Файл: санктпетербургский горный университет Кафедра философии Эссе По дисциплине Философия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра философии

Эссе

По дисциплине Философия

(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

Тема: Субкультура и контркультура

Автор: студент гр. ТХ-21-1 Макаров Р.Д.

(шифр группы) (подпись) (Ф.И.О.)

ОЦЕНКА:

Дата:_______________

ПРОВЕРИЛ

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2022 год

Перед погружением в тему, хочется рассказать историю выбора данной темы. Интерес к субкультурам появился ещё при просмотре некоторых серий «Ералаша» и «Папиных дочек» в начале 2010-ых, где были представлены герои в достаточно выделяющихся образах, на тот момент ещё не было осознания того, что в эти образы заложен какой-то смысл. Однако уже в более осознанном возрасте, в классе девятом, среди одноклассников шли довольно интересные разговоры о разных субкультурах, в частности о культуре хиппи. «И вишенкой на торте», которая ещё сильнее подогрела интерес к данной теме, стало выступление в выпускном классе на одном из уроков по обществознанию с темой «Современные субкультуры». В тот момент пришлось изучить литературу, расширить свои знания в данном направлении, некоторые субкультуры даже смогли вызвать интерес.

Далее пойдёт речь пойдёт о некоторых субкультурах, которые произвели впечатление. Довольно широкое распространение получила субкультура e-boys/e-girls или просто «электронное эмо». История данного термина довольна интересная, это словосочетание произошло от «eltctronic-girls», так называли девушек-стримерш, которые имели определённый образ и активно проявляли кокетство в сторону своей аудитории. Далее с появлением и развитием социальной среды Tik-tok в 2019 году термин получил новое значение, которое и сейчас употребляется для обозначения субкультуры. У данной субкультуры есть свои отличительные особенности и прежде всего имеются важные отличия от знакомой многим субкультуре эмо. Электронное эмо – уникальная субкультура, которая существует преимущественно в виртуальной среде. Им не нужно проводить какие-либо собрания (сходки), да и просто встретить на улице кого-то из представителей эмо поколения Z скорее всего не получится. Уникальность этой субкультуры заключается в создании особенного образа, который является фактически гибридом образов субкультур 2000-ых годов (особенно популярных в США и Европе). Но этот образ обычно не выходит дальше Интернет-пространства, его можно назвать своеобразной альтернативной личностью. Несмотря на единство стиля, представителей данной субкультуры сложно назвать связанными между собой, так как каждый молодой человек ставит на первое место прежде всего образ, а не идею.


При подборе материала для данной работы открыл для себя ещё одну очень интересную субкультуру, которая в отличие от предыдущей имеет не только притягательный образ, но и так же довольно интересные мировоззренческие идеи. Тёмная академия (в оригинале «dark academia») – загадочная субкультура, которая пришла в мир зумеров из университетских романов. Происхождение названия, а именно слова «тёмная», можно объяснить с двух точек зрения. Во-первых, субкультура возникла под вдохновением от университетских романах связанных с мрачными (тёмными) эрудированными молодыми людьми, которые чаще всего являлись убийцами в этих произведениях. Во-вторых, представители данной субкультуры предпочитают для своих образов более темные тона (коричневый, темно-серый). Вторая теория так же возможно считать следствием из первой. Кроме образов у данной субкультуры есть свои мировоззренческие идеи, стандарты. Так как «тёмная академия» основывается на подражании главным героям романов, то нужно не только иметь соответствующий образ, но и обладать качествами: эрудированность, начитанность, увлечённость искусством и миром литературы и кинематографа. Так же стоит не только самому погрузится в «мир тёмной академии», но и постараться окружить себя этой эстетикой. Данная субкультура интересует молодых людей, потому что они стараются выделится из серой массы не столько своим мрачным образом, сколько своим огромным внутренним миром.

С субкультурами знакомство прошло намного раньше, чем с термином «контркультура», впервые с ним столкнулся при выборе темы. И возник вопрос: «Что это такое? И как оно связано с понятием субкультуры?» Но в ходе работы нашлись ответы на данные вопросы. Однако точного определения контркультуры, а также субкультуры, мне не удалось найти. На мой взгляд, всё достаточно просто – «сколько людей, столько и мнений»! Хочу поделится своим мнением по этому поводу. Итак, контркультура – «добрая», хотя порой и радикальная оппозиция традиционной культуре. Она отрицает большую часть традиционных «ценностей», однако при этом предлагает не менее действенную альтернативу. Фактически, контркультура является переходом от одной культурной эпохи к другой, механизмом обновления общественных взглядов. Часто контркультуру и субкультуру путают между собой, так как субкультура тоже является «протестом» против устоев культуры. Субкультура сама по себе не является оппозицией «главенствующей» культуре, так как дальше протеста, а иногда и только игнорирования, традиций субкультура не заходит. Субкультура – это сигнал от небольших групп, крик несогласия со старым устройством культурного общества, в то время как контркультура порождает новую культуру.



