ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Тамбовский государственный технический университет»


Реферат

на тему:

«Общение»

Выполнил: студент группы
Проверил:


Тамбов 2022

Наша жизнь практически полностью состоит из общения. Поэтому оно представляется нам естественным, очень простым и понятным процессом. Но с точки зрения психологии, общение – это система с очень сложной внутренней структурой. Сегодня мы поговорим о том, что оно собой представляет, как устроено, каким бывает и какие функции выполняет.

Что такое общение?

Общение – это взаимодействие людей, в процессе которого происходит обмен информацией, идеями и эмоциями. Оно может происходить как между отдельными индивидами, так и между группами людей. Общение – комплексное понятие, включающее в себя такие аспекты как:

  • обмен информацией всех видов (знания, опыт, идеи, рекомендации и прочее);

  • взаимное влияние (воздействие на состояние, манипуляции, принуждение к определённым действиям);

  • межличностное взаимодействие и формирование отношений;

  • эмоциональное сближение, взаимопонимание, разделение эмоций;

  • формирование и использование определённых паттернов поведения;

  • формирование внутреннего «Я» и понимание других людей.

С точки зрения психологии, общение – это взаимодействие между людьми, заключающееся в обмене познавательной или эмоционально-оценочной информацией. Оно является проявлением межличностных отношений или ведёт к их формированию и развитию. Любое общение подразумевает наличие содержания (передаваемой информации) и цели (причины, по которой стороны вступают во взаимодействие).

Средства общения

Средствами общения называют способы представления, обработки, передачи, кодирования и декодирования информации. Под кодированием здесь подразумевается преобразование информации в вид, подходящий для передачи (устная речь, бумажное письмо, электронное сообщение). Соответственно, декодирование – это восприятие сказанного на слух, чтение с бумаги или с экрана.


Существует большое количество способов кодирования и каналов передачи информации. Общение возможно лишь тогда, когда обе стороны владеют подходящим способом кодирования и способны воспользоваться каналом передачи. Все существующие средства общения принято делить на две категории: вербальные и невербальные.

1. Вербальные средства общения

В эту категорию входят все способы общения, подразумевающие использование речи (устной, письменной или какой-либо ещё).

Примеры вербальной передачи информации:

  • произнесённая фраза;

  • рукописный или напечатанный текст;

  • электронное текстовое сообщение;

  • надпись, сделанная шрифтом Брайля;

  • сообщение, закодированное кодом Морзе;

  • сообщение, переданное с помощью флажковой азбуки.

Общим для всех этих способов является то, что они подразумевают передачу слов, состоящих из букв, закодированных определённым образом. Таким образом, вербальные средства общения определяются не каналом передачи информации, а способом её представления.

2. Невербальные средства общения

К невербальным средствам общения относятся способы передачи информации, которые не подразумевают кодирования речи. Они могут зависеть или не зависеть от воли отправителя. К примеру, человек может подмигнуть, осознанно вложив дополнительный смысл в свои слова. А дрожащий голос может выдать волнение говорящего против его воли.

Примеры невербальной передачи информации:

  • особенности почерка, выделение слов;

  • мимика, жесты, поза (кинестетические средства);

  • приближение или отдаление;

  • интонация и скорость речи, особенности голоса, паузы;

  • символы, знаки и пиктограммы.

Характерной особенностью невербальных способов передачи информации является их относительная независимость от языка общения. Хоть их и нельзя назвать культурными универсалиями, большинство людей понимает их правильно.

Цели общения

Цели общения – это совокупность причин, заставляющих людей инициировать процесс обмена информацией и участвовать в нём. Все возможные цели общения можно разделить на две группы: функциональные (решающие определённую задачу) и объектные (связанные с поиском и выбором партнёра).
Основные функциональные цели общения:

  • обмен информацией, выгодный обеим сторонам или одной из них;

  • получение помощи;

  • оказание помощи другому человеку;

  • получение эмоционального отклика (похвалы, сочувствия, солидарности, сопереживания);

  • координация взаимодействия (в работе, игре или иной совместной деятельности);

  • приобщение к коллективу или социальной группе путём принятия идей, ценностей, принципов, моральных норм и прочих установок;

  • влияние на взгляды и поведение собеседника;

  • самовыражение, проявление своих умений и способностей;

  • получение удовольствия от самого процесса общения.


