Файл: Классный час героями не рождаются, героями становятся.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МБОУ «ЮЖИНСКАЯ ОШ»




КЛАССНЫЙ ЧАС

« ГЕРОЯМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ,

ГЕРОЯМИ СТАНОВЯТСЯ».

Автор: классный руководитель 6-го класса

Самохина Олеся Анатольевна

(учитель истории и обществознания)


Классный час "Героями не рождаются, героями становятся!"


Цели урока:

Образовательные:

1.Формирование читательской компетентности учащихся

2.Совершенствование навыков выразительного чтения

3. Развитие активной и репродуктивной речи учащихся, умения мыслить и анализировать текст

Коррекционно — развивающие:

1.Выработка положительной мотивации к учению, развитие зрительной и слуховой памяти через выполнение специальных упражнений.

2.Работать над развитием и коррекцией речи, восприятия, мышления, совершенствованием памяти учащихся

3.Способствовать усвоению вводимых в живую речь новых слов, как  со смысловой, так и с орфографической сторон.                                                                              

 4.Способствовать активизации образно-логической, читательской памяти учащихся.

Воспитательные:

1. Формировать представление о качествах защитника Отечества

2..Воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества

3.Показать, как великий человек относился к солдатам, как мог воспитывать в них храбрость, честность.

Оборудование : презентация к уроку

  Ход классного часа

Учитель: Что значит: Родина моя?

                  Ты спросишь. Я отвечу:

                   Сначала тропочкой земля

                   Бежит тебе навстречу. 

                   Потом тебя поманит сад

                   Душистой веткой каждой

                   Потом увидишь стройный ряд

                    Домов многоэтажных. 

                    Потом пшеничные поля

                    От края и до края.

                     Всё это — Родина твоя,

                     Земля твоя родная. 

                     Чем старше станешь и сильней,

                      Тем больше пред тобою

                       Она заманчивых путей


                        Доверчиво раскроет.

                                                   ( Н. Полякова «Родина моя» ) 

УЧИТЕЛЬ: Как вы думаете, о чём это стихотворение? ( Ответы детей- О Родине). А что для вас означает слово Родина? (Слайды: о Южино, природа и т. д.) Как вы считаете, в вас есть чувство Родины? ( Предположения уч-ся)

ВЫВОД:  Чувство Родины прорастает, как всё большое из малого зёрнышка. Этим зёрнышком в детстве могла быть речка, текущая  в ивняках, качели во дворе, снежная горка в сосновом бору, футбольное поле...

( Раздать уч-ся карточки. Один зачитывает «Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы лелеем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни. Корни питают дерево, связывают его с землёй. Корни — это то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это история, где превыше всего ценились мужество и патриотизм героев, борющихся за торжество добра и справедливости. Это наши деды и прадеды. Это их дела молчаливо живущие рядом с нами.»          

 

УЧИТЕЛЬ: Что означают эти слова? Давайте обратимся к толковому словарю...

Патриотизм — преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу.

Мужество — храбрость, присутствие духа в опасности.

Героизм — отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. 

УЧИТЕЛЬ: Кто обладает этими качествами? (Предположения уч-ся) 

Тема нашего классного часа - «Героями не рождаются, героями становятся!» 

Давайте сегодня попробуем доказать это.

На экране фото Маресьева  . (Рассказ о его подвиге с показом слайдов о нём и о посещении музея в г. Камышине)

Русский. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны. Родился 20 мая 1916 года в городе Камышине ныне Волгоградской области в семье рабочего.
После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился на рабфаке и в аэроклубе.4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт А.П. Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес. 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной бригаде в городе Иваново. В июне 1943 года А.П. Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.


Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке". В 1948 году по ней был снят одноимённый художественный фильм. Имя Героя стало известно всему миру. «Повесть о настоящем человеке»советский художественный фильм режиссёра Александра Столпера, снятый по одноимённой книге Бориса Полевого .За участие в фильме ряд актёров фильма и оператор-постановщик были удостоены Сталинской премии в 1949 году. Павел КадочниковАлексей Мересьев, Николай Охлопковкомиссар Воробьёв, Алексей ДикийВасилий Васильевич, Василий МеркурьевСтепан Иванович, старшина, Тамара МакароваКлавдия Михайловна, Людмила ЦеликовскаяЗиночка, Лев СвердлинНаумов. В съемочную группу вошли: режиссёр: Александр Столпер, оператор: Марк Магидсон, Композитор: Николай Крюков, Художник-постановщик: Иосиф Шпинель, Директор картины Николай Слиозберг, Актер Павел Петрович

Кадочников в дневниковых записях вспоминает:…Какой же Алексей Петрович? Впервые я с ним встретился под Звенигородом, где мы должны были снимать зимнюю натуру. Там мы квартировали в доме отдыха Академии наук. Маресьев шел по длинному коридору чуть покачивающейся походкой. Мы узнали друг друга издали. Я подошел к нему, крепче пожал руку и вдруг понял, что сильно волнуюсь. Он еще крепче пожал мою руку и почему-то сильно смутился. Позже я записал в дневник: «Прославленный летчик, Герой Советского Союза, человек, о подвиге которого знает чуть ли не весь мир, застенчив». Мы вошли в мою комнату, молча сели, не очень смело поглядывая друг на друга. Наконец Алексей, первым преодолев смущение, заговорил: «Я ведь знаю, что вас интересует больше всего». Я был удивлен, потому что не успел сказать ему и двух слов. «Вас интересует, очевидно, больше всего, как мне удалось преодолеть…» Он сделал паузу, а я в это время подумал: "Сейчас скажет: «район черного леса», а он сказал «…преодолеть врачебную комиссию, и доказать, что я физически здоровый человек». И вдруг неожиданно для меня Алексей Петрович мягко и свободно встал на стул и продолжал: «Я ему говорю…» «Кому?» — переспросил я. «А председателю комиссии, разве это не ноги? Разве не тренировка?» — И звонко похлопав по протезам, Маресьев спрыгнул со стула. Так в кинокартине родилась сцена «приёмная комиссия». Её никто не выдумал, она настоящая
[1.

20 мая 2006 года, в день 90-летия со дня рождения А.П. Маресьева, в его родном городе Камышине Волгоградской области открыт бронзовый памятник отважному лётчику Великой Отечественной войны (автор - заслуженный художник России скульптор Сергей Щербаков), а в историко-краеведческом музее открыт зал Маресьева с уникальными экспонатами. По решению ветеранов и городской Думы центральная улица Камышина, где установлен памятник Герою, переименована в бульвар Маресьева. 

УЧИТЕЛЬ: Наше Отечество выстояло в борьбе с сильными коварными врагами, совершая подвиги. Как вы понимаете слово ПОДВИГ? (уч-ся рассуждают) Давайте снова обратимся к толковому словарю русского языка.

ПОДВИГ — героический самоотверженный поступок.

А знаете ли вы, что бывает подвиг одного человека, двух, трёх, сотен, тысяч, а бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести, достоинства и свободы.

Вдруг грохот раздался,

И все стемнело.

Словно огромная птица влетела.

Рвутся снаряды. Огонь полыхает.

Огненный враг на страну наступает.

Гибнут простые, мирные люди.

Кто уцелел, никто не забудет:

От боли стонала родная земля.

Страшное слово узнала – «Война!» 

УЧИТЕЛЬ: Невозможно забыть те великие бедствия, которые принесли войны нашей стране и нашему народу.( Показать слайды о разрухе) Что такое война? ( рассуждения о войне)

УЧИТЕЛЬ: О каких великих войнах на территории нашей страны вы знаете?

1 Был один такой герой. Он называл себя Наполеоном Бонапартом. Война опалила многие земли планеты. Досталось и матушке России. Но выстоял русский народ в Отечественной войне 1812 года.