Следует упомянуть о масштабности данных терминов. Культуру можно назвать всё общество, придерживающееся традиций, контркультура – оппозиция, люди, которые не хотят принимать эти традиции, это не один и не два человека, это также большая часть общества, «общество новаторов», а субкультура – небольшие группы, которые прежде всего не согласны с какими-то аспектами доминирующей культуры, а не со всеми культурными ценностями. Подытожим, контркультура – макроуровень протеста (выбор целого общества), а субкультура – микроуровень (выбор одного человека).

При подборе материала столкнулся с понятием антикультуры. Некоторые специалисты в области гуманитарных дисциплин считают, что контркультура и антикультура являются равноценными. На мой взгляд, такое сравнение не допустимо. Как было мной упомянуто выше, контркультура – «добрая» (возможно также сказать созидательная) оппозиция, а антикультура – оппозиция, которая несёт разрушение, имеет агрессивный характер. Контркультура базируется на понятии гуманизма, что само по себе не может нести негативные последствия для культурного перевоплощения общества.

Мнений очень большое количество. Нельзя точно сказать, чему верить, выбор остаётся лишь за слушателем и за его ходом мысли. Мне очень понравилось определения Е.М. Лысенко, которые он давал главным терминам данной работы. Он сравнивает культуру с порядком, а ей противопоставляется два вида хаоса: линейный статический (контркультура) и нелинейный динамический (субкультура). Если вдуматься, то так и есть! Контркультура является зеркальным отражением культуры, полное (прямое) отрицание культурных достижений, всё просто: простое отрицание. А субкультура – не полностью отрицает прогресс культуры, она выбирает отдельную область, часть этого большого механизма и пытается настроить его под себя, перебирая всевозможные пути, которые могут быть ошибочными или в конечном итоге привести в тупик, но это не останавливает субкультуру, она движется от прямого восприятия культурных ценностей.

Высказанные точки зрения мне очень понравились. На первый взгляд может показаться, что они все значительно отличаются, однако это не так! Всё зависит от угла, под которым смотришь на эти явления, если вдуматься, то получиться выстроить логическую цепочку и ещё лучше разобраться в данной теме, путём своих рассуждений. Не существует неправильных мнений, существует иное восприятие данных высказываний.


Меня очень вдохновил материал, посвящённый этой теме. Для себя я открыл новый мир – мир загадочных, однако достаточно интересных культурных явлений. Хотелось бы ещё высказаться по поводу влияния Интернета на формирование современных мировоззрений.

Наше время можно характеризовать несколькими качествами: большой поток информации, высокий уровень стресса (можно назвать следствием из первого), повсеместное использование сети Интернет. Это неглавные качества, но для своих рассуждений буду использовать именно их. С развитием Интернета культура стала существовать не только в реальном обществе, но и в виртуальном пространстве. Уже было упомянуто про субкультуры, которые существуют только в сетях, но в чём причина? Всё просто, уйти в Интернет – это хороший способ убежать от «серости» реального мира. Большой уровень стресса существует, как правило, в «материальном» мире, хочется сбросить всю эту тяжесть и отвлечься от суеты, поэтому люди и создают альтернативные личности, которые живут в Интернете. Здесь можно наблюдать протест субкультур против мира полного негативных качеств и уход в более безопасное пространство. На мой взгляд, это и стало причиной высокой популярности «Интернет-культуры», мы являемся свидетелями новой эпохи для культурного мира. Ещё причиной развития субкультур в сети возможно назвать упрощённый поиск единомышленников, чаще всего находящихся в других регионах. С понятием Интернета связано понятие глобализации. Намного проще найти человека со схожими интересами в Интернете, чем в реальном мире. Поэтому мы всё реже видим представителей различных субкультур «в живую», а всё чаще в виртуальном мире. У всего есть свои плюсы и минусы. По-моему, существование «Интернет-культуры» является очень хорошим достижением современного поколения, однако не стоит уходить от реального культурного мира. Это пример можно рассмотреть и с точки зрения данной темы: культура – реальный мир, контркультура – Интернет, субкультура – общество людей, которые принимают как культуру, так и контркультуру (реальное и виртуальное), живут одинаковую жизнь независимо от среды, «не носят маски».

Надеюсь, что данные размышления несильно оттолкнули меня от основной темы. Хочется подвести итог размышлений: существование контркультур и субкультур не только не вредит существующей доминирующей культуре, но и способствует её развитию. Когда существует оппозиция, совершенствования главной структуры идёт стремительнее.
Работая над данной темой, получил не только полезные знания о существующей культурной среде, но и огромное удовольствие.