; - пассивный словарь преобладает над активным; - больше времени требуется для понимания инструкции; - в речи присутствуют негрубые аграмматизмы; - период словотворчества затянут во времени нарушен порядок слов в предложениях; - в речи много слов – паразитов; - характерны нарушения в письменной речи; - положительная динамика во время коррекционной работы. |
7 | Эмоционально-волевая сфера | - характерна несформированность эмоциональной сферы; - ведущими являются инстинкты; - отмечается слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость; - деятельность не целенаправленна; - характерно отсутствие контроля над настроением (немотивированный внезапный смех или слёзы). | - эмоциональное развитие задержано (детскость, гиперактивность, инфантилизм); - испытывают трудности в адаптации (усвоение норм поведения); - страдает планомерность деятельности (предполагают, что должно получиться, но не могут спланировать деятельность); - опознание эмоций и состояния людей происходит в большей степени в контексте общей ситуации, чем по выражению лиц или по выразительным движениям. |
8 | Особенности личности | - завышенная самооценка; - не являются инициаторами общения. Ъ\ | - взаимодействуют с детьми младшего возраста, являются инициаторами общения; - избегают конфликтных ситуаций либо являются инициаторами конфликтов; - занижена самооценка; - игра на протяжении длительного времени остаётся ведущим видом деятельности. |
Приложение
Календарно - тематическое планирование к программе по коррекции познавательной сферы детей с ЗПР
Цель программы: раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя (родителя).
Задачи программы:
-
Развить компенсаторные навыки, выровнить психофизические нарушения. -
Адекватное восприятие учебного материала ребенком с ЗПР. -
Оказать помощь ребенку в осуществлении учебно-познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр.
Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР, минимальная численность группы - 5 человек, максимальная - 10 человек. Программа рассчитана на 10 занятий, продолжительностью 45 минут.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема | Цель |
1 | 01.04. 2023 | Знакомство с программой. Диагностика ЗПР. | Установить контакт с учащимися, создать атмосферу доверия, достигнуть понимания. Проведение индивидуальных и групповых диагностических мероприятий |
2 | 08.04. 2023 | Развитие внимания. | Развивать способность к переключению внимания, концентрации внимания, развивать произвольное внимание, развивать объем внимания. |
3 | 15.04. 2023 | Развитие восприятия. | Развивать восприятие геометрических фигур, развивать точность восприятия, развивать цветоразличение. |
4 | 22.04. 2023 | Развитие восприятия времени. | Развивать восприятие длительности времени, развивать представление о частях суток, о временах года, развивать пространственные представления, развивать наблюдательность. |
5 | 29.04. 2023 | Развитие мышления | Развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков, развивать гибкость ума и словарный запас, развивать сообразительность |
6 | 05.05. 2023 | Развитие памяти | увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях, развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности. |
7 | 12.05. 2023 | Развитие отношений и творческих способностей. | Развивать воображение и творческие способности. |
8 | 19.05. 2023 | Развитие тонкой моторики рук. | Развивать тонкую моторику рук. |
9 | 26.05. 2023 | Развитие моторики речевого аппарата | Развивать речевой аппарат по средствам логопедической зарядки и различных упражнений. |
10 | 03.06. 2023 | Речь, моторика и мозговая деятельность. Завершающее занятие. Контрольная диагностика агрессивности | Обсуждение итоговых результатов совместной работы, подведение итогового эксперимента, наставление на дальнейшую самостоятельную работу. Проведение индивидуальных и групповых диагностических мероприятий |