ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 220
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. «ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Тема 2.СОБСТВЕННОСТЬ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Тема 3. ЧИСТЫЙ КАПИТАЛИЗМ: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ,
Тема 4. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ –
Тема 5. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, ДОХОД И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ -
Тема 6. ЧИСТОКОНКУРЕНТНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА
Тема 7. РЫНКИ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА
Тема 8. ПРОИЗВОДСТВО И СПРОС НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
Раздел I. «ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Занятие 1
-
Предмет, функции и методы экономической теории. Экономические агенты (рыночные и нерыночные). Особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту). Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Экономическая стратегия и экономическая политика. -
Основные проблемы любой экономики и способы их решения: структура экономики, эффективность и благосостояние. -
Потребности: понятие, подходы к классификации. Потребности и благосостояние. Основные показатели благосостояния. Тенденции в благосостоянии домохозяйств в России.
Задачи и упражнения:
1. Укажите, какие функции выполняет экономическая теория в следующих случаях:
а) раскрывает внутренние связи между экономическими процессами, способствует формированию современного экономического мышления;
б) является теоретической, базовой наукой для конкретных экономических дисциплин: маркетинг, управленческий учет, финансовый менеджмент, стратегическое планирование и др.;
в) выступает научной базой для разработки и проведения государством определенной экономической политики;
г) различные теоретические концепции выражают интересы отдельных социальных слоев, групп;
д) полученные теоретические знания позволяют людям принимать рациональные решения в различных хозяйственных и житейских ситуациях.
2. Какие утверждения можно рассматривать как примеры: а) экономической категории; б) экономического закона?
1) альтернативные издержки – это упущенная или потенциальная выгода, от которой отказываются, делая выбор;
2) при перераспределении ресурсов от производства одного товара к производству другого товара альтернативные издержки возрастают;
3) цена – стоимость товара или услуги, выраженная в деньгах;
4) цена товара и величина спроса на него находятся в обратной зависимости
3.Какие из нижеперечисленных утверждений относятся: а) к макроэкономике, б) к микроэкономике?
1) Цена яблок в этом месяце низкая.
2) Нефтяной кризис 1973-74 гг. вызвал в США значительный рост и инфляции, и безработицы.
3) Предприятие увеличило экспортные поставки.
4) С 2000 г. в России происходит экономический рост.
4.Из перечисленных утверждений выделите: а) нормативные, б) позитивные:
1) Темп инфляции упал почти до нуля.
2) Темп инфляции упал почти до нуля, самое время подтолкнуть экономику к новому этапу развития.
3) Уровень доходов в США выше, чем в России.
4) Американцы счастливее россиян.
Поясните свой ответ.
5. Из нижеперечисленных показателей благосостояния перечислите те, которые непосредственно выражают степень удовлетворения и развития а) элементарных потребностей, б) потребностях в общих условиях жизнедеятельности; в) потребностей в деятельности: 1) объем и структура потребления основных продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг; 2) обеспеченность жильем и его комфортность; 3) наличие работы и содержание труда, его условия и продолжительность, интенсивность; 4)затраты времени на домашний труд, уход за собой и детьми, структура видов домашнего труда; 5) продолжительность и структура досуга (свободного времени), соотношение в нем развлечений и занятий, развлекающих человека; 6) состояние окружающей среды; 7) личная безопасность; 8) душевой семейный доход; 9) трудовая мотивация и удовлетворенность трудом.
6. Проанализируйте данные о потреблении основных продуктов питания в Тульской области (на душу населения, кг в год). Сделайте выводы.
| Рекомендуемая Норма | 1991г. | 2000г. |
Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо | 78 | 70 | 46 |
Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко | 390 | … | 176 |
Яйца и яйцепродукты, шт. | 291 | 309 | 219 |
Рыба и рыбопродукты | 23,7 | 14 | 7 |
Сахар | 38 | 47 | 34 |
Масло растительное | 13 | 7,7 | 8 |
Картофель | 117 | 146 | 152 |
Овощи и бахчевые | 119 | 80 | 110 |
Фрукты и ягоды | 80 | 67 | 37 |
Хлебные продукты | 117 | 109 | 104 |
Занятие 2
1. Экономические блага и их классификации.
Полные и частичные, взаимодополняемость и взаимозамещение благ. Потребительские и инвестиционные товары.
2. Ресурсы (факторы производства): понятие, подходы к классификации. Человеческие ресурсы (рабочая сила), земля, физический капитал, предпринимательский талант. Соподчиненность вещественных и человеческого факторов производства в доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном производстве. Экономическая эффективность и социальный эффект (благосостояние). Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины.
3. Альтернативные издержки как основной принцип распределения ограниченных ресурсов в рыночном хозяйстве. Учебная модель "Кривая производственных возможностей": понятие, основные допущения, анализ. Закон возрастания альтернативных издержек. Проблема выбора оптимального решения. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей). Экономические ограничения: граница производственных возможностей.
Задачи и упражнения:
1. Укажите численность населения и трудовых ресурсов (млн. чел., 2002 г.): а) России; б) США; в) КНР. Рассчитайте удельный вес трудовых ресурсов в численности населения. Сделайте вывод о взаимосвязи этих показателей.
