Файл: Общение специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Общение специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей.
Общительность
Коммуникабельность
Коммуникация
Коммуникативная компетентность
Функции общения:
контактная - установление контакта;
информационная - обмен сообщениями (информацией, мнениями, решениями, замыслами, состояниями);
побудительная - стимулирование активности партнера по общению, что направляет его на выполнение тех или иных действий;
координационная - взаимное ориентирование и согласование действий для организации совместной деятельности;
понимания - не только адекватное восприятие и понимание сущности сообщения, но и понимания партнерами друг друга;
эмотивная - вызов у партнера по общению нужных эмоциональных переживаний и состояний, изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
установления отношений - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, деловых, межличностных и др. связей;
осуществления воздействия - изменение состояния, поведения, личностно-содержательных образований партнера (стремления, мнений, решений, действий, потребностей активности, норм и стандартов поведения и т.п.).
Коммуникативный аспект общения заключается в любом виде обмена информацией между взаимодействующими индивидами.
Структура коммуникативного процесса может быть представлена следующими элементами:
а) коммуникатор - субъект, передающий информацию;
б) коммуникант - субъект, принимающий информацию и интерпретирующий ее;
в) коммуникативное поле - ситуация в целом, в которой может быть передана информация;
г) собственно информация;
д) каналы коммуникации - средства передачи информации (вербальные и невербальные).
Невербальная коммуникация
кинетика (движения экспрессивно-выразительные, включающие в себя жесты, мимику, пантомиму, походку);
паралингвистика (система вокализации голоса, паузы, покашливания и т.п.);
такесика (рукопожатие, похлопывание по спине или плечу, прикосновение, поцелуи).
окулистика (направление взгляда, его длительность, частота контакта).
проксемика (нормы организации пространства (ориентация, дистанция, размещение за столом) и времени в общении);
Зоны (дистанции) в человеческом контакте:
Интимная зона (15-45 см.), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактичный контакт, прикосновении.
Личная или персональная зона (45-120 см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.
Социальная зона (120-400 см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень хорошо знают.
Публичная зона (свыше 400 см.) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и прочее.
Интерактивный аспект общения (интеракция) заключается в организации взаимодействия между общающимися.
Выделяют разные виды взаимодействия:
- кооперацию и конкуренцию,
- согласованное взаимодействие и конфликтное,
- «помогающее поведение» (рассчитанное на помощь другому) и поведение «расшатывающее» совместную деятельность.
Способы воздействия
Заражение - бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Чем выше уровень развития личности, группы, тем меньше они подвержены механизму заражения.
Внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу. Это метод манипулятивного воздействия на личность.
Убеждение - построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться согласия от человека, принимающего информацию.
Подражание - это воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения авторитетного, значимого лица. В результате подражания возникают групповые нормы и ценности.
Перцептивный аспект общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимоотношений и взаимопонимания.
Основными механизмами взаимопонимания в процессе общения являются:
Идентификация - это мыслительный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять мысли и представления.
Эмпатия – это мысленный процесс уподобления себя другому человеку, но с целью «понять» переживания и чувства познаваемого человека.
Рефлексия— это осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению
Стереотипизация – это классификация форм поведения и объяснение их причин путем отнесения к уже известным явлениям.
Антропологические стереотипы - оценка внутренних, психологических качеств человека, оценка его личности зависит от особенностей физического облика
Этнонациональные стереотипы - оценка человека опосредована его принадлежностью к той или иной расе, нации, этнической группе
Социально-статусные стереотипы - оценка личности зависит от его социального статуса
Социально-ролевые стереотипы – оценка личностных качеств от его социальной роли
Экспрессивно-эстетические стереотипы - оценка личности зависит от внешней привлекательности человека
Вербально-поведенческие стереотипы также связаны с зависимостью оценки личности от внешних особенностей (экспрессивные особенности, особенности речи, мимики, пантомимики и т.п.)
Уровни общения:
Общение на уровне контакта «масок». Под «маской» подразумевается определенный стандартный набор жестов, мимики, слов, интонаций
Примитивный уровень общения. Человек оценивается с точки зрения нужности или ненужности, полезности или бесполезности и т.п.
Манипулятивный уровень общения. Предполагает получение выгоды от собеседника.
Формально-ролевой уровень общения. На данном уровне общения каждый участник действует строго в соответствии со своей социальной ролью и положением.
Светский уровень общения.
Для этого уровня общения характерны поверхностность и беспредметность. Люди обмениваются фразами, словами, восклицаниями, знаками внимания в строгом соответствии с общепринятыми правилами данного общества
Деловой (профессиональный) уровень общения – разговор в интересах дела
Творчески активный уровень общения. Открытый, доверительный стиль общения, продуктивный обмен мыслями, идеями, мнениями, суждениями, разработками.
Дружеский уровень общения. Характеризуется максимальной открытостью, искренностью, доверием, эмоциональным сопереживанием, сочувствием, а также готовностью к взаимной поддержке и взаимопомощи.
Доверительный уровень общения. Этот уровень максимальной открытости и близости между людьми требует предельной искренности и доверия друг к другу. Люди связаны общими высокими нравственными целями, гуманистическими идеалами