Файл: Классный час героями не рождаются, героями становятся.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 115
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МБОУ «ЮЖИНСКАЯ ОШ»
КЛАССНЫЙ ЧАС
« ГЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ,
ГЕРОЯМИ СТАНОВЯТСЯ».
Автор: классный руководитель 6-го класса
Самохина Олеся Анатольевна
(учитель истории и обществознания)
Классный час "Героями не рождаются, героями становятся!"
Цели урока:
Образовательные:
1.Формирование читательской компетентности учащихся
2.Совершенствование навыков выразительного чтения
3. Развитие активной и репродуктивной речи учащихся, умения мыслить и анализировать текст
Коррекционно — развивающие:
1.Выработка положительной мотивации к учению, развитие зрительной и слуховой памяти через выполнение специальных упражнений.
2.Работать над развитием и коррекцией речи, восприятия, мышления, совершенствованием памяти учащихся
3.Способствовать усвоению вводимых в живую речь новых слов, как со смысловой, так и с орфографической сторон.
4.Способствовать активизации образно-логической, читательской памяти учащихся.
Воспитательные:
1. Формировать представление о качествах защитника Отечества
2..Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества
3.Показать, как великий человек относился к солдатам, как мог воспитывать в них храбрость, честность.
Оборудование : презентация к уроку
Ход классного часа
Учитель: Что значит: Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля
От края и до края.
Всё это — Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
( Н. Полякова «Родина моя» )
УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, о чём это стихотворение? ( Ответы детей- О Родине). А что для вас означает слово Родина? (Слайды: о Южино, природа и т. д.) Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? ( Предположения уч-ся)
ВЫВОД: Чувство Родины прорастает, как всё большое из малого зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, текущая в ивняках, качели во дворе, снежная горка в сосновом бору, футбольное поле...
( Раздать уч-ся карточки. Один зачитывает «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы лелеем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это история, где превыше всего ценились мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела молчаливо живущие рядом с нами.»
УЧИТЕЛЬ: Что означают эти слова? Давайте обратимся к толковому словарю...
Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.
Мужество — храбрость, присутствие духа в опасности.
Героизм — отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке.
УЧИТЕЛЬ: Кто обладает этими качествами? (Предположения уч-ся)
Тема нашего классного часа - «Героями не рождаются, героями становятся!»
Давайте сегодня попробуем доказать это.
На экране фото Маресьева . (Рассказ о его подвиге с показом слайдов о нём и о посещении музея в г. Камышине)
Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине ныне Волгоградской области в семье рабочего.
После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился на рабфаке и в аэроклубе.4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт А.П. Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной бригаде в городе Иваново. В июне 1943 года А.П. Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.
Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". В 1948 году по ней был снят одноимённый художественный фильм. Имя Героя стало известно всему миру. «Повесть о настоящем человеке» — советский художественный фильм режиссёра Александра Столпера, снятый по одноимённой книге Бориса Полевого .За участие в фильме ряд актёров фильма и оператор-постановщик были удостоены Сталинской премии в 1949 году. Павел Кадочников — Алексей Мересьев, Николай Охлопков — комиссар Воробьёв, Алексей Дикий — Василий Васильевич, Василий Меркурьев — Степан Иванович, старшина, Тамара Макарова— Клавдия Михайловна, Людмила Целиковская — Зиночка, Лев Свердлин — Наумов. В съемочную группу вошли: режиссёр: Александр Столпер, оператор: Марк Магидсон, Композитор: Николай Крюков, Художник-постановщик: Иосиф Шпинель, Директор картины Николай Слиозберг, Актер Павел Петрович
Кадочников в дневниковых записях вспоминает:…Какой же Алексей Петрович? Впервые я с ним встретился под Звенигородом, где мы должны были снимать зимнюю натуру. Там мы квартировали в доме отдыха Академии наук. Маресьев шел по длинному коридору чуть покачивающейся походкой. Мы узнали друг друга издали. Я подошел к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он еще крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился. Позже я записал в дневник: «Прославленный летчик, Герой Советского Союза, человек, о подвиге которого знает чуть ли не весь мир, застенчив». Мы вошли в мою комнату, молча сели, не очень смело поглядывая друг на друга. Наконец Алексей, первым преодолев смущение, заговорил: «Я ведь знаю, что вас интересует больше всего». Я был удивлен, потому что не успел сказать ему и двух слов. «Вас интересует, очевидно, больше всего, как мне удалось преодолеть…» Он сделал паузу, а я в это время подумал: "Сейчас скажет: «район черного леса», а он сказал «…преодолеть врачебную комиссию, и доказать, что я физически здоровый человек». И вдруг неожиданно для меня Алексей Петрович мягко и свободно встал на стул и продолжал: «Я ему говорю…» «Кому?» — переспросил я. «А председателю комиссии, разве это не ноги? Разве не тренировка?» — И звонко похлопав по протезам, Маресьев спрыгнул со стула. Так в кинокартине родилась сцена «приёмная комиссия». Её никто не выдумал, она настоящая
[1.
