Файл: Итоговое контрольное задание по темам Раздела i Философия и ее исторические типы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Итоговое контрольное задание по темам Раздела I

«Философия и ее исторические типы»

Инструкция по выполнению: необходимо заполнить правую часть таблицы и указать основных представителей (не менее пяти) того или иного этапа в развитии философии (оценка максимум 10 баллов).




ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФИИ

ОСНОВНЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ

1.

Античная философия (ранняя и высокая классика)

Фалес (640 – 545 до н.э.) - он является первым ионийским философом и вместе с тем первым европейским философом. Первончалом всего сущего Фалес считал воду.

Анаксимандр – в качестве первоосновы выделял некую гипотетическую сущность «апейрон».

Анаксимен – первоначалом всего сущего считал воздух.

Гераклит (ок. 520 – 460 до н.э.) – для него огонь стал подлинным первоначалом мира.

Ученик Парменида – Зенон Элейский (490-430) – сформулировал 36 апорий, подтверждающих свойства бытия в учении Парменида.

Демокрит (ок. 460 – 370 до н.э.) – ученый – энциклопедист, крупнейший представитель атомистического направления в философии.


1.2.

Античная философия (периода поздней античности)

Кинизм – представители Антисфен (ок. 435 – ок. 376), Диоген Синопский (ок. 404 -323), Кратет Фиванский (IV в. До н.э.) – утверждали, что наилучшая жизнь заключается в естественности и избавлении от условностей, в свободе от обладания лишним и безполезным.

Эпикурейцы – основатель Эпикур (341-271), по его мнению, цель жизни - достижения счастья (отсутствие телесных страданий и достижение удовольствий).

Стоики и стоицизм – Зенон из Кития (336 – 264), Хрисипп (ок. 280/277 – ок. 208/204), Луций Анней Сенека (4 – 65 до н. э.), император Марк Аврелий (121 – 180) – признавали четыре основных добродетельи: разумность, умеренность, справедливость и доблесть. Главной добродетелью являлось умение жить в согласии с разумом.

Скептицизм – Пиррон (ок. 365 – ок. 275), Агриппа ( I в. До н.э. – I в. До н.э.), Секет Эмпирик (II в. До н.э.) – в центре внимания была гносеологическая проблематика, для этой школы характерны сомнения в существовании какого-либо надежного критерия истины.

Неоплатонизм – (Плотин, Прокл, Порфирий) – исходным началом бытия признавали Единое (благо)из которого исходят Ум, Душа, отдельные души и тела. Полагали, что Единое рационально не познаваемо.

2.

Философия средних веков

Патристика.

Апологетика – представляющий собой работы первых христианских мыслителей, защищающих и обосновывающих истины христианства от нападок римских властей (Тертуллиан, Климент Александровский и Ориген).

Классическая патристика – представляющий собой систематизацию церковного вероучения. На востоке – Василий Великий, Григорий Назианзин, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст. На западе – Аврелий Августин.

Заключительный этап – начало стабилизации христианской догм и кодификации наук под эгидой теологии (Леонтий Византийский, Боэций), а также систематизации идей патристики завершающаяся в трудах Иоанна Дамаскина.

Схоластика.

Основы схоластической традиции закладываются в поздней патристики, в том числе в работах Северина Боэция (480-524). Фома Аквинский (1225 – 1274) – выдающийся представитель этого периода. Среди проблем, которые привлекли его внимание, была проблема соотношения философии и теологии, или по сути веры и знания.

Реализм.

Общие понятия - обладают подлинной реальностью. К виднейшим реалистам относились Иоанн Скотт Эриугена (810 - 877), Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), Гильом из Шампо (ум. 1120).

Номинализм.

Позиция номинализма заключалась в обосновании тезиса. Наиболее яркими представителями были Иоанн Росцелин (1050-1120), Дуне Скот (1266 – 1308), Уильям Оккам (ок. 1285 – 1349).

Концептуализм.

Пьер Абеляр (1079 – 1142) – по его убеждению, универсалии не слова и не реально существующие вещи, а понятия, которые воспроизводят сходные признаки единичных вещей.

3.

Философия Возрождения

Гуманизм – основное идейное и культурное движение Возрождения, представители которого провозглашали комплекс идей направленный на утверждение свободы и достоинства человека. Идеалом был человек всесторонне развитый и занимающийся определенной творческой деятельностью. Представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валла, М. Фичино, Пико де ла Мирандолла, Э. Роттердамский.

Пантеизм - религиозно-философское учение, отождествляющее Бога и мир природы. Николай Кузанский (1401 – 1464) Бог, как бесконечный максимум совпадает с природой как абсолютный минимум. У Дж. Бруно (1548 – 1600) Бог становится имманентной причиной природы, жизнь космоса – Божественной жизнью.

Натурфилософия – направление философской и научной мысли занимающееся исследованием природы. Большой вклад в изучение живой и не живой природы, внесли, такие мыслители как: Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, И. Кеплер и др.

4.

Философия Нового времени: XVII век

Эмпиризм. Френсис Бэкон (1561 – 1626) – основоположник эмпиризма. Одной из основных работ, где рассматриваются проблемы познания, является «Новый органон». Джон Локк (1632 – 1704), по мнению Локка, основой познания является чувственный опыт, который разум воспринимает и классифицирует в определенном порядке.

Субъективно – идеалистический сенсуализм – внешний опыт не имеет значения в познании, а источником являются лишь ощущения как достояние только человеческого сознания (Дж. Беркли). Его последователь Д. Юм – признавал основой познания лишь чувственный опыт, но он считал, что в связи с этим невозможно объективное познание мира и установление причинно-следственных связей.

