Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 683
Скачиваний: 26
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
31 собственную семью и предъявляют достаточно высокие требования к предлагаемой работе.
Молодежь реже регистрируется на бирже труда, чем люди в других возрастах. Служба занятости охватывает лишь часть спроса на труд и предложений рабочей силы. В результате не учитывается все многообразие новых явлений в сфере занятости, связанных с особенностями российских рыночных отношений, и в частности скрытая безработица. Для молодых людей скрытая безработица представляет не меньшую опасность, чем зарегистрированная, так как именно они рискуют в первую очередь оказаться за воротами предприятий. Кроме того, вынужденное безделье действует разлагающе на не сформировавшееся сознание. Понятно, что в подобной ситуации большинство молодых людей стремится к стабилизации своего трудового статуса, пытается различными способами избежать возможности потери заработка.
Из-за падения престижа производительного труда для значительной части молодых людей стал характерен социальный пессимизм, они не верят в возможность иметь интересную, содержательную работу, оплачиваемую в соответствии с мерой своего труда на уровне мировых стандартов.
Происходят полярные изменения трудовой мотивации. Квалифицированные молодые кадры часто меняют специальность, что в дальнейшем может привести к дисбалансу в профессиональной структуре рабочей силы.
В последнее время все большее число молодых людей считает получение полноценного образования необходимым условием достижения желаемого социального статуса и более высокого материального положения, определенной гарантией от безработицы. Профессиональное обучение становится важнейшим элементом инфраструктуры рынка труда, который поддерживает качественно сбалансированный спрос и предложение труда, во многом определяет эффективность мер по реализации молодежной политики занятости.
32
На современном этапе развития Российского общества нет четкой концепции занятости молодежи. Поэтому некоторые исследователи предлагают свои разработки, например, Слуцкий Е.Г. предложил следующую концепцию. Основными принципами этой концепции являются:
целенаправленность государственного регулирования (определение задач и мер государственного воздействия на развитие занятости молодежи);
региональная дифференциация в сфере занятости;
разделение полномочий (распределение прав и обязанностей между федеральными и региональными органами управления);
многовариантность (разработка системы, включающей различные подходы к решению проблемы занятости молодежи);
саморегуляция занятости (возможность молодому человеку самостоятельно искать работу);
адресная политика;
оперативность воздействия на сферу занятости молодежи. 39
Молодежь находится в достаточно трудном положении при поиске работы, с одной стороны, возможно ущемление их прав по возрастному признаку, а с другой молодому человеку нужна доходная работа, которую не так просто найти. Помимо этого, у государства нет четких рычагов регулирования молодежной занятости, что еще больше усугубляет положение молодежи на рынке труда. молодежь субкультура общество
39
Ювенология и ювенальная политика в ХХI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования /
Под ред. Е.В. Слуцкого. – СПб.: Знание, 2004. – С. 434.
33
1 2 3
Глава 3. Пути решения проблем современной молодежи
§1. Молодежная политика в России
Молодежь – это трудовой и экономический потенциал страны, от которого во многом зависит прогресс общества. Поэтому, законодатели, в первую очередь, при выработке нормативных актов в области молодежной политики, должны учитывать этот факт. Молодежная политика государства должна быть направлена на обеспечение эффективного воспитания, достойного образования и успешную социализацию молодого поколения.
Молодежь легко адаптируется к новым условиям, опыт прошлых поколений на нее практически не воздействует, в связи с ее высокой динамичностью и мобильностью. Но «молодежь оказалась в ситуации, когда призвано продолжить развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находиться в стадии становления, участвовать в выработке ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления»40. Так же молодое поколение заполняет политическое и культурное пространство, в связи с уходом со сцены предыдущего поколения. Но в России, в настоящее время, врятли найдется столько талантливых и образованных молодых людей, чтобы заполнить образовавшийся вакуум. Поэтому государство призвано обеспечить преемственность и консолидировать усилия молодежи, направив их в правильное русло.
Государственная молодежная политика – это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.41 40
Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // СОЦИС. – 998. – №5. – С. 99.
41
Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н / Д.: Феникс, 2001. – С. 559.
§1. Молодежная политика в России
Молодежь – это трудовой и экономический потенциал страны, от которого во многом зависит прогресс общества. Поэтому, законодатели, в первую очередь, при выработке нормативных актов в области молодежной политики, должны учитывать этот факт. Молодежная политика государства должна быть направлена на обеспечение эффективного воспитания, достойного образования и успешную социализацию молодого поколения.
Молодежь легко адаптируется к новым условиям, опыт прошлых поколений на нее практически не воздействует, в связи с ее высокой динамичностью и мобильностью. Но «молодежь оказалась в ситуации, когда призвано продолжить развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находиться в стадии становления, участвовать в выработке ценностей, зачастую самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления»40. Так же молодое поколение заполняет политическое и культурное пространство, в связи с уходом со сцены предыдущего поколения. Но в России, в настоящее время, врятли найдется столько талантливых и образованных молодых людей, чтобы заполнить образовавшийся вакуум. Поэтому государство призвано обеспечить преемственность и консолидировать усилия молодежи, направив их в правильное русло.
Государственная молодежная политика – это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.41 40
Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений (опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи) // СОЦИС. – 998. – №5. – С. 99.
41
Социология молодежи: Учебное пособие / Под ред. Ю.Г. Волкова. – Ростов-н / Д.: Феникс, 2001. – С. 559.
