Файл: Факультативный курс Лица, сотворившие историю нашей родины для учащихся 511 классов.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Авторская работа

Аубакировой Алии Ондасыновны

учителя истории и географии ГКП на ПХВ «Школы-центра дополнительного образования №43 акимата г. Астана»

г. Астана

на тему: «Факультативный курс «Лица, сотворившие историю нашей родины»»

для учащихся 5-11 классов

Пояснительная записка

Факультативный курс «Лица, сотворившие историю нашей родины», данный курс предназначен для среднего и старшего звена, основываясь на том, что данная возрастная категория уже получили определенный багаж знаний по истории Казахстана. Факультативный курс делает акцент на углубленное изучение учащимися исторических личностей, оставивших след в истории, развивает общие знания о нашей Родине и личностях, внесших вклад в становление нашей государственности, большое положительное значение имеет данная программа так же и для подготовки школьников старшего звена к Единому Национальному тестированию. Школьники смогут понять, чем обусловлен интерес многих авторов к историческим личностям, какие лидерские качества помогали им выделиться из общей массы людей и внести свой вклад в развитие нашего государства.

Данная программа может послужить опорой для других педагогов в составлении учебников, рабочих и авторских программ, возможно и применение в качестве рабочей программы при составлении календарно-тематического планирования учителем. При этом педагоги- авторы учебников, рабочих и авторских программ могут использовать и видение к распределению учебного материала в рамках инвариативной части, последовательность в изучении материала может формироваться учителями самостоятельно, в зависимости от возрастной категории и цели изучения, умений и способов деятельности, социализации и развития учащихся, путей формирования системы знаний.

Курс отвечает основным требованиям ГОСО в развитие патриотических чувств, способствует бережному отношению и углубленному изучению истории своей Родины; помогает сформировать историческое мышление школьников, развития свободно и творчески мыслящей личности, помогает учащихся, сформировать необходимый багаж знаний по истории и даже географии
, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире.

Содержание программы дает возможность понять особенности и характеристики Родины.

Факультативный курс распределен на 36 часов, 1ч. в неделю и может применятся с 7-11 класс общественно-гуманитарного или естественно-математического направления

Цель программы: Изучение и осмысление роли исторических личностей, сотворивших историю нашей Родины

Задачи:

1) Охарактеризовать и углубить знания при изучение данной программы об исторических личностях;

2) познакомить с разными источниками и точками зрения о деятельности личностей, формировавшие нашу историю в разный временной период;

3) Проработать над развитием навыков самостоятельности, умением находить дополнительную информацию в различных источниках (интернет, энциклопедическая литература, учебники, методические пособия, сборники, журналы), находить решения, развитием критического мышления, развитием творческого потенциала;

4) развить и совершенствовать ораторские навыки, научить формулировать свои мысли и отстаивать позицию, точку зрения, при изучении событий прошлого, исторических деятелей, создавших нашу историю, научить дискуссировать, что позволит подготовить детей к будущему, сформировать их твердую позицию в жизни и с легкостью адаптироваться в любой ситуации, а также подготовит выпускников к сдаче ЕНТ;

5) развивать и воспитывать патриотизм и интерес к истории своей Родины;

Ожидаемые результаты:

Ученики, освоившие программу, более углубленно познают исторические события. Постоянная работа с различными ресурсами, поисковые методы (интернет, раздаточный материал, учебники и другие ресурсы), совместная, парная и индивидуальная работа позволит сформировать самостоятельность и уверенность в себе, умение слушать и отстаивать свою точку зрения. Решение заданий разных уровней, тестовых, разной формы сложности, проблемно-поисковых, даст опору выпускникам для эффективной подготовки и сдачи ЕНТ. Повысится интерес к предмету.

Ученики должны знать:

  1. Вклад исторических личностей в историю формирования и становления нашего общества

  2. Информация об исторических личностях, прописанных в разных источниках;

  3. Какие события связаны в истории с людьми, делавшими историю .


Ученики должны уметь:

  1. Работать с информацией из источников, анализировать ее;

  2. Подводить итог, давать историческую оценку вкладу в историю великих людей, составлять схемы, работать с картой, заполнять таблицы и применять различные стратегии критического мышления

  3. Использовать на уроках инновационные технологии, применять новейшие подходы, использование гаджетов для образовательной сферы

Содержание курса:

Календарно-тематическое планирование.

