Файл: Возвратные глаголы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Цели урока: Тема: Возвратные глаголы.

Цели: 1. Познакомить с понятием возвратные глаголы.

2. Развивать умение обосновывать правильность написания слов с изученными орфограммами.

Планируемые результаты:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; анализ, сравнение.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникаций.

Регулятивные: постановка учебной задачи; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Оборудование: презентация.

Ход урока.

  1. Мотивация.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствуют гости. Давайте поприветствуем их и подарим свои улыбки.

- Ребята, как ваше настроение сегодня? От чего зависит настроение человека?

- Как вы считаете, что должен соблюдать каждый человек, чтобы все успевать сделать и не переутомляться? (режим дня) (слайд 1)

- Расскажите, как проходит ваше утро? Что вам предстоит сделать, проснувшись? (потянуться, умыться, одеться, причесаться, собраться, отправиться, улыбнуться и начать занятие.)

- На каждый вид деятельности отведено свое время. Вовремя нужно вставать и ложиться спать, принимать пищу, делать уроки, отдыхать.

- Режим дня – это залог здорового образа жизни. Человек всегда должен планировать свою деятельность. Тогда не возникнет непредвиденных ситуаций, и день пройдет успешно, а вы будете чувствовать себя прекрасно.

- Наш урок не исключение, он запланирован на сегодняшний день. Вы многому уже научились, поэтому работать будем в привычном темпе.

II. Актуализация знаний.

- С какой части речи мы начали урок, перечисляя свои действия утром?

- Случайно ли это? Нет .

Сегодня мы продолжим говорить о части речи….

- Открываем тетрадь, пишем число, классная работа

2.Чистописание.

- Запишите данные буквосочетания: спр, вр, чи, ро, ли, ск ,возвр.фСЛАЙД.

- По данным буквосочетаниям догадайтесь, какие признаки глагола имеются в виду.

(Спряжение, время, число, род, лицо, сказуемое, возвратность.).( повесить на доску)


- А как по вашему, что может обозначать возвратность глагола.?

-Хотите узнать?

-вот об этом и будем говорить сегодня на уроке.

1. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.(Слайд 2) 1. Прочитайте слова, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.(Слайд 2)

Встр .чать, подк . тить , обм .нять, см . треть,св . рить, ум.ваться.

-Объясните правописание пропущенных гласных. Какое правило надо знать, чтобы не ошибиться в правописании этих слов? (правописание безударных гласных в корне)

- Слова какой части речи записали? (глагол)

- Что объединяет эти слова?(неопред форма)

-В какой форме они стоят? (неопределенной форме)

- Что вы знаете о неопределенной форме глагола?

-На какие группы можно разделить эти слова и по каким признакам? (совершенным и несовершенным видом)
Задание: Запишите эти глаголы, разбив на две группы.(работа в парах)

Несовершенный вид

Что делать?

Совершенный вид

Что сделать?

Встречать

Смотреть



Обменять

Сварить

Подкатить

Умыться

-А еще по какому признаку?

  1. Изучение нового материала.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Давайте запишем этот глагол и сделаем разбор по составу.(ученик у доски) В чем особенность этого глагола? Умыться . (к нему присоединился слог ся)

первый вопрос: что такое -ся? (Это суффикс.)

– В чём особенность этого суффикса? (Он стоит в конце слова после -ть.)( подчеркнуть)

Справка учителя. Раньше суффикс –ся был самостоятельным словом – местоимением – и писался отдельно. Обозначал «себя», «сам».

Сейчас поработаем над лексическим значением этого слова. Что обозначает слово купать? Купаться (купать себя)( слайд )



Молодцы! Давайте возьмем еще один пример.

Например ( слайд…) Расчесывать- Расчесываться

Сделайте вывод: как различаются глаголы с –ся и без –ся по смыслу?

(Глаголы с суффиксом –ся обозначают действие, которое возвращается к себе, направлено на самого человека.) я обращаю ваше внимание на слово возвращаются. Значит, как можем назвать эти глаголы? (возвратные) (повесить лист) наша тема урока: возвратные глаголы

Цель:познакомить с понятием возвратные глаголы, правильно писать слова

  1. Реализация проекта.

