Файл: Россия и мир на рубеже xix xxвв. динамика и противоречия развития.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 06.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

История 9 класс
Тема: Россия и мир на рубеже XIX- XXвв.: динамика и противоречия развития
Цель урока: охарактеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в начале 20-го столетия.
Задачи: выявить особенности социально-экономического и политического развития страны;

-развивать умение учащихся характеризовать национальную политику самодержавия, политическое развитие российского общества, выделять причины бедности российского крестьянства;

-формировать навыки работы с картой «Российская империя в начале 20 века»
Оборудование: карта

Понятия: русификация, национальный доход государства, национальный доход на душу населения, сословный строй, самодержавная монархия
ХОД УРОКА.

I.Оргмомент.

II. Изучение нового материала.

План.

1.Содержание курса «История России.20 век.»

2.Российская империя: территория и население.

3.Особенности социально-экономического развития России.

4.Политическое развитие российского общества.
Вступительное слово учителя.

В этом учебном году мы изучаем одну из самых сложных страниц русской истории – историю 20 в. И хотя прошло чуть более 100 лет, ловим себя на мысли, что так мало знаем о своем сравнительно недавнем прошлом.

Ну что мы заем о мире-

О древнем? О средних веках?..

Что дважды два, - не четыре?

Что правда горит на кострах?

А в сущности, что же мы знаем о дедах?

Имен не сберечь?

Беспамятство – сила презлая,

Об этом сегодня и речь.

Годы плетут свои сети,

Как сыплет безвременья снег!

…А меньше всего на свете

Мы знаем ХХ век…
XX век является одним из наиболее ярких и трагичных периодов истории России: ускоренное развитие экономики, три революции, переход власти от «верхов» к «низам», разные типы политического устройства, участие в двух мировых войнах, высокие достижения в области культуры и науки. За всеми крутыми поворотами истории стояли конкретные люди со своими жизненными интересами, радостями и потерями, взлетами и падениями. На последующих уроках мы более подробно остановимся на ключевых моментах истории России ХХ века.

Знакомство со структурой и методическим аппаратом учебника.

- Изучить период истории России ХХ пожет учебник «История Отечества. ХХ век.» Авторами этого учебника являются Загладин Никита Вадимович, Минаков Сергей Тимофеевич, Козленко Сергей Иванович и Петров Юрий Александрович.

- Откройте оглавление учебника и прочитайте названия разделов, которые будем изучать в этом учебном году.

- Подумайте, с какими темами вы уже знакомы из курса всеобщей истории.
1.Территория.

К началу ХХ века по территории(27,2 млн. км2) Россия занимает II место в мире, уступая лишь Великобритании.

Особенности: огромные размеры и сложный национальный состав.

2. Население.

К началу ХХ в. По численности населения (около 130 млн. чел.) Россия занимала III место в мире, уступая лишь Китаю и Британской империи с ее колониями.

Задание: Рассмотрите карту на 1 форзаце учебника. Подумайте, равномерно ли было распределено население на территории России?

3. Плотность населения.

Крайне низкая - 8.3 человека на 1км в квадрате.Распределение по стране было крайне неравномерно 72%населения, проживало на европейской части, на территории Сибири только 5%

4. Общая характеристика населения страны.

В городах проживало 14% населения, тогда как в Англии- 78%, в Германии-57%. Лишь Москва и Питербург имели более 1 млн . жителей.

Смертность населения в России была самой высокой в Европе.

Доход на душу населения состовлял 63 рубля в год.

Для сравнения в Балканских странах – 101 рубль

в Германии - 184 рубля

в Англии - 273 рубля

в США - 346 рублей

Работа с диаграммой учебника. Проанализируйте этнический состав

Русские-43.4%

Украинцы-18%

Белорусы-4%

5 Каков религиозный состав империи.

Население России исповедовало различные религии. Христианство, ислам,иудаизм,буддизм.

Главной религией является православная религия. В стране более 50 тысяч православных храмов,их посещали 90 млн . верующих.

Классовая структура

Прежние классы: Возникающие классы:

Помещики Буржуазия

(130тыс.) (1,5 млн.)

крестьяне Рабочие

(96млн.) (5млн.)

Крестьяне 77,1% мещане 10,7% иногородцы 6,6% привилигированые сословия 5,6% дворяне 1,5% духовенство 0,5% почетные граждане 0,3%



Купцы 0.2% войсковые казаки 2,3% прочие 8,8%

Общая численность населения на 1897г – 125,6 млн. человек
III м. по населению ≈ 130 млн. человек.

Централизованный характер правления: к 1914 г. – 77 губерний и 21 область.

Особенности социально – экономического развития России:

  1. Промышленный переворот;

  2. Экономический переворот;

  3. Национальный доход гос - ва;

  4. Национальный доход на душу населения;

  5. Сохранение помещичьего землевладения;

  6. В 1880 – 1890 – е годы в России были приняты законы, регулировавшие трудовые отношения.


Сообщение учащихся на тему «Николай II – император России»
III. Закрепление.
О каком термине идет речь:

1.Принуждение коренного населения земель, входящих в состав Российской империи, к использованию русского языка в деловом и повседневном общении, к переходу православие.

2. Суммарный стоимость продукции всех отраслей экономики государства, включая сельское хозяйство, за вычетом издержек производства.

3. Важнейший показатель уровня развития государства. Низкий уровень этого показателя свидетельствует о существовании в стране большого количества бедных, малоимущих граждан.
IV. Итог урока.
VII.Задание на дом: &1, подготовить сообщение о С.Ю.Витте, В.К.Плеве