5-11 класс (36 часов).



Тема

час

Дата

1

Введение в курс предмета

1




1.Исторические личности, внесшие вклад в историю древнего Казахстана (2 часа).

2.

Томирис и ее вклад в историю.

1




3.

Шаньюй Аттила и распад Римской империи.

1




2. Средневековый Казахстан и личности формировавшие историю этого периода ( 15 часов)

4

Правители государств раннего средневековья и их деятельность: Бумын каган и первые попытки тюрков обрести независимость, Мукан каган- правитель независимого Тюркского каганата.

1




5

Сулу каган- Бодливый

1




6

Бильге каган- Карлукский каганат.

1




7

Шахмалик – последний джагбу огузов.

1




8

Сатук Богра хан- принятие исламской религии, Елуй Даши-киданьский полководец.

1




9

Урок-игра «Раннее средневековье»

1




А) Исторические личности периода монгольских завоеваний.

10

Монгольские завоеватели, Чингисхан

1




11

Монгольский хан Батый.

1




В) Личности, оставившие след в истории в период образования и становления Казахского ханства

12

Возникновение Казахского ханства, его политическое развитие: Абылкайыр – хан кочевых узбеков.

1




13

Есен Буга -покровитель казахских султанов.

1




14

Жанибек и Керей – основатели Казахского государства.

1




15

Касым хан – расширение территории и появление первых законов казахского общества.

1




16

Хакназар хан, продолжатель политики намеченного Касым ханом Тауекель хан – противоречия с шейбанидами.

1




17

Есим хан- укрепление законов и влияние на внутреннюю и внешнюю политику Казахского ханства.

1




18

Тауке хан – укрепление государства, опора на совет биев.

1




3. Личности, формировавшие историю Казахстана и джунгарское нашествие (3 часов).

19

Борьба казахского народа против джунгар. Боевые заслуги казахских личностей, проявившие героизм в борьбе с ойратами.

1




20

Батыры, бии трех жузов и их вклад в создание ополчения и борьбы против врага.

1




21

Аблай хан его вклад в создание ополчения и борьбы против врага.

1




4. Деятели, внесшие вклад в Присоединение Казахстана к России и оставившие след в истории (3 часов).

22

Формирование отношений казахского и русского народа во второй четверти XVIII – первой половине XIX века. Абулхаир хан – его роль в отношениях между Казахстаном и Россией.

1




23

Нуралы хан- формирование отношений с Российской империей.

1




24

Хан Айшуак – последний престарелый правитель Младшего жуза

1




5. Руководители национально-освободительного движения Казахстана в XVIII -XIX вв. (3часа)

25

Освободительная борьба казахского народа в XVIII – XIX веках против российской колонизации и руководители национально-освободительного движения: Сырым Датулы- его вклад в восстание в Младшем жузе

1




26

Кенесары Касымов- последние попытки отмены ханской власти и попвтки возвращения доколониальной системы правления

1




27

Исатай Тайманов, Махамбет Утемисов- лидер и идейный вдохновитель восстания в Букеевской орде.

1




6. Казахская интеллигенция ХХвв. в Казахстане (2 часа).

28

Алихан Букейханов -основатель партии «Алаш»







29

Ахмет Байтурсынов – редактор газеты «Казах», один из основателей партии «Алаш», писатель, политик, борец за независимость.







7. Герои Казахстанцы – участники Великой Отечественной войны

(3 часа).

30

Великая Отечественная война и вклад казахстанских героев в победу. Б. Момышулы и И. Панфилов- вклад в победу, участие в битве за Москву







31

Л. Беда, Т. Бегельдинов, С. Луганский – дважды герои СССР, летчики-штурмовики.







32

М. Маметова, А. Молдагулова– девушки-джигиты.







8. Они стояли у истоков и внесли вклад в формирование независимого Казахстана во второй половине ХХ – начале XXI вв. (3 часов).

33

Казахстан в период независимости и до наших дней. Д. Кунаев- великая личность истории.







34

Лидера Нации Н. А. Назарбаева, его вклад в Казахстан







35

действующий Президента Республики Казахстан К-Ж.К.Токаева.










итоговая аттестация




36

Повторение – итоговая аттестация