  1. Как образуется данный тип глагола? (Слайд 5)

- Скажите, можно ли записанные нами глаголы превратить в глаголы, подобные умываться?

Несовершенный вид

Что делать?

Совершенный вид

Что сделать?

Встречать - встречаться

Смотреть - смотреться

Умываться

Обменять - обменяться

Сварить - свариться

Подкатить - подкатиться

- Сделайте это через черточку с данными глаголами.

- Чем отличаются слова в каждой паре?

Сравните эти глаголы. (Слайд 6)

- Каков характер действия новых глаголов? (Направлено на себя).

- С помощью чего изменилось смысловое значение глагола? (-ся)

- Какую смысловую нагрузку несёт -ся? (действие возвращается на себя)

- Как назвали такизглаголы?посмотреть!!!!!!

- В русском языке их называют возвратные!

  1. Вывод (Слайд 8)

Новый тип глаголов называется возвратные глаголы. Они образуются при помощи –ся и обозначают действие, направленное на себя.

ФИЗМИНУТКА

Если я называю возвратный глагол – вы приседаете, если другой – поднимаетесь на носочки.

(плясать, приседать, кланяться, стоять, любоваться, бежать, интересоваться, заниматься, играться, убирать, танцевать, кувыркаться, читать)

- Чтение правила? (стр.102)




  1. Первичное закрепление

Упражнение 211. Самостоятельная работа.

- Прочитайте задание, что нужно выполнить? Какие глаголы называются возвратными?( глаголы с суффиксом – ся называются возвратными)

Проверка. – Прочитайте глаголы, которые вы выписали

  1. Самостоятельная работа. (Слайд 9)

Работа в группах. Задание:

Замените фразеологизмы синонимичными возвратными глаголами, выделите ту часть слова, которая указывает, что глагол возвратный. Составьте предложение с одним фразеологизмом.(групповая работа)

  • Душа в пятки ушла – испугаться

  • Совать нос – вмешиваться

  • Навострить уши – прислушаться

  • Покатиться со смеху - засмеяться

Если затрудняетесь, то можно воспользоваться фразеологическим словарем.

(Варианты обсуждаются).

- Что помогло образовать глаголы? (-ся).

- Какое правило использовали при написании возвратных глаголов неопределенной формы?

VII. Включение в систему знаний

    1. Работа с отрывком из произведения К.И.Чуковского «Мойдодыр» (Слайд 10)

- Прочитайте и скажите, кто автор этих строк?

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

В ванне и в бане,

Всегда и везде –

Вечная слава воде!
Какие слова вам не понятны. Почему? Где можно узнать о их значении? Попробуйте объяснить.

Слайд 11.Лохань – емкость для стирки белья, мытья посуды, умывания, изготавливалась из древесины ели, сосны бондарным способом. Отличием лохани были низкие борта и широкое круглое или овальное дно. Они изготавливались с ножками или без ножек, но всегда с двумя рукоятками – «ушками». Лохани были, как правило, больших размеров (около 70-80 см в диаметре).

Слайд 12. Ушат – кадка с двумя ушами на верхнем срезе, в отверстия которых продевается палка для подъема, ношения. Служит для переноса воды, хранения продуктов, соления мяса и сала. Водоносные ушата, используемые для полива огорода, стирки белья, изготавливались емкостью до 50-60 литров.

-Кто автор этого стихотворения?

- К чему призывает нас Чуковский?

- Какие глаголы использует автор?

- Почему к ним не присоединился глагол нырять?


Вывод: Возвратная форма глагола не всегда образуется. (бежать, танцевать, отвечать)

- Какими же могут быть глаголы? (возвратными и невозвратными)

- А чем интересна такая группа глаголов: смеяться, надеяться, кланяться, трудиться, гордиться? (они всегда только возвратные)VIII. Рефлексия

- Что вы узнали нового?

- Чему научились?

- Вернемся к началу урока: о чем мы говорили? Какие глаголы употребляли? (Слайд 12)

Урок наш тоже был построен по плану, мы поставили цель и в конце получили результат.

- Оцените свою деятельность на уроке: (Слайд 13)

Я узнал о … и могу…

Я узнал о …, но затрудняюсь …

Я не понял изучаемый материал и …

Задание на дом: составьте свой режим дня с указанием времени, употребив возвратные глаголы.