Файл: Факультативный курс Лица, сотворившие историю нашей родины для учащихся 511 классов.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Авторская работа
Аубакировой Алии Ондасыновны
учителя истории и географии ГКП на ПХВ «Школы-центра дополнительного образования №43 акимата г. Астана»
г. Астана
на тему: «Факультативный курс «Лица, сотворившие историю нашей родины»»
для учащихся 5-11 классов
Пояснительная записка
Факультативный курс «Лица, сотворившие историю нашей родины», данный курс предназначен для среднего и старшего звена, основываясь на том, что данная возрастная категория уже получили определенный багаж знаний по истории Казахстана. Факультативный курс делает акцент на углубленное изучение учащимися исторических личностей, оставивших след в истории, развивает общие знания о нашей Родине и личностях, внесших вклад в становление нашей государственности, большое положительное значение имеет данная программа так же и для подготовки школьников старшего звена к Единому Национальному тестированию. Школьники смогут понять, чем обусловлен интерес многих авторов к историческим личностям, какие лидерские качества помогали им выделиться из общей массы людей и внести свой вклад в развитие нашего государства.
Данная программа может послужить опорой для других педагогов в составлении учебников, рабочих и авторских программ, возможно и применение в качестве рабочей программы при составлении календарно-тематического планирования учителем. При этом педагоги- авторы учебников, рабочих и авторских программ могут использовать и видение к распределению учебного материала в рамках инвариативной части, последовательность в изучении материала может формироваться учителями самостоятельно, в зависимости от возрастной категории и цели изучения, умений и способов деятельности, социализации и развития учащихся, путей формирования системы знаний.
Курс отвечает основным требованиям ГОСО в развитие патриотических чувств, способствует бережному отношению и углубленному изучению истории своей Родины; помогает сформировать историческое мышление школьников, развития свободно и творчески мыслящей личности, помогает учащихся, сформировать необходимый багаж знаний по истории и даже географии
, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире.
Содержание программы дает возможность понять особенности и характеристики Родины.
Факультативный курс распределен на 36 часов, 1ч. в неделю и может применятся с 7-11 класс общественно-гуманитарного или естественно-математического направления
Цель программы: Изучение и осмысление роли исторических личностей, сотворивших историю нашей Родины
Задачи:
1) Охарактеризовать и углубить знания при изучение данной программы об исторических личностях;
2) познакомить с разными источниками и точками зрения о деятельности личностей, формировавшие нашу историю в разный временной период;
3) Проработать над развитием навыков самостоятельности, умением находить дополнительную информацию в различных источниках (интернет, энциклопедическая литература, учебники, методические пособия, сборники, журналы), находить решения, развитием критического мышления, развитием творческого потенциала;
4) развить и совершенствовать ораторские навыки, научить формулировать свои мысли и отстаивать позицию, точку зрения, при изучении событий прошлого, исторических деятелей, создавших нашу историю, научить дискуссировать, что позволит подготовить детей к будущему, сформировать их твердую позицию в жизни и с легкостью адаптироваться в любой ситуации, а также подготовит выпускников к сдаче ЕНТ;
5) развивать и воспитывать патриотизм и интерес к истории своей Родины;
Ожидаемые результаты:
Ученики, освоившие программу, более углубленно познают исторические события. Постоянная работа с различными ресурсами, поисковые методы (интернет, раздаточный материал, учебники и другие ресурсы), совместная, парная и индивидуальная работа позволит сформировать самостоятельность и уверенность в себе, умение слушать и отстаивать свою точку зрения. Решение заданий разных уровней, тестовых, разной формы сложности, проблемно-поисковых, даст опору выпускникам для эффективной подготовки и сдачи ЕНТ. Повысится интерес к предмету.
Ученики должны знать:
-
Вклад исторических личностей в историю формирования и становления нашего общества -
Информация об исторических личностях, прописанных в разных источниках; -
Какие события связаны в истории с людьми, делавшими историю .
Ученики должны уметь:
-
Работать с информацией из источников, анализировать ее; -
Подводить итог, давать историческую оценку вкладу в историю великих людей, составлять схемы, работать с картой, заполнять таблицы и применять различные стратегии критического мышления -
Использовать на уроках инновационные технологии, применять новейшие подходы, использование гаджетов для образовательной сферы
Содержание курса:
Календарно-тематическое планирование.
5-11 класс (36 часов).