Объектные цели общения – это цели, связанные с поиском и выбором партнёра. В зависимости от того, о каком партнёрстве идёт речь (постоянном или ситуативном, личном или рабочем), важными являются разные факторы (возраст, пол, образование, симпатия, близость проживания). Выяснение этих факторов и понимание того, уместно ли такое партнёрство, является объектной целью.

Этапы общения

Весь процесс общения можно разделить на 5 этапов:

  • Осознание потребности. Всё начинается с того, что у человека возникает необходимость передать другому информацию.

  • Анализ обстоятельств и инициация общения. На данном этапе выбирают наиболее подходящий канал и способ кодирования информации (звонок по телефону, личная встреча, общение в чате).

  • Непосредственно общение (передача сообщения). Отправитель формулирует свою мысль и передаёт её адресату выбранным способом.

  • Получение и анализ обратной связи. Отправитель считывает реакцию адресата (ответное сообщение) и интерпретирует её.

  • Коррекция методов общения. Отправитель меняет стиль общения и формулировки, подстраиваясь под собеседника, чтобы продолжать общение в желаемом направлении.

Функции общения

Существуют разные подходы к классификации функций общения. В современной психологии одним из наиболее точных считается подход советского психолога Владимира Панферова. Он выделил 6 функций:



  • Коммуникативная. Взаимодействие между людьми на разных уровнях (межличностное, групповое, общественное).

  • Когнитивная. Общение является основным источником познания, получения опыта, развития когнитивных способностей.

  • Информативная. Данная функция состоит в передаче информации разной степени важности.

  • Креативная. В процессе общения формируются, меняются и развиваются социальные связи между людьми.

  • Конативная. У людей есть социальные роли, которые как-то соотносятся между собой (например, начальник и подчинённый). Конативная функция состоит во взаимодействии этих ролей.

  • Эмотивная. Данная функция обеспечивает обмен эмоциями.



Виды общения

В зависимости от того, как собеседники воспринимают друг друга, можно выделить несколько характерных видов межличностного общения:

  • Примитивное. Один человек воспринимает другого как объект, от которого можно получить определённую пользу (потребительское отношение).

  • Формально-ролевое. Взаимоотношения между людьми определены их социальными ролями, и общение строится с учетом этого (например, общение покупателя с продавцом или консультантом).

  • «Контакт масок». Поверхностное общение, в ходе которого люди отыгрывают свои социальные роли, изображая наигранные эмоции.

  • Деловое. Это общение, направленное на достижение определённой цели, в процессе которого стороны сосредоточены на деле и игнорируют личностные факторы.

  • Манипулятивное. Человек прибегает к различным неявным приёмам, позволяющим добиться от собеседника определённой реакции, повлиять на его мнение.

  • Светское. Это общение на общие и нейтральные темы. Обычно его используют незнакомые между собой участники мероприятий, чтобы обзавестись новыми связями.

  • Духовное. Это общение между близкими людьми, подразумевающее обмен переживаниями, эмоциональное сближение.

Стороны общения

Психологи считают общение сложной системой, которая включает три подсистемы (стороны общения):

  • Коммуникативная сторона общения. Данная подсистема объединяет процессы, направленные на обмен знаниями, мнениями и идеями с использованием как вербальных, так и невербальных средств.

  • Перцептивная стороны общения. Это восприятие людьми друг друга, формирование мнения о личности в процессе взаимодействия и общения.

  • Интерактивная сторона общения. Это всевозможные виды взаимодействия, возникающие при совместной деятельности людей (действия, выполняемые вместе, либо действия одного человека, влияющие на другого).


Роль общения в человеческой жизни


Личность человека формируется в процессе социализации, а основу этого процесса составляет именно общение. Поэтому можно без преувеличения сказать, что общение – важнейший фактор формирования личности. Кроме того, на общении построены все сферы жизни общества, и каждый человек постоянно общается с другими людьми в своей повседневной жизни.

Общение позволяет нам адаптироваться, находить место в обществе, улучшать своё положение и получать различные блага. А значит, от нашего умения общаться напрямую зависит качество нашей жизни. У каждого человека есть минимальные навыки общения от природы, но для достижения успеха их необходимо совершенствовать. Поэтому к общению надо относиться не просто как к форме взаимодействия с окружающими, но и как к важному навыку, который нужно развивать.