ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 225
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел I. «ОБЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ»
Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
Тема 2.СОБСТВЕННОСТЬ И ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Тема 3. ЧИСТЫЙ КАПИТАЛИЗМ: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ,
Тема 4. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ –
Тема 5. ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА, ДОХОД И ПРИБЫЛЬ ФИРМЫ -
Тема 6. ЧИСТОКОНКУРЕНТНЫЙ ПРОИЗВОДИТЕЛЬ:
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА
Тема 7. РЫНКИ НЕСОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА
Тема 8. ПРОИЗВОДСТВО И СПРОС НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
В чем заключаются достоинства и ограниченность единоличного владения как организационно-правовой формы бизнеса (предприятия)?
4. Проанализируйте данные таблицы (2001 г.) и сделайте выводы о роли в РФ малых предприятий а) в общем числе предприятий; б) в численности занятых; в) в производстве ВВП (в целом по РФ число предприятий - 3346 тыс., численность занятых - 64,7 млн. чел., ВВП в текущих ценах - 9040,8 млрд. руб.).
| Число предприятий | Среднесписочная численность работников | Объем произведенной продукции | |||
тыс. | % | тыс. чел | % | млрд. руб. | % | |
Промышленность | 134,2 | 15,3 | 1351,6 | 20,8 | 214,6 | 25,1 |
Сельское хозяйство | 14,4 | 1,6 | 149,5,1 | 2,3 | 8,5 | 1,0 |
Строительство | 126,8 | 14,4 | 1333,7 | 20,6 | 220,4 | 25,8 |
Сфера услуг | 580,9 | 66,1 | 3443,3 | 53,1 | 386,6 | 45,3 |
Другие отрасли | 23,0 | 2,6 | 205,4 | 3,2 | 22,6 | 2,8 |
Всего | 879,3 | 100 | 6483,5 | 100 | 852,7 | 100 |
5. Выберите из нижеперечисленных характеристик те, которые присущи а) чистому капитализму, б) смешанной экономике:
Преобладающая форма собственности: 1) частная индивидуальная (множество экономических единиц); 2) корпоративная; 3) государственная; 4) коллективная.
Цель производства: 5) прибыль, максимизация доходов; 6) экономический рост; 7) экономическая и социальная стабильность;
Формы конкуренции (её наличие): 8) совершенная; 9) несовершенная; 10) конкуренция отсутствует
;
Механизм регулирования экономики: 11) рыночный, посредством свободных, равновесных цен и промышленных циклов; 12) корпоративное регулирование, сочетающее рыночные и плановые методы; 13) государственное регулирование хозяйства.
6. Открытые акционерные общества (ОАО) в США составляют 0,2% от общего числа фирм. При этом на них приходится 60% рыночной стоимости акций и 50% рабочих мест. Проанализируйте данные таблицы. Объясните, с чем связано увеличение акционерной собственности наемных работников.
Распределение ОАО по размерам пакетов акций, принадлежащих наемных работникам | Общее число компаний, ед. | Удельный вес, в % к общему числу |
Всего до 25% | 595 | 91,5 |
В т.ч. менее 10% | 340 | 52,3 |
от 10 до 20% | 222 | 34,2 |
более 20% | 88 | 13,5 |
Более 25% | 54 | 8,3 |
Более 50% | 6 | 0,9 |
Раздел II. «МИКРОЭКОНОМИКА»
Тема 3. ЧИСТЫЙ КАПИТАЛИЗМ: СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ,
РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Занятие 1
1. Рынок. Конкуренция и ее виды. Кругообороты благ и доходов. Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода при чистом капитализме.
2. Стоимость и цена.
3. Спрос, его виды. Детерминанты спроса. Закон спроса. Эффект дохода и эффект замещения.
