Файл: Россия и мир на рубеже xix xxвв. динамика и противоречия развития.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История 9 класс
Тема: Россия и мир на рубеже XIX- XXвв.: динамика и противоречия развития
Цель урока: охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20-го столетия.
Задачи: выявить особенности социально-экономического и политического развития страны;
-развивать умение учащихся характеризовать национальную политику самодержавия, политическое развитие российского общества, выделять причины бедности российского крестьянства;
-формировать навыки работы с картой «Российская империя в начале 20 века»
Оборудование: карта
Понятия: русификация, национальный доход государства, национальный доход на душу населения, сословный строй, самодержавная монархия
ХОД УРОКА.
I.Оргмомент.
II. Изучение нового материала.
План.
1.Содержание курса «История России.20 век.»
2.Российская империя: территория и население.
3.Особенности социально-экономического развития России.
4.Политическое развитие российского общества.
Вступительное слово учителя.
В этом учебном году мы изучаем одну из самых сложных страниц русской истории – историю 20 в. И хотя прошло чуть более 100 лет, ловим себя на мысли, что так мало знаем о своем сравнительно недавнем прошлом.
Ну что мы заем о мире-
О древнем? О средних веках?..
Что дважды два, - не четыре?
Что правда горит на кострах?
А в сущности, что же мы знаем о дедах?
Имен не сберечь?
Беспамятство – сила презлая,
Об этом сегодня и речь.
Годы плетут свои сети,
Как сыплет безвременья снег!
…А меньше всего на свете
Мы знаем ХХ век…
XX век является одним из наиболее ярких и трагичных периодов истории России: ускоренное развитие экономики, три революции, переход власти от «верхов» к «низам», разные типы политического устройства, участие в двух мировых войнах, высокие достижения в области культуры и науки. За всеми крутыми поворотами истории стояли конкретные люди со своими жизненными интересами, радостями и потерями, взлетами и падениями. На последующих уроках мы более подробно остановимся на ключевых моментах истории России ХХ века.
Знакомство со структурой и методическим аппаратом учебника.
- Изучить период истории России ХХ пожет учебник «История Отечества. ХХ век.» Авторами этого учебника являются Загладин Никита Вадимович, Минаков Сергей Тимофеевич, Козленко Сергей Иванович и Петров Юрий Александрович.
- Откройте оглавление учебника и прочитайте названия разделов, которые будем изучать в этом учебном году.
- Подумайте, с какими темами вы уже знакомы из курса всеобщей истории.
1.Территория.
К началу ХХ века по территории(27,2 млн. км2) Россия занимает II место в мире, уступая лишь Великобритании.
Особенности: огромные размеры и сложный национальный состав.
2. Население.
К началу ХХ в. По численности населения (около 130 млн. чел.) Россия занимала III место в мире, уступая лишь Китаю и Британской империи с ее колониями.
Задание: Рассмотрите карту на 1 форзаце учебника. Подумайте, равномерно ли было распределено население на территории России?
3. Плотность населения.
Крайне низкая - 8.3 человека на 1км в квадрате.Распределение по стране было крайне неравномерно 72%населения, проживало на европейской части, на территории Сибири только 5%
4. Общая характеристика населения страны.
В городах проживало 14% населения, тогда как в Англии- 78%, в Германии-57%. Лишь Москва и Питербург имели более 1 млн . жителей.
Смертность населения в России была самой высокой в Европе.
Доход на душу населения состовлял 63 рубля в год.
Для сравнения в Балканских странах – 101 рубль
в Германии - 184 рубля
в Англии - 273 рубля
в США - 346 рублей
Работа с диаграммой учебника. Проанализируйте этнический состав
Русские-43.4%
Украинцы-18%
Белорусы-4%
5 Каков религиозный состав империи.
Население России исповедовало различные религии. Христианство, ислам,иудаизм,буддизм.
Главной религией является православная религия. В стране более 50 тысяч православных храмов,их посещали 90 млн . верующих.
Классовая структура
Прежние классы: Возникающие классы:
Помещики Буржуазия
(130тыс.) (1,5 млн.)
крестьяне Рабочие
(96млн.) (5млн.)
Крестьяне 77,1% мещане 10,7% иногородцы 6,6% привилигированые сословия 5,6% дворяне 1,5% духовенство 0,5% почетные граждане 0,3%
Купцы 0.2% войсковые казаки 2,3% прочие 8,8%
Общая численность населения на 1897г – 125,6 млн. человек
III м. по населению ≈ 130 млн. человек.
Централизованный характер правления: к 1914 г. – 77 губерний и 21 область.
Особенности социально – экономического развития России:
-
Промышленный переворот; -
Экономический переворот; -
Национальный доход гос - ва; -
Национальный доход на душу населения; -
Сохранение помещичьего землевладения; -
В 1880 – 1890 – е годы в России были приняты законы, регулировавшие трудовые отношения.
Сообщение учащихся на тему «Николай II – император России»
III. Закрепление.
О каком термине идет речь:
1.Принуждение коренного населения земель, входящих в состав Российской империи, к использованию русского языка в деловом и повседневном общении, к переходу православие.
2. Суммарный стоимость продукции всех отраслей экономики государства, включая сельское хозяйство, за вычетом издержек производства.
3. Важнейший показатель уровня развития государства. Низкий уровень этого показателя свидетельствует о существовании в стране большого количества бедных, малоимущих граждан.
IV. Итог урока.
VII.Задание на дом: &1, подготовить сообщение о С.Ю.Витте, В.К.Плеве