Добавлен: 06.12.2023
Просмотров: 86
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аналитическое эссе на темы:
-
Культура номадов Казахстана как значимый компонент культурного наследия казахского народов. -
«Тюрки Казахстана в межкультурной коммуникации народов Великого Шелкового пути. -
Тюркский Ренессанс и его место в наследии мировой культур». -
Роль казахского языка и казахской культуры в сохранении культурного кода нации.
Задание: Написать эссе на одну из предложенных тем (на выбор).
Методические рекомендации
Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу.
Цель написания эссе – оценить умение письменно излагать собственные мысли и степень развития самостоятельного творческого мышления.
Задачи эссе:
- четко и грамотно сформулировать мысли;
- структурировать информацию;
- выделять причинно-следственные связи;
- аргументировать свой вывод и иллюстрировать их примерами.
Основные характеристики эссе:
- наличие конкретной темы или вопроса
- выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу
- предполагая субъективное мнение о чем-либо, может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер
- отражает личность автора: его мировоззрение, мысли, чувства.
Аналитическое эссе – сочинение, анализирующее проблему либо представляющее мнение, базирующееся на конкретном факте. Предметом анализа может являться художественное произведение, историческое событие, научное явление и т.д.
Этапы написания эссе
-
Ознакомиться с произведением/событием/явлением, о котором пишется эссе. Выделить важные моменты, стороны, мотивы в нем. -
Сформировать мнение о предмете эссе и КРАТКО сформулировать его в тезисном утверждении. Ответить на вопрос «Что я пытаюсь доказать?». -
Найти дополнительные аргументы, которые помогут доказать свою точку зрения. Аргументами могут выступать факты, заключенные в самом предмете эссе, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение критиков и ученых и др. -
Написать план эссе. Стандартный план аналитического эссе:
- вступление;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- тезис, аргументы;
- заключение.
-
Текст эссе
Вступление. Содержит тезисное утверждение, кратко сформулированное субъективное мнение о предмете эссе. Не следует писать в первом или втором лице, злоупотреблять восклицательными или вопросительными знаками, хотя риторический вопрос допускается.
Основные параграфы (тезис-аргументы). Каждый абзац должен состоять из:
1) главного предложения;
2) анализ части текста;
3) аргумента из текста, который подтверждает анализ работы и тезисное утверждение.
! Приводя аргументы, следует разделить цитаты и перефразирования мыслей. Прямая цитата всегда дается в кавычках, полностью приводит отрывок цитируемого текста (пропущенный текст обозначается троеточием) и дополняется ссылкой на источник. Перефразированная мысль допускает резюмирование текста источника, отображение только основной информации, однако по-прежнему требует ссылку на источник.
-
Проверка написанного эссе.
- проверка орфографических и пунктуационных ошибок
- чтение эссе вслух, чтобы найти слабые места, стилистические ошибки, неудачные конструкции и т.д.
7. Дополнительные рекомендации
- формулировать мысль четко и емко, писать по сути, избегая «воды»;
- не злоупотреблять цитированием источников;
- не перегружать вступительную часть и выводы, используя для раскрытия позиции основную часть;
- избегать повседневной речи, использовать экспрессивные выражения к месту.
Формат эссе:
- Печатный текст на листе А-4 (Шрифт TNRoman – кегль 12. Абзацный отступ – 1,25. Интервал - одинарный);
- Объем эссе 1,5-2 стр.
- Образец титульного листа в Приложении.
Критерии оценивания эссе
Эссе оценивается по критериям, представленным в Таблицах 1-2.
Таблица 1 – Критерии оценивания содержания эссе
Критерии | Дескрипторы | Баллы |
Глубина раскрытия темы и убедительность суждений 2 балла | убедительное осмысление предложенной темы | 1 |
эссе не соответствует основной теме | 0 | |
выделение проблемы | 1 | |
неверно выделена проблема или проблема не обозначена | 0 | |
Аргументация 3 балла | наличие аргумента(-ов) из художественного произведения, соответствующего теме эссе | 1 |
отсутствие аргумента(-ов) из художественного произведения | 0 | |
наличие аргумента(-ов) из других источников, подтверждающего позицию автора | 1 | |
отсутствие аргумента(-ов) из других источников, подтверждающего позицию автора | 0 | |
наличие индивидуальной позиции автора | 1 | |
отсутствие индивидуальной позиции автора | 0 | |
Композиционная цельность и логичность 3 балла | наличие композиционной цельности, части высказывания логически связаны, мысль последовательно развивается | 1 |
нарушена композиционная цельность | 0 | |
наличие внутренней логики, умение идти от частного к общему, от общего к частному | 1 | |
нарушена последовательность изложения мысли во всех частях работы, нет внутренней логики | 0 | |
оригинальность (интересные сцепления, неожиданные повороты), новизна выводов | 1 | |
не продемонстрирован индивидуальный и творческий подход | 0 |
Таблица – 2 Шкала перевода баллов в оценку
Баллы | Оценка в % |
9-10 | 90-100 |
7-8 | 70-89 |
4-6 | 50-69 |
0-3 | 0-49 |
Приложение
Образец титульного листа:
Павлодарский государственный педагогический университет
Высшая школа гуманитарных наук
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЭССЕ
Тема (например) "Культура номадов Казахстана как значимый компонент культурного наследия казахского народа"
по дисциплине «Культурология» (модуль социально-политических знаний)
Выполнил(а)___________
Студент(ка) группы___________
ОП_______________
ФИО_______________________
___________________________
Проверил(а)_________________
ФИО_______________________
Павлодар 20… г.