Задачи и упражнения:
1. Используя нижеперечисленные категории, составьте схему кругооборота ресурсов, продукта и доходов в классической рыночной экономике
-
домохозяйства, - потребительские расходы,
-
рынок ресурсов, - выручка от продаж,
-
фирмы, - издержки производства, -
рынок товаров и услуг, - товары и услуги, -
ресурсы - доходы.
2. На производство единицы продукции затрачено сырья, материалов на 7 долл., топлива, энергии – 1 долл., амортизация составила 20 долл., чистый продукт – 15 долл. Рассчитайте а) стоимость товара, б) добавленную стоимость.
3. Какие элементы чистого продукта создаются а) трудом, б) капиталом, в0 землей согласно теории трех факторов производства Ж. – Б. Сея? Охарактеризуйте альтернативные точки зрения.
1) прибыль; 2) процент, 3) рента, 4) заработная плата.
4. Какие из следующих примеров означают: а) изменение в спросе; б) изменение в величине спроса? Проиллюстрируйте ответ с помощью графиков.
1) доходы населения выросли, в результате чего увеличился спрос на товары длительного пользования;
2) повышена плата за услуги химчистки и число клиентов сократилось;
3) цены на иномарки резко подскочили, что привело к росту спроса на отечественные автомобили;
4) снижены тарифы на мобильную связь, и число потребителей возросло.
5. Приведите конкретные примеры воздействия на рыночный спрос следующих факторов и покажите эти изменения с помощью графиков:
-
цена данного товара;
-
вкусы и предпочтения потребителей;
-
число покупателей на рынке; -
цены на взаимозаменяемые товары; -
ожидания потребителей по поводу будущих цен и доходов.
Занятие 2
1. Предложение, его виды. Детерминанты предложения. Закон предложения.
2. Эластичность спроса и предложения: понятие, виды, факторы, воздействующие на неё. Показатели эластичности.
3. Равновесие на рынке и равновесная цена. Излишки потребителя и производителя. Дефицит и избыток. Теории поведения потребителя и производителя (предприятия). Механизм поддержания рыночного равновесия. Достоинства и ограниченность механизма "невидимой руки" рынка.
Задачи и упражнения:
1. Приведите конкретные примеры воздействия на предложение следующих факторов и покажите эти изменения с помощью графиков:
-
цена данного товара;
-
цены на ресурсы;
-
ценовые ожидания; -
налоги и субсидии; -
число продавцов на рынке.
2. Какие из следующих примеров означают: а) изменение в предложении; б) изменение в величине предложения? Проиллюстрируйте ответ с помощью графиков.
1) увеличение таможенных пошлин на автомобили привело к уменьшению их предложения;
2) введение новых технологий вызвало увеличение предложения услуг мобильной связи;
3) снижение цен на яблоки привело к сокращению их ежемесячных поставок.
3. Согласно экспертным оценкам при увеличении цены на сигареты на 10%, число курильщиков уменьшается на 4 %. Рассчитайте коэффициент ценовой эластичности. Сделайте выводы. Какие факторы влияют на ценовую эластичность спроса?
4. Как изменятся равновесная цена и равновесный объем спроса и предложения на рынке потребительских товаров, если продавцы и покупатели ожидают повышения цен? Обоснуйте ответ, используя график.
5. «Мало в привозе – много в запросе». Проиллюстрируйте пословицу с помощью графика.
6. По данным таблицы а) изобразите кривые спроса и предложения; б) определите равновесную цену и равновесный объем спроса и предложения; в) почему цена 70 руб. не является равновесной?
Объем предложения (т) | Цена (руб.) | Объем спроса (т) |
2 800 | 70 | 500 |
2 500 | 60 | 1 200 |
2 000 | 50 | 2 000 |
1 200 | 40 | 2 500 |
Занятие 3
1. Государственное регулирование цен: связанный и несвязанный «пол» и «потолок» цены; фиксированные цены; квотирование объема производства и продаж – цели и возможные последствия.
2. Контрольно-тестовая письменная работа по темам 1-3.