Файл: Составьте календарнотематическое планирование к программе коррекции, рассчитанной на 10 занятий (тема на выбор) Эмоциональноволевой сферы детей с задержкой психического развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическое задание Ибрагимова А. Г. 11.03.1998

Задание 1
Составьте календарно-тематическое планирование к программе коррекции, рассчитанной на 10 занятий (тема на выбор):

1.    Эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития

2.    Агрессивности детей с задержкой психического развития

3.     Познавательной сферы детей с задержкой психического развития

4.    Познавательной сферы детей с умственной отсталостью

5.    Поведенческой сферы детей с умственной отсталостью

6.    Эмоционально-волевой сферы детей с умственной отсталостью
Необходимо сформулировать общую цель и задачи коррекционной программы по выбранной теме, а также форму работы и целевую аудиторию. Образец выполнения задания представлен в Приложении.

Задание 2
Заполните сравнительную таблицу, характеризующую умственную отсталость и задержку психического развития. Заполняйте все графы таблицы тезисно, отображая только ключевые моменты, характеризующие тот или иной критерий сравнения.




Критерий

Умственная отсталость

Задержка психического развития

1

Причины

 Стойкое нарушение познавательной деятельности, обусловленное органическим поражением головного мозга.

- носит необратимый характер;
- все нарушения стойкие.


 Такие дети не имеют нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых структур, но отличаются незрелостью сложных форм поведения, целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности.

- относительная нестойкость, высокие компенсаторные возможности;
- в основе ЗПР – органическое заболевание ЦНС.


2

Восприятие и ощущения

 - восприятие искажено или не сформировано;

- нарушена избирательность;

- отличается меньшей дифференцированностью (часто путают графически сходные буквы, цифры);

- характерна узость объёма (выхватывают отдельные части в обозреваемом объекте, не видят важный материал);

- нарушена обобщённость (с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями);

- носит бессистемный характер;

- значительно позже начинают различать цвета, испытывают трудности в различении оттенков;

- характерны трудности восприятия пространства и времени, не ориентируются в пространстве без контроля взрослого.


 - страдает целостность восприятия;

- замедленны процессы переработки информации;

- общая пассивность восприятия (сложные задания подменяют лёгкими);

- отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта;

- нарушено восприятие предметности и структурности (затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе, на контурных и схематических изображениях);

- нарушена ориентировка в пространстве.


3

Внимание

 Характерна слабость произвольного внимания, выражается в:

- малой устойчивости;
- трудностях распределения;
- замедленной переключаемости;
- отсутствии концентрации на задании.


 Отмечается:

- неустойчивость (колебания) внимания;
- сниженная концентрация;
- снижение объёма, избирательности;
- повышенная отвлекаемость;
- сниженное распределение;
- трудности в переключении с одного вида или найденного способа деятельности на другой.


4

Память

 - лучшее запоминание внешних, иногда случайных зрительно воспринимаемых признаков;

- с трудом осознаются и запоминаются внутренние логические связи;

- позже формируется произвольное запоминание;

- опосредованная смысловая память слабо развита;

- свойственна эпизодическая забывчивость.


 - снижен объём запоминания;

- более низкий уровень продуктивности;

- лучшее запоминание чего – то яркого, интересного; наглядного материала, чем вербального;

- отсутствует активный поиск рациональных приёмов запоминания и воспроизведения;

- отмечаются трудности в припоминании.


5

Мышление

 - снижена активность мыслительных процессов;

- отмечается слабая регулирующая роль мышления;

- характерна не сформированность логических операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения;

- ведущим на протяжении жизни остаётся наглядно-действенное, наглядно-образное мышление;

- характерна некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу.


 - не равномерно развиваются виды мышления: выражено отставание в развитии словесно-логического мышления, ближе к уровню нормального развития наглядно-действенное мышление;

- нарушены динамические стороны мыслительных процессов.


6

Речь

ФФНР

- отсутствует период словотворчества;

- характерно позднее появление активной речи;

- бедный пассивный и активный словарь (затрудняются в выборе слов);

- нет потребности в речевом общении;

- не избирательны в контактах;

- сложный характер нарушения звукопроизношения (диффузный);

- затруднено понимание сложных инструкций;

- в речи присутствуют шаблоны, штампы, персеверации, наблюдается эхолалия;

- не понимают логико-временные конструкции;

- не критичны к своему дефекту;

- грубые нарушения в письменной речи;

- не пытаются понять прочитанное;

- длительный этап коррекционного воздействия, незначительная динамика.

