ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Цели урока: Тема: Возвратные глаголы.
Цели: 1. Познакомить с понятием возвратные глаголы.
2. Развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами.
Планируемые результаты:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций.
Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Оборудование: презентация.
Ход урока.
-
Мотивация.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их и подарим свои улыбки.
- Ребята, как ваше настроение сегодня? От чего зависит настроение человека?
- Как вы считаете, что должен соблюдать каждый человек, чтобы все успевать сделать и не переутомляться? (режим дня) (слайд 1)
- Расскажите, как проходит ваше утро? Что вам предстоит сделать, проснувшись? (потянуться, умыться, одеться, причесаться, собраться, отправиться, улыбнуться и начать занятие.)
- На каждый вид деятельности отведено свое время. Вовремя нужно вставать и ложиться спать, принимать пищу, делать уроки, отдыхать.
- Режим дня – это залог здорового образа жизни. Человек всегда должен планировать свою деятельность. Тогда не возникнет непредвиденных ситуаций, и день пройдет успешно, а вы будете чувствовать себя прекрасно.
- Наш урок не исключение, он запланирован на сегодняшний день. Вы многому уже научились, поэтому работать будем в привычном темпе.
II. Актуализация знаний.
- С какой части речи мы начали урок, перечисляя свои действия утром?
- Случайно ли это? Нет .
Сегодня мы продолжим говорить о части речи….
- Открываем тетрадь, пишем число, классная работа
2.Чистописание.
- Запишите данные буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск ,возвр.фСЛАЙД.
- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.
(Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое, возвратность.).( повесить на доску)
- А как по вашему, что может обозначать возвратность глагола.?
-Хотите узнать?
-вот об этом и будем говорить сегодня на уроке.
1. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.(Слайд 2) 1. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.(Слайд 2)
Встр .чать, подк . тить , обм .нять, см . треть,св . рить, ум.ваться.
-Объясните правописание пропущенных гласных. Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в правописании этих слов? (правописание безударных гласных в корне)
- Слова какой части речи записали? (глагол)
- Что объединяет эти слова?(неопред форма)
-В какой форме они стоят? (неопределенной форме)
- Что вы знаете о неопределенной форме глагола?
-На какие группы можно разделить эти слова и по каким признакам? (совершенным и несовершенным видом)
Задание: Запишите эти глаголы, разбив на две группы.(работа в парах)
Несовершенный вид Что делать? | Совершенный вид Что сделать? |
Встречать Смотреть | Обменять Сварить Подкатить Умыться |
-А еще по какому признаку?
-
Изучение нового материала.
-
Выявление места и причины затруднения.
Давайте запишем этот глагол и сделаем разбор по составу.(ученик у доски) В чем особенность этого глагола? Умыться . (к нему присоединился слог ся)
первый вопрос: что такое -ся? (Это суффикс.)
– В чём особенность этого суффикса? (Он стоит в конце слова после -ть.)( подчеркнуть)
Справка учителя. Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».
Сейчас поработаем над лексическим значением этого слова. Что обозначает слово купать? Купаться (купать себя)( слайд )
Молодцы! Давайте возьмем еще один пример.
Например ( слайд…) Расчесывать- Расчесываться
Сделайте вывод: как различаются глаголы с –ся и без –ся по смыслу?
(Глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.) я обращаю ваше внимание на слово возвращаются. Значит, как можем назвать эти глаголы? (возвратные) (повесить лист) наша тема урока: возвратные глаголы
Цель:познакомить с понятием возвратные глаголы, правильно писать слова
-
Реализация проекта.
-
Как образуется данный тип глагола? (Слайд 5)
- Скажите, можно ли записанные нами глаголы превратить в глаголы, подобные умываться?
Несовершенный вид Что делать? | Совершенный вид Что сделать? |
Встречать - встречаться Смотреть - смотреться Умываться | Обменять - обменяться Сварить - свариться Подкатить - подкатиться |
- Сделайте это через черточку с данными глаголами.
- Чем отличаются слова в каждой паре?
Сравните эти глаголы. (Слайд 6)
- Каков характер действия новых глаголов? (Направлено на себя).
- С помощью чего изменилось смысловое значение глагола? (-ся)
- Какую смысловую нагрузку несёт -ся? (действие возвращается на себя)
- Как назвали такизглаголы?посмотреть!!!!!!
- В русском языке их называют возвратные!
-
Вывод (Слайд 8)
Новый тип глаголов называется возвратные глаголы. Они образуются при помощи –ся и обозначают действие, направленное на себя.
ФИЗМИНУТКА
Если я называю возвратный глагол – вы приседаете, если другой – поднимаетесь на носочки.
(плясать, приседать, кланяться, стоять, любоваться, бежать, интересоваться, заниматься, играться, убирать, танцевать, кувыркаться, читать)
- Чтение правила? (стр.102)
-
Первичное закрепление
Упражнение 211. Самостоятельная работа.
- Прочитайте задание, что нужно выполнить? Какие глаголы называются возвратными?( глаголы с суффиксом – ся называются возвратными)
Проверка. – Прочитайте глаголы, которые вы выписали
-
Самостоятельная работа. (Слайд 9)
Работа в группах. Задание:
Замените фразеологизмы синонимичными возвратными глаголами, выделите ту часть слова, которая указывает, что глагол возвратный. Составьте предложение с одним фразеологизмом.(групповая работа)
-
Душа в пятки ушла – испугаться -
Совать нос – вмешиваться -
Навострить уши – прислушаться -
Покатиться со смеху - засмеяться
Если затрудняетесь, то можно воспользоваться фразеологическим словарем.
(Варианты обсуждаются).
- Что помогло образовать глаголы? (-ся).
- Какое правило использовали при написании возвратных глаголов неопределенной формы?
VII. Включение в систему знаний
-
Работа с отрывком из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр» (Слайд 10)
- Прочитайте и скажите, кто автор этих строк?
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
В ванне и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!
Какие слова вам не понятны. Почему? Где можно узнать о их значении? Попробуйте объяснить.
Слайд 11.Лохань – емкость для стирки белья, мытья посуды, умывания, изготавливалась из древесины ели, сосны бондарным способом. Отличием лохани были низкие борта и широкое круглое или овальное дно. Они изготавливались с ножками или без ножек, но всегда с двумя рукоятками – «ушками». Лохани были, как правило, больших размеров (около 70-80 см в диаметре).
Слайд 12. Ушат – кадка с двумя ушами на верхнем срезе, в отверстия которых продевается палка для подъема, ношения. Служит для переноса воды, хранения продуктов, соления мяса и сала. Водоносные ушата, используемые для полива огорода, стирки белья, изготавливались емкостью до 50-60 литров.
-Кто автор этого стихотворения?
- К чему призывает нас Чуковский?
- Какие глаголы использует автор?
- Почему к ним не присоединился глагол нырять?
Вывод: Возвратная форма глагола не всегда образуется. (бежать, танцевать, отвечать)
- Какими же могут быть глаголы? (возвратными и невозвратными)
- А чем интересна такая группа глаголов: смеяться, надеяться, кланяться, трудиться, гордиться? (они всегда только возвратные)VIII. Рефлексия
- Что вы узнали нового?
- Чему научились?
- Вернемся к началу урока: о чем мы говорили? Какие глаголы употребляли? (Слайд 12)
Урок наш тоже был построен по плану, мы поставили цель и в конце получили результат.
- Оцените свою деятельность на уроке: (Слайд 13)
Я узнал о … и могу…
Я узнал о …, но затрудняюсь …
Я не понял изучаемый материал и …
Задание на дом: составьте свой режим дня с указанием времени, употребив возвратные глаголы.