Рационализм. Рене Декарт (1596 – 1650) – в качестве основной проблемы он ставит вопрос как возможно достижение объективного, абсолютного, истинного и точного знания. По его мнению усомниться можно во всем включая данные чувственного опыта и других традиционных источников познания. Только разум и мышление могут выступать источником истинного знания.

4.1.

Философия XVIII века – Просвещения

Томас Гоббс (1588 – 1679) – один из первых мыслителей обратившихся к социально – политической проблематике.

Просвещения – период в европейской истории и культуре, для представителей которого характерно убеждение в решающей роли разума и науки в познании природы человека и общества, а также стремление к просветительской деятельности. Наиболее выдающиеся представители: Франсуа Вольтер (1694 – 1778), Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755), Ж. – Ж. Руссо, Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвенций, П. Гольбах, Э. Кондильяк, Ж. Кондорсе.

4.2.

Немецкая классическая философия

Основоположник Иммануил Кант (1724 – 1804) по его мнению процесс познания это процесс соединения чувственного опыта с априорными формами чувственности и рассудка, который приобретает характер всеобщности и необходимости, его последователь И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг, противник кантианской философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 – 1831) - создатель философской системы, названной им «абсолютным идеализмом». Л. Фейербах (1804 – 1872) – заключительный этап немецкой фтлософии.

4.3.

Постклассической философия (вторая половина XIX- начало XX века)

Иррационализм. Артур Шопенгауэр (1788 – 1860) – по его мнению, Проблема человека в взглядах мыслителя заключается в том, что человек не какой-то абстрактный объект познания, а включённое в мир существо, существо страдающее, борющееся, телесное и объективное. А также от этих всех объективных факторов весьма зависящее.

Фридрих Ницше (1844 – 1900) - известный немецкий мыслитель, классический филолог, композитор, поэт, создатель самобытного философского учения, которое носит подчёркнуто неакадемический характер и отчасти поэтому имеет широкое распространение, выходящее далеко за пределы научно-философского сообщества. 

Позитивизм. Огюст Конт (1798 – 1857) по его учению есть три способа мыслить или философствовать: способ теологический (элементарный и детский), способ метафизический и способ позитивный. Эти способы представляют собой три стадии, последовательно проходимые человеческим познанием в его развитии. Центральное понятие его философии «жизнь» как организм, единственная реальность и истина, породили целое направление в европейской философии конца XIX - начала XX – «философия жизни» (В. Дильтей, Г. Зиммель, А. Бергсон), давшей импульс для развития одного из ведущих направлений философии ХХ века – экзистенциализма.

Джоан Стюарт Миль (1806 – 1873) и Герберт Спенсер (1820 – 1903) – благодаря которым позитивизм приобретает , всемирное распространение и влияние.

4.4.

Русская религиозная философия конца XIX- начала XX века

Славянофилы. И. В. Киреевский (1806 – 1856), А. С. Хомяков (1804-1860) – учение о собранности, братья К. С. и И. С. Аксаковы, Ю. Ф. Самарин – считали, что Россия должна развиваться как самобытная страна со своей культурой.

Западники. П. Я. Чаадаев, А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, В. П. Боткин, Е. Ф. Корш – считали, сто Россия должна вбирать в себя достижения европейской культуры и ориентироваться на западные ценности. Выступали с критикой и религии и политического устройства России.

В. С. Соловьев (1853 – 1900) – систематизация накопленного русской и философской мыслью теоретического материала. Основу его онтологии составляет идея «всеединства».

Н. А. Бердяев (1874 – 1948) – в основе его философского мировоззрения лежит различие мира призрачного и мира подлинного.

Н. Ф. Федоров (1829 – 1903) – поиск глубинных причин зла и разработка средств его преодоления. Главное зло для человека, считал смертью.

К. Э. Циолковский (1857 – 1935) – основоположник современной космонавтики, представитель естественно-научной ветви «космической философии».

В. И. Вернадский (1863 – 1945) – основатель учения о биосфере и ноосфере, генетической минералогии, биогеохимии, радиологии и др. научных направлений.

А. Ф. Лосев (1893 – 1988) – большинство его работ, посвященные философии, античной мифологии, эстетике, музыке, литературе увидело свет лишь в начале его деятельности, в конце жизни и после смерти.

А. Л. Чижевский (1897 – 1964) – развивал идеи русского космизма и являлся биофизиком, один из основоположников космического естествознания и космической экологии.

5.

Философия XX века

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – основоположник психоанализа, сформулировал концепцию бессознательного психического, предложил структурную модель психики, создал своеобразную философию культуры.

Карла Гюстава Юнга (1875 – 1961) – пришел к выводу, что ниже уровня личного бессознательного лежат более глубокие и древние пласты – коллективное бессознательное, существующие в форме архетипов.

Эрих Фромм (1900 – 1980) – исходит в своем учении из социального бессознательного, которое не является уровнем или нишей человеческой психики. По его мнению, бессознательное – это состояние психики.

Карл Поппер (1902 – 1994) – пришел к выводу, что не все научные теории возможно проверить эмпирическим путем, доказал, что научное знание не может быть оправдано, выдвинул принцип фальсификации.

Томас Кун (1922 – 1996) – предложил новую теорию развития науки, как смену научных парадигм – признанные всеми научные достижения, которые в течении определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу.

Ханс Георг Гадамер (1900 – 2002) – основоположник герменевтики как самостоятельного философского направления.