34
Объект государственной молодежной политики – это граждане РФ от
14 до 30 лет, молодые семь и молодежные объединения, а субъектом являются государственные органы и их должностные лица, молодежные объединения и ассоциации и молодые граждане.42
В 1992 году «Указом президента молодежная политика провозглашена приоритетной социально экономической политикой государства»43 и образован Государственный комитет по Российской Федерации по делам молодежи. В 1999 году был принят новый Федеральный Закон «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации».
Необходимость формирования и проведения целостной и эффективной молодежной политики в РФ следовало из общих требований проведения адресной и специализированной социальной политики в отношении различных групп и слоев населения.
Сейчас в Росси, в области государственной молодежной политики, сложилось довольно не простое положение, главной причиной этому служит нехватка средств на реализацию всех законопроектов и программ, направленных на улучшение жизни молодого поколения.
В.В. Колков выделяет такие принципы государственной молодежной политики, как:
сочетание государственных, общественных интересов и прав личности в формировании и реализации государственной молодежной политики;
привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики, программ, касающихся молодежи и общества в целом;
обеспечение правовой и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленного возрастом ограничения их социального статуса;
42
Социальная работа: Учеб пособие / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 235.
43
Ювенология и ювенальная политика в ХХI веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования /
Под ред. Е.В. Слуцкого. – СПб.: Знание, 2004. – С. 149.
35
предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качества которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
обеспечение приоритета общественных и инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи.44
Основными целями государственной молодежной политики по мнению
Кайгородовой Л.А. являются:
содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
недопущение дискриминации молодых граждан в силу возрастных причин;
создание условий для более полного участия молодежи в социально- экономической, политической и культурной жизни общества;
расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и развития самой молодежи.45
Приоритет отдается созданию системы информационного обеспечения молодежи, в это входит обеспечение доступа молодого поколения к актуальной информации, которая требуется ему в период социализации, а так же анализ информации о молодежи.
Весной 2000 года, учитывая особенности сложившейся в России ситуации в среде молодежи, организовался «Союз молодежных организаций». Этот союз был задуман как объединение разнонаправленных
44
Социальная работа: теория и практика Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003.
– С. 229.
36 общественных, политических, государственных, профессиональных и других молодежных организаций всех регионов России, и призван представлять интересы, защищать конституционные права молодых граждан и отстаивать приоритеты в решении молодежных проблем при реализации молодежной политики.
Эффективность государственной молодежной политики во многом зависит от установленного гарантированного минимуму социальных услуг для молодежи. В России этот минимум ничтожен. Даже студентам, которые в истории всегда были мало защищенным и малообеспеченным социальным слоем, и за века это не изменилось, государство не дает ровным счетом ничего.
Еще одной проблемой государственной молодежной политике является то, что нормативно-правовая база находится в стадии становления. И в последние годы основным документом в этой области являлась программа
«Основные направления государственной молодежной политике в
Российской Федерации».
Из всего выше указанного следует сделать вывод, что государство должно организовывать совместную работу различных учреждений, ведомств, организаций, правительственных структур на основе единых государственных взглядов на социально-экономическое, духовное и психофизиологическое развитие молодежи, создавать программы действий, организовывать диалог между органами власти, социальными институтами и молодежью, обеспечивать формирование патриотизма у молодых граждан
Российской Федерации, уважение к истории и культуре отечества, соблюдение прав человека, изучать ее демографические и социальные проблемы, создавать оптимальные условия для развития и самореализации молодых граждан.
45
Социальная работа: Учеб пособие / Под ред. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – С. 235.
37
§2. Социальная работа с молодежью
В Федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения РФ» комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально- экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Одним из направлений государственной молодежной политики является создание социальных служб для молодежи. Существует следующая структура социальных служб:
Центры социально-психологической службы;
Оказание помощи молодым людям, находящимся в кризисных состояниях, конфликтных ситуациях, профилактика и предупреждение девиантного и суицидального поведения.
Консультативные центры;
Квалифицированная, экстренная, анонимная, бесплатная психологическая помощь по телефону.
Приюты;
В основном для несовершеннолетней части молодежи, создаются условия для жизнедеятельности человека, отчужденного по разным причинам от благоприятных условий развития в семье;
Центры ресоциализации;
Предназначены для лиц вернувшихся из мест лишения свободы, оказывается социальная, правовая, консультативная, профориентированная и психологическая помощь.
Центры информации.
38
Оказание информационных и методических услуг органам исполнительной власти по делам молодежи, организациям и учреждениям, работающим с молодежью, различным группам молодежи. 46
Социальная работа среди молодежи рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества. Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы их социального обслуживания. Необходимость такого вида социальных услуг все больше осознается населением и государством.
Базисными видами деятельности специалистов, указанных служб, являются психолого-профилактическая, психолого-диагностическая и коррекционная работа, а также консультационная деятельность.
В системе психологического консультирования различают:
- возрастно-психологические
(контроль за состоянием психологического развития ребенка);
- семейное психологическое консультирование ( оказание помощи населению по широкому кругу семейных проблем);
- психолого-педагогическое консультирование преподавателей и воспитателей;
- консультационная работа социального работника, в функции которого входит прежде всего задача представления интересов и прав клиента в широком социальном окружении. 47
Специалист, работающий в области социального консультирования, должен в совершенстве владеть основными принципами, которые впервые были сформулированы В.В. Столиным на материале семейного психологического консультирования.
46
Социальная работа: теория и практика Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003.
– С. 234.
47
http://home.novoch.ru