№ | Тема | час | Дата |
1 | Введение в курс предмета | 1 | |
1.Исторические личности, внесшие вклад в историю древнего Казахстана (2 часа). | |||
2. | Томирис и ее вклад в историю. | 1 | |
3. | Шаньюй Аттила и распад Римской империи. | 1 | |
2. Средневековый Казахстан и личности формировавшие историю этого периода ( 15 часов) | |||
4 | Правители государств раннего средневековья и их деятельность: Бумын каган и первые попытки тюрков обрести независимость, Мукан каган- правитель независимого Тюркского каганата. | 1 | |
5 | Сулу каган- Бодливый | 1 | |
6 | Бильге каган- Карлукский каганат. | 1 | |
7 | Шахмалик – последний джагбу огузов. | 1 | |
8 | Сатук Богра хан- принятие исламской религии, Елуй Даши-киданьский полководец. | 1 | |
9 | Урок-игра «Раннее средневековье» | 1 | |
А) Исторические личности периода монгольских завоеваний. | |||
10 | Монгольские завоеватели, Чингисхан | 1 | |
11 | Монгольский хан Батый. | 1 | |
В) Личности, оставившие след в истории в период образования и становления Казахского ханства | |||
12 | Возникновение Казахского ханства, его политическое развитие: Абылкайыр – хан кочевых узбеков. | 1 | |
13 | Есен Буга -покровитель казахских султанов. | 1 | |
14 | Жанибек и Керей – основатели Казахского государства. | 1 | |
15 | Касым хан – расширение территории и появление первых законов казахского общества. | 1 | |
16 | Хакназар хан, продолжатель политики намеченного Касым ханом Тауекель хан – противоречия с шейбанидами. | 1 | |
17 | Есим хан- укрепление законов и влияние на внутреннюю и внешнюю политику Казахского ханства. | 1 | |
18 | Тауке хан – укрепление государства, опора на совет биев. | 1 | |
3. Личности, формировавшие историю Казахстана и джунгарское нашествие (3 часов). | |||
19 | Борьба казахского народа против джунгар. Боевые заслуги казахских личностей, проявившие героизм в борьбе с ойратами. | 1 | |
20 | Батыры, бии трех жузов и их вклад в создание ополчения и борьбы против врага. | 1 | |
21 | Аблай хан его вклад в создание ополчения и борьбы против врага. | 1 | |
4. Деятели, внесшие вклад в Присоединение Казахстана к России и оставившие след в истории (3 часов). | |||
22 | Формирование отношений казахского и русского народа во второй четверти XVIII – первой половине XIX века. Абулхаир хан – его роль в отношениях между Казахстаном и Россией. | 1 | |
23 | Нуралы хан- формирование отношений с Российской империей. | 1 | |
24 | Хан Айшуак – последний престарелый правитель Младшего жуза | 1 | |
5. Руководители национально-освободительного движения Казахстана в XVIII -XIX вв. (3часа) | |||
25 | Освободительная борьба казахского народа в XVIII – XIX веках против российской колонизации и руководители национально-освободительного движения: Сырым Датулы- его вклад в восстание в Младшем жузе | 1 | |
26 | Кенесары Касымов- последние попытки отмены ханской власти и попвтки возвращения доколониальной системы правления | 1 | |
27 | Исатай Тайманов, Махамбет Утемисов- лидер и идейный вдохновитель восстания в Букеевской орде. | 1 | |
6. Казахская интеллигенция ХХвв. в Казахстане (2 часа). | |||
28 | Алихан Букейханов -основатель партии «Алаш» | | |
29 | Ахмет Байтурсынов – редактор газеты «Казах», один из основателей партии «Алаш», писатель, политик, борец за независимость. | | |
7. Герои Казахстанцы – участники Великой Отечественной войны (3 часа). | |||
30 | Великая Отечественная война и вклад казахстанских героев в победу. Б. Момышулы и И. Панфилов- вклад в победу, участие в битве за Москву | | |
31 | Л. Беда, Т. Бегельдинов, С. Луганский – дважды герои СССР, летчики-штурмовики. | | |
32 | М. Маметова, А. Молдагулова– девушки-джигиты. | | |
8. Они стояли у истоков и внесли вклад в формирование независимого Казахстана во второй половине ХХ – начале XXI вв. (3 часов). | |||
33 | Казахстан в период независимости и до наших дней. Д. Кунаев- великая личность истории. | | |
34 | Лидера Нации Н. А. Назарбаева, его вклад в Казахстан | | |
35 | действующий Президента Республики Казахстан К-Ж.К.Токаева. | | |
| итоговая аттестация | | |
36 | Повторение – итоговая аттестация | | |