 

 ОНР

- звукопроизношение нарушено незначительно, либо речь в норме;

- речь обеспечивает коммуникативную функцию, регулирует поведение;

- способны переносить выработанные речевые навыки в свободное общение;

- пассивный словарь преобладает над активным;

- больше времени требуется для понимания инструкции;

- в речи присутствуют негрубые аграмматизмы;

- период словотворчества затянут во времени нарушен порядок слов в предложениях;

- в речи много слов – паразитов;

- характерны нарушения в письменной речи;

- положительная динамика во время коррекционной работы.


7

Эмоционально-волевая сфера

 - характерна несформированность эмоциональной сферы;

- ведущими являются инстинкты;

- отмечается слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость;

- деятельность не целенаправленна;

- характерно отсутствие контроля над настроением (немотивированный внезапный смех или слёзы).


 - эмоциональное развитие задержано (детскость, гиперактивность, инфантилизм);

- испытывают трудности в адаптации (усвоение норм поведения);

- страдает планомерность деятельности (предполагают, что должно получиться, но не могут спланировать деятельность);

- опознание эмоций и состояния людей происходит в большей степени в контексте общей ситуации, чем по выражению лиц или по выразительным движениям.


8

Особенности личности

 - завышенная самооценка;

- не являются инициаторами общения.

Ъ\

 - взаимодействуют с детьми младшего возраста, являются инициаторами общения;

- избегают конфликтных ситуаций либо являются инициаторами конфликтов;

- занижена самооценка;

- игра на протяжении длительного времени остаётся ведущим видом деятельности.



 

Приложение

Календарно - тематическое планирование к программе по коррекции познавательной сферы детей с ЗПР

Цель программы: раскрытие «слабых» и «сильных» сторон когнитивного и личностного развития ребенка, определение способов компенсации трудностей, выработка наиболее адекватных путей взаимодействия учителя (родителя).

Задачи программы:

  1. Развить компенсаторные навыки, выровнить психофизические нарушения.

  2. Адекватное восприятие учебного материала ребенком с ЗПР.

  3. Оказать помощь ребенку в осуществлении учебно-познавательной деятельности, в осознании успехов и причин неудач и пр.


Программа предназначена для работы с детьми дошкольного возраста с ЗПР, минимальная численность группы - 5 человек, максимальная - 10 человек. Программа рассчитана на 10 занятий, продолжительностью 45 минут.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема

Цель

1

01.04. 2023

Знакомство с программой.

Диагностика ЗПР.

Установить контакт с учащимися, создать атмосферу доверия, достигнуть понимания. Проведение индивидуальных и групповых диагностических мероприятий

2

08.04.

2023

Развитие внимания.

Развивать способность к переключению внимания, концентрации внимания, развивать произвольное внимание, развивать объем внимания.

3

15.04.

2023

Развитие восприятия.

Развивать восприятие геометрических фигур, развивать точность восприятия, развивать цветоразличение.

4

22.04.

2023

Развитие восприятия времени.

Развивать восприятие длительности времени, развивать представление о частях суток, о временах года, развивать пространственные представления, развивать наблюдательность.

5

29.04.

2023

Развитие мышления

Развивать мыслительные процессы: обобщение, отвлечение, выделение

существенных признаков, развивать гибкость ума и словарный запас, развивать

сообразительность

6

05.05.

2023

Развитие памяти

увеличивать объём памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях, развивать приёмы ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и

непосредственно образовательной

деятельности.

7

12.05.

2023

Развитие отношений и творческих способностей.

Развивать воображение и творческие способности.

8

19.05.

2023

Развитие тонкой моторики рук.

Развивать тонкую моторику рук.

9

26.05.

2023

Развитие моторики речевого аппарата

Развивать речевой аппарат по средствам логопедической зарядки и различных упражнений.

10

03.06.

2023

Речь, моторика и мозговая деятельность. Завершающее занятие.

Контрольная диагностика агрессивности

Обсуждение итоговых результатов совместной работы, подведение итогового эксперимента, наставление на дальнейшую самостоятельную работу. Проведение индивидуальных и групповых диагностических мероприятий