ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Интеграционная система обучения
Интеграция — это специальный термин, который означает любой процесс объединения частей в целое. Идея интеграции берет свое начало в трудах великого диктата Я. А. Коменского, утверждающего: что связано между собой, должно быть связано постоянно и распределено пропорционально между разумом, памятью и языком. Таким образом, все, чему учат человека, должно быть не разрозненным и частичным, но единым и целым.
В педагогической системе интеграция имеет свою специфику: его применяют в вопросах инклюзии, то есть включения людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь.
Дети с ограниченными возможностями здоровья — это дети, нуждающиеся в специальных условиях обучения из-за особенностей физического и психического развития.
Коррекционная педагогика призвана обеспечить социализацию ребенка – способствовать достижению конечной цели обучения и воспитания ребенка с отклоняющимся развитием – преодолению его социальной недостаточности, максимально возможному введению его в социум, формированию у него способности жить самостоятельно.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ОВЗ. Эти гарантии закреплены в законодательных актах России: Конституции РФ, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Законе РФ «О социальной защите инвалидов» и др. Во многих субъектах Российской Федерации разрабатываются документы, региональные целевые программы, посвящённые вопросам поиска новых, эффективных форм оказания коррекционной психолого-педагогической помощи нуждающимся детям в условиях перехода к процессам интеграции в образовании.
В письме Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 г. № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами» представлены разные модели интеграции детей с ОВЗ.
В связи с этим, появилось новое понятие - интегрированное образование – это «процесс совместного обучения и воспитания детей с ОВЗ и не имеющих таких ограничений – посредством создания дополнительных специализированных условий». Интегрированное образование необходимо для успешной социализации ребенка. Как заметила Л.А. Воденникова «интеграция представляет собой процесс и результат обеспечения детей с ОВЗ условиями в образовании для успешной адаптации в обществе».
Анализ географии социально-образовательной интеграции детей с отклонениями в развитии, показывает, что в учреждениях субъектов Российской Федерации успешно реализуются данные практики.
Итак, в образовании интегрированное обучение — это образовательная модель, при которой ребёнок с особенностями в развитии обучается не отдельно, а вместе с другими детьми.
Цель интегрированного обучения — помочь ребёнку с особенностями в развитии научиться успешно коммуницировать с другими детьми и получить подготовку и навыки, чтобы реализоваться в жизни.
Проблема интегрированного воспитания и обучения в нашей стране не до конца решена. Прежде всего, данная проблема наблюдается в дошкольных образовательных организациях. В системе дошкольного образования данная форма обучения и воспитания детей с ОВЗ должна учитывать современные социально-экономические условия, региональные особенности системы образования. В методическом письме Министерства образования РФ от 16 января 2002 г. № 03-51-5 ин/23-03 «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» отмечается, что интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в дошкольных образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно- методического и кадрового обеспечения.
Интеграция детей с ОВЗ дошкольного возраста предполагает не просто обучение и воспитание детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками, а совместную жизнь всех воспитанников в стенах дошкольного образовательного учреждения, организованную как часть жизни граждан нашего общества.
Стоит отметить, что система дошкольного образования только начинает опыт интеграции. Следовательно, одним из направлений в решении этой проблемы может стать создание гибкой системы коррекционного обучения, проведение целенаправленной работы по интеграции дошкольников с ОВЗ в коллектив нормально развивающихся детей, активное вовлечение родителей в воспитание детей.
Таким образом, проблема интегрированного образования сложна, дискуссионна и является социальной проблемой, так как в ходе ее решения затрагиваются интересы большого количества людей, представителей различных социальных групп, страт, и главное - подрастающего поколения - будущего нации.