20 мая 2006 года, в день 90-летия со дня рождения А.П. Маресьева, в его родном городе Камышине Волгоградской области открыт бронзовый памятник отважному лётчику Великой Отечественной войны (автор - заслуженный художник России скульптор Сергей Щербаков), а в историко-краеведческом музее открыт зал Маресьева с уникальными экспонатами. По решению ветеранов и городской Думы центральная улица Камышина, где установлен памятник Герою, переименована в бульвар Маресьева.
УЧИТЕЛЬ: Наше Отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги. Как вы понимаете слово ПОДВИГ? (уч-ся рассуждают) Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.
ПОДВИГ — героический самоотверженный поступок.
А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трёх, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.
Вдруг грохот раздался,
И все стемнело.
Словно огромная птица влетела.
Рвутся снаряды. Огонь полыхает.
Огненный враг на страну наступает.
Гибнут простые, мирные люди.
Кто уцелел, никто не забудет:
От боли стонала родная земля.
Страшное слово узнала – «Война!»
УЧИТЕЛЬ: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли войны нашей стране и нашему народу.( Показать слайды о разрухе) Что такое война? ( рассуждения о войне)
УЧИТЕЛЬ: О каких великих войнах на территории нашей страны вы знаете?
1 Был один такой герой. Он называл себя Наполеоном Бонапартом. Война опалила многие земли планеты. Досталось и матушке России. Но выстоял русский народ в Отечественной войне 1812 года.
2 В 20 веке появился ещё один вояка. Он звал себя фюрер Адольф Гитлер. Он вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять и начал войну самую страшную на свете.
В большей степени в этой войне пострадал Советский Союз. Война продолжалась 4 года! Она не оставила в стороне ни одного города нашей страны, ни одной деревни, улицы, дома. До нынешних времен мы помним имена наших односельчан, отдавших жизни за честь и независимость нашей Родины.
В первые дни войны ушли защищать свою Родину и наши земляки-южинцы. Сражаясь с врагом, шли наши земляки трудными дорогами войны. К великому сожалению, 102 южинца не вернулись к родным очагам, полегли на полях сражений. Память о них увековечена в памятнике русскому солдату-воину-освободителю, установленном в нашей деревне в 1981 году. (слайды). Память жива в сердцах наших односельчан и передается из поколения в поколение. Мы с вами обязаны помнить эти имена, ведь благодаря героизму и отваге бойцов мы живем на мирной земле. О героях войны мы читаем книги, смотрим кинофильмы, о которых уже упоминали сегодня. И порой забываем, что герои живут среди нас, что человек-легенда находится рядом с нами в нашей деревне.
Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней,
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней!
Нет, то горят не хаты —
То юность моя в огне.
Идут на войну девчата,
Похожие на парней!
Эти строки говорят, что рядом с мужчинами шли в священный бой с врагом и хрупкие женщины. Одна из них - наша землячка –фронтовичка Кутернина Ефросинья Андреевна . ( Слайд).
Родилась Фрося в 1918 году. В 10 лет, как и многие ее ровесники, стала пионеркой, в 17 – комсомолкой. В 22- депутат районного Совета. В 1940 году закончила курсы шоферов. После курсов шоферов заменила мужчин, ушедших на фронт. Она сеяла, растила и убирала хлеб. В 1942 году была мобилизована в армию на Дальний Восток. Вначале строила землянки и обслуживала самолеты, как техник-механик. В мае 1945 года после высадки японского десанта участвовала в его уничтожении. ЕЕ воинская жизнь продолжалась ровно 3 года и 3 месяца в сырых холодных землянках под аккомпанемент разрывов снарядов… Парад Победы встретила Ефросинья Андреевна в Хабаровске. Разве можно измерить какой-то мерой все то, что ей, молодой девчонке, пришлось пережить и испытать.
На этом история войн не заканчивается: в 80-е гг. российские воины были участниками Афганских событий. 12 декабря 1979 года Правительство СССР принимает Постановление « К Положению в Афганистане». Было решено для стабилизации положения послать туда советские войска , и 25 декабря в Афганистан вошла 40-я Армия генерал-лейтенанта Юрия Тухаринова. Армия участвовала в крупномасштабных боевых операциях против маджахедов. Воины-сибиряки безупречно исполняли воинский долг. За годы войны в Афганистане в ней приняли участие более 4 тысяч новосибирцев и жителей нашей области. Среди них есть и наши односельчане. Это Князьков Алексей Алексеевич, Белюга Григорий Владимирович и Волков Владимир Владимирович ( Слайд).
О Князькове Алексее Алексеевиче нам сегодня расскажет Ховрин Саша. : Родился А.Князьков 1 ноября 1961 в д. Южино. В ряды Советской Армии был призван в мае 1980года. В ноябре 1980 года направлен в Афганистан . Служил связистом. Жили в палатках по тридцать человек. Демобилизован в апреле 1983 года. Награжден медалью «От благодарного Афганского народа», медалью « 70 лет Вооруженных Сил СССР» и знаком «Воину- Интернационалисту».
Пройдут года, а с ними боль отступит.
Затянется полученная рана.
Но в обелисках памятью разбудит
Российская слеза … Афганистана.
И для потомков Родина – страна
Будет хранить величие России.
И памятью Афганцев имена