1) 288,6 и 145,0;
2) 1281,0 и 655,0;
3) 144,0 и 64,7.
2.Что из нижеперечисленного относится к а) земле, б) капиталу, в) средствам труда, г) предметам труда? Каков критерий деления материально-вещественных ресурсов на д) землю и капитал; е) средства труда и предметы труда?
1) здания, сооружения, 2) водные ресурсы; 3) транспортные системы; 4) сырье и материалы; 5) леса; 6) топливо и энергия; 7) узлы, комплектующие; 8) машины и оборудование.
3. Какой вид ресурса в приведенном отрывке из повести "Молох" А.И. Куприна является ведущим? б) Что относится к средствам труда?
«То и дело худые, цепкие руки набирали полную лопатку угля и затем быстрым, ловким движением всовывали его в раскрытое пылающее жерло. Двое других рабочих стояли наверху и, также не останавливаясь ни на мгновение, сбрасывали вниз все новые и новые кучи угля, который громадными черными валами возвышался вокруг котельного отделения... Казалось, какая-то сверхъестественная сила приковала их на всю жизнь к этим разверстым пастям, и они, под страхом ужасной смерти, должны были без устали кормить и кормить ненасытное, прожорливое чудовище ...»
4. Используя данные о производственных альтернативах выпуска компьютеров и телевизоров, изобразите кривую производственных возможностей. Рассчитайте альтернативные издержки: а) увеличения выпуска телевизоров от 0 до 20 тыс. ед.; б) увеличения выпуска компьютеров с 40 до 50 тыс. ед. Сформулируйте полные ответы.
Товары | Производственные альтернативы | |||
А | Б | В | Г | |
Компьютеры, тыс. ед. | 0 | 25 | 40 | 50 |
Телевизоры, тыс. ед. | 60 | 40 | 20 | 0 |
5. Предположим, что в данной экономике всего 3 работников, каждый из которых может произвести либо 5 рубашек, либо 7 тортов. Начертите график кривой производственных возможностей (КПВ). Что произойдет с КПВ, если производительность каждого работника при производстве рубашек вырастет до 6 единиц? Если производительность каждого работника при производстве тортов вырастет до 9 единиц? Если число работников увеличится до 6 человек?
6. Используя приведенные данные, объясните взаимосвязь между ресурсами, эффективностью и объемом произведенного продукта в экономике страны.
| Население млн. чел. (1997 г.) | Площадь тыс. кв. км (1995 г.) | Пр-во энергоресурсов млрд. квт. ч. (1999 г.) | ВВП млрд. долл. (1997 г.) | ВВП на душу населения, долл. (1997 г.) |
РФ | 147 | 16889 | 2110,9 | 395 | 2680 |
КНР | 1227 | 9326 | 1239,0 | 1055 | 860 |
США | 268 | 9159 | 3883,0 | 7783 | 29080 |
Занятие 3
-
Структура экономики: отраслевой и секторальный подходы. Факторы, воздействующие на её изменения. Структурные изменения в условиях НТР. Изменение структуры экономики в переходной экономике России. -
Контрольно-тестовая письменная работа по теме 1.
Тема 2.СОБСТВЕННОСТЬ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.Экономическое содержание собственности. Экономические интересы. Цели и средства. Формы собственности. Факторы, определяющие соотношение форм собственности.
2.Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности (бизнеса). Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей.
3.Демократизация частной собственности - важная тенденция развития собственности в высокоразвитых странах.
4.Типы экономических систем.
Задачи и упражнения:
1. Уклад жизни в израильской сельскохозяйственной коммуне (киббуце) предполагает следующее:
-
все трудоспособные люди работают по 8 часов в рабочие дни; -
управленческие должности занимаются по очереди; -
обеспечивается бесплатное питание, образование, воспитание детей, бытовое и социально-культурное обслуживание; -
возможность один раз в три года съездить за границу; -
размер личного имущества ограничен, каждая семья живет в двухкомнатной квартире.
Какая форма собственности и организационно-правовая форма бизнеса (предприятия) в киббуце?
2. Каковы тенденции в изменении соотношения форм собственности в США (%) ? Чем они обусловлены?
| 1970 г. | 1980 г. | 1990 г. | 1995 г. |
Государственная | 20 | 21 | 18 | 18 |
Негосударственная, | 80 | 79 | 82 | 82 |
в т. ч. частная | 77 | 71 | 68 | 62 |
коллективная | 3 | 8 | 14 | 20 |
3. Прокомментируйте высказывание Дж. К. Гэлбрейта: «Крупная корпорация не избалована общественными почестями. Напротив, мелкий предприниматель вызывает восхищение почти у всех… Однако не все из того, что так восхваляется, подтверждается при пристальном изучении. Например, мелкий предприниматель прославляется как человек строгой независимости. То, что эта независимость часто ограничена как в принципе, так и на практике упорной борьбой за выживание, остается незамеченным.... Часто его свобода – это свобода человека, которого до смерти заклевали утки». [Дж. К. Гэлбрейт. Экономические теории и цели общества. /Под общ. ред. Н.Н. Иноземцева и А.Г. Милейковского. – М.: Прогресс, 1979. – С.107-108.].