2 В 20 веке появился ещё один вояка. Он звал себя фюрер Адольф Гитлер. Он вырастил целую породу людей-варваров, способных только истреблять и начал войну самую страшную на свете.

В большей степени в этой войне пострадал Советский Союз. Война продолжалась 4 года! Она не оставила в стороне ни одного города нашей страны, ни одной деревни, улицы, дома. До нынешних времен мы помним имена наших односельчан, отдавших жизни за честь и независимость нашей Родины.

В первые дни войны ушли защищать свою Родину и наши земляки-южинцы. Сражаясь с врагом, шли наши земляки трудными дорогами войны.  К великому сожалению, 102 южинца не вернулись к родным очагам, полегли на полях сражений. Память о них увековечена в памятнике русскому солдату-воину-освободителю, установленном в нашей деревне в 1981 году. (слайды). Память жива в сердцах наших односельчан и передается из поколения в поколение. Мы с вами обязаны помнить эти имена, ведь благодаря героизму и отваге бойцов мы живем на мирной земле. О героях войны мы читаем книги, смотрим кинофильмы, о которых уже упоминали сегодня. И порой забываем, что герои живут среди нас, что человек-легенда находится рядом с нами в нашей деревне.


 Качается рожь несжатая,
Шагают бойцы по ней,
Шагаем и мы — девчата,
Похожие на парней!
Нет, то горят не хаты —
То юность моя в огне.
Идут на войну девчата,
Похожие на парней!

Эти строки говорят, что рядом с мужчинами шли в священный бой с врагом и хрупкие женщины. Одна из них - наша землячка –фронтовичка Кутернина Ефросинья Андреевна . ( Слайд).

Родилась Фрося в 1918 году. В 10 лет, как и многие ее ровесники, стала пионеркой, в 17 – комсомолкой. В 22- депутат районного Совета. В 1940 году закончила курсы шоферов. После курсов шоферов заменила мужчин, ушедших на фронт. Она сеяла, растила и убирала хлеб. В 1942 году была мобилизована в армию на Дальний Восток. Вначале строила землянки и обслуживала самолеты, как техник-механик. В мае 1945 года после высадки японского десанта участвовала в его уничтожении. ЕЕ воинская жизнь продолжалась ровно 3 года и 3 месяца в сырых холодных землянках под аккомпанемент разрывов снарядов… Парад Победы встретила Ефросинья Андреевна в Хабаровске. Разве можно измерить какой-то мерой все то, что ей, молодой девчонке, пришлось пережить и испытать.  

На этом история войн не заканчивается: в 80-е гг. российские воины были участниками Афганских событий. 12 декабря 1979 года Правительство СССР принимает Постановление « К Положению в Афганистане». Было решено для стабилизации положения послать туда советские войска , и 25 декабря в Афганистан вошла 40-я Армия генерал-лейтенанта Юрия Тухаринова. Армия участвовала в крупномасштабных боевых операциях против маджахедов. Воины-сибиряки безупречно исполняли воинский долг. За годы войны в Афганистане в ней приняли участие более 4 тысяч новосибирцев и жителей нашей области. Среди них есть и наши односельчане. Это Князьков Алексей Алексеевич, Белюга Григорий Владимирович и Волков Владимир Владимирович ( Слайд).

О Князькове Алексее Алексеевиче нам сегодня расскажет Ховрин Саша. : Родился А.Князьков 1 ноября 1961 в д. Южино. В ряды Советской Армии был призван в мае 1980года. В ноябре 1980 года направлен в Афганистан . Служил связистом. Жили в палатках по тридцать человек. Демобилизован в апреле 1983 года. Награжден медалью «От благодарного Афганского народа», медалью « 70 лет Вооруженных Сил СССР» и знаком «Воину- Интернационалисту».

Пройдут года, а с ними боль отступит.

Затянется полученная рана.

Но в обелисках памятью разбудит

Российская слеза … Афганистана.

И для потомков Родина – страна

Будет хранить величие России.

И памятью Афганцев имена