Файл: Качественные и количественные методы психологических и.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 168
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Качественные и
количественные методы
психологических и
педагогических исследований»
Тема 3.
«Общая характеристика качественных
исследований»
Глоссарий
Анализ социального контекста исследуемого события – выявление и учет культурных, социальных, исторических, идеологических, политических, обрядово-традиционных, коммуникационных условий жизнедеятельности обследуемых.
Биографическое исследование – тип качественного исследования, ориентированного на точную реалистичную реконструкцию линии жизни человека, ее этапов и событий, самоощущений и мировосприятия в различные периоды жизнедеятельности человека, основанную на документах и фактах его биографии.
Гипотетико – дедуктивный подход в научном исследовании – исследовательский подход, характерный для классических экспериментальных исследований, предполагающий построение теоретической модели, продумывание ее эмпирических следствий, выдвижение теоретических, а затем конкретно-экспериментальных гипотез, которые должны быть подвергнуты эмпирической проверке, позволяющей сделать выводы о верности предложенной теоретической модели.
Дискурс-анализ – тип качественного исследования, ориентированного на исследование текстов и высказываний в процессе коммуникации, взаимодействия между людьми.
Дискурс – относительно устойчивая система значений, используемая неким сообществом в целях интерпретации событий.
Избирательное кодирование – установление и исследование связи между категориями и осуществление их валидизации.
Индуктивно-абдуктивный подход в научном исследовании – исследовательский подход, характерный для открытых поисковых исследований, цель которых – эмпирические открытия, гипотетические индуктивные обобщения, выведение теорий из эмпирических данных, собранных вне каких-либо ранее установленных теорий.
Интерпретативный анализ – вид качественного анализа, являющийся более свободным от методических установлений, допускающий рассмотрение и фиксацию интуитивных предположений при исследовании данных и их углубленное толкование
Исследование индивидуального (единичного) случая, или кейс-
стади - тип качественного исследования, направленный на интенсивное, глубокое и детализированное изучение какого-либо отдельно взятого случая или нескольких схожих событий (обычно до четырех) с целью выявления и описания причинности события, структуры поступков и действий, условий развития или угасания феномена и его перспективы (выводы).
Качественная оценка – в психолого-педагогическом исследовании процесс выявления знаний участников событий (или опыта экспертов).
Качественная эпистемология – процесс, процедура передачи информации, вскрытие причин знаний.
Качественное исследование – это комплексное изучение психологических явлений, основанное на полевой форме работы, предполагающее сбор подробных описаний переживаний и смыслов, обработке данных с помощью специальных процедур анализа текста, интерпретации его с учетом социокультурного контекста, отсутствии жесткой стандартизации, внимании к единичным случаям, опоре на точку зрения обследуемых людей и рефлексию самого исследователя.
Качественные данные – это любая информация, собираемая исследователем, которая выражается не в числах, а словах: некоторое содержание, выделяемое исследователем из протоколов наблюдения, интервью, документов и аудиовизуальных материалов и формулируемое, кодируемое и передаваемое им словесно.
Обоснованная теория» (grounded theory) – тип качественного исследования, предполагающего в результате анализа какого-либо психологического явления, феномена его концептуализацию на уровне гипотезы или теории.
Осевое кодирование – распределение выявленных единиц- категорий по группам (рубрикам): феномен, каузальные условия, контекст, промежуточные условия, стратегии действия, следствия.
Открытое кодирование – выявление в исследуемом источнике категорий и субкатегорий.
Подходы качественного оценивания – теории, направления, традиции, к которым восходит появление того или иного вида исследования и которые выступают для него в качестве концептуального обоснования.
Системный анализ — тип качественной оценки, предполагающий квалифицированное использование эмпирических результатов при оценке программ с точки зрения организационного функционирования психологических программ и их связей с другими социальными системами.
Феноменологический метод (феноменология) – это форма исследования соотношений знака, предметных референтов, значений и структуры переживаний, способов обыденного восприятия вещей и той работы сознания, которая обеспечивает связность, осмысленность и сохранность во времени человеческого опыта; исследование.
Феноменологическое
исследование
– тип качественного исследования, ориентированного на получение понятного, точного систематизированного описания состава переживаний и смыслов, которые имеют для человека исследуемый предмет, ситуация, событие или какой-то аспект жизнедеятельности.
Формализованный
анализ
– вид качественного анализа, предполагающий применение четких кодирующих информацию принципов и процедур.
Формативное оценивание – тип качественной оценки исследуемого явления относительно эталона и критика неэффективных элементов последнего.
Этнографическое исследование – тип качественного исследования, ориентированного на описание, анализ и интерпретацию человеческого поведения и деятельности в условиях реальной жизни в контексте той культуры, которой принадлежат данные испытуемые.