Файл: Виноградова Ольга 301 озфо таблица по В. Г. Белинскому по учебнику В. В. Прозорова.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Виноградова Ольга 301 ОЗФО

Таблица по В.Г. Белинскому
по учебнику В.В. Прозорова

Основные работы

Периоды его творчества

«Литературные мечтания» (1834),

«О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835),

«Стихотворения Владимира Бенедиктова» (1835),

«Стихотворения Кольцова» (1835),

«О критике и литературных мнениях «Московского наблюдателя» (1836)

«Телескопский»


Первый, когда Белинский являлся ведущим критиком надеждинских изданий «Телескопа» и «Молвы» (1834—1836).
Ранний Белинский во многом «вырастает» из философской эстетики. Осмысливая идеи Шеллинга и Канта, усваивая уроки Надеждина и Н. Полевого, он стремится к целостному философскому постижению сущности мира и природы искусства. В то же время интенсивно развивающаяся русская литература побуждала обладающего острой интуицией критика преодолевать известную умозрительность и вырабатывать свое представление о живой плоти искусства.
В «телескопский» период своей деятельности Белинский оставляет в стороне выстраданное философской критикой представление о развитии и смене трех художественных форм (эпической, лирической и драматической, по Веневитинову; классической, романтической и синтетической формы искусства нового времени, по Надеждину) и развивает оригинальное учение о поэзии реальной и идеальной. К идеальному роду поэзии Белинский относит ряд крупнейших явлений искусства нового времени — «Фауста» Гете, произведения Байрона, драматургию Шиллера.

«Гамлет, драма Шекспира. Мочалов в роли Гамлета» (1838),
«Бородинская годовщина В. Жуковского...» (1839),
«Очерки Бородинского сражения (воспоминания о 1812 годе). Сочинение Ф. Глинки» (1839),
«Менцель, критик Гете» (1840),
«Горе от ума... Сочинение А. С. Грибоедова» (1840),
«Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова» (1840)

«Примирения с действительностью»
Второй этап деятельности Белинского (с 1837 до осени 1840 г.)
Это время напряженных и драматичных философско-эстетических раздумий, во многом плодотворных ошибок, результатом которых стало усвоение гегелевской диалектики и выход из «примирения». Именно в этот период Белинский обратится к решению новых, значительных философско-исторических и эстетических проблем, откроет во многом новые принципы критического анализа.
Отстаивая положение о бесстрастно-созерцательном характере искусства, о полной независимости художника от каких-либо моральных и социальных интересов и намерений, критик начинает переоценку творчества Шиллера, Байрона, В. Гюго, Ж. Санд, Грибоедова, в произведениях которых было сильно субъективно-личностное, протестующее начало.
Преодоление «примирительных» умонастроений стало итогом сложного имманентного развития мысли критика, немаловажную роль в котором сыграл ряд бытовых и литературных обстоятельств: переезд Белинского в Петербург, открывший ему новые стороны российской действительности, встречи и страстные споры с А.И. Герценом, бурная переписка с В.П. Боткиным, но главное — восприятие им современной русской литературы — прежде всего творчества Лермонтова.
Ведущими жанрами его выступлений становятся статья — трактат, статья — рассуждение, посвященные главным образом эстетическим вопросам, и статья — монография об отдельном произведении.

«О стихотворениях Лермонтова» (1841)

«Речь о критике» (1842)

«Похождения Чичикова или Мертвые души» (1842)
«Русская литература в 1842 году»

«Сочинения Александра Пушкина» (1843—1846)

«Физиологии Петербурга» (1844—1845)
«Русская литература в 1845 году»

«Мысли и заметки о русской литературе» (1846)
«Взглядом на русскую литературу 1847 года»

«Петербургский»
Третий этап деятельности Белинского, который открывается статьей «О стихотворениях Лермонтова» (1841) и завершается «Взглядом на русскую литературу 1847 года», исследователи определяют как период 40-х годов (или же — «петербургский»). Пафос деятельности критика в эти годы — философско-эстетическое обоснование русской литературы и ее истории с позиций реализма.
Деятельность Белинского в 40-е годы в Петербурге развернулась с наибольшей силой, когда он по приглашению Краевского встал во главе критического отдела журнала «Отечественные записки» (1839-1846) и «Литературных прибавлений к «Русскому инвалиду», переименованных с 1840 года в «Литературную газету». Взгляды Белинского нашли свое отражение в появившихся здесь обзорах русской литературы за 1840-1845 годы, в статьях «Речь о критике», «Герой нашего времени», «Стихотворения М. Лермонтова», «Сочинения Александра Пушкина», в полемических рецензиях по поводу «Мертвых душ» Гоголя.
В полной мере единство эстетического и исторического подходов к художественному творчеству раскрылось в цикле статей Белинского «Сочинения Александра Пушкина» (1843—1846) — самой крупной работе критика периода «Отечественных записок».
Критик значительно углублял понятие народности литературы, отделяя его от понятия простонародности и подчеркивая, что народность заключается не в предмете изображения, но в точке зрения.
В статьях Белинского периода «Отечественных записок» уже намечено то противопоставление пушкинского и гоголевского направлений в русской литературе, которое станет принципиально важным для критики последующего десятилетия.
С творчеством Гоголя, с теми новыми началами, которые он внес в литературу, Белинский связывал ее будущее. С этих позиций в последние годы своей деятельности критик будет отстаивать эстетические принципы натуральной школы.
Обобщив опыт всей своей предшествующей деятельности, критик создал теорию реалистического искусства, разработал концепцию исторического развития отечественной словесности, пользуясь для характеристики ее современного этапа терминами «натуральная школа» и «гоголевское направление».
Серьезным противником Белинского в полемике вокруг натуральной школы являлась славянофильская критика.