Файл: Эссе Проблема современного политкультурного образования в школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Эссе «Проблема современного политкультурного образования в школе»

Стремительный рост цивилизации, новых технологий, к сожалению, нередко приводит к тому, что человек теряет связь со своими корнями, традициями народа, со своей прародиной. Одновременно его перестает интересовать этническая составляющая других народов. Появилась новая личность – «гражданин мира», человек, который свободно чувствует себя в любой стране, но при этом теряет свою национальную, этническую особенность, и это, на мой взгляд, недопустимо, потому что приводит к всеобщей безликости, «одинаковости».

В связи с этим поликультурное воспитание как нельзя более современно, актуально и своевременно, так как способствует созданию условий для формирования у личности мировоззренческой установки на конструктивное сотрудничество на основе приобщения к этнической, российской и мировой культурам. Кроме того, поликультурное воспитание предполагает развитие национального самосознания, уважение традиций, культуры, истории других народов – тех, кто десятилетиями рядом с нами и тех, кто далеко за пределами нашей родины.

На мой взгляд, именно музейная педагогика активно способствует поликультурному воспитанию, так как обладает большим образовательным потенциалом, производя отбор событий, фактов, людских судеб через функцию документирования, особенно если этой деятельностью занимаются и взрослые, и дети. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей истории выполняют не только взрослые, но и дети под руководством взрослых.  

       Музей — это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности. Музейная педагогика помогает нам решать практически все задачи общего образования и может быть использована для реализации как комплексных, так и дополнительных программ. Это направление играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию школы с семьей и социумом.  


Все мы понимаем, что людей следует воспринимать такими, какие они есть – со своими обычаями, традициями, культурой поведения. Нам следует радоваться успехам и достижениям друг друга, будь то победа в спортивном соревновании или духовная радость от соблюдения религиозного поста. В этой связи толерантность становится основой цивилизованных отношений между разными народами.

Проявление толерантности – это не отказ от своих собственных убеждений, это не означает, что мы должны мириться с несправедливостями вокруг. Толерантная личность осознает свою уникальность и признает за другим человеком право придерживаться своего вероисповедания, своих убеждений. Быть толерантным значит осознать и принять, «что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность»

Вопросы поликультурного воспитания молодежи особенно актуальными являются в год празднования 75-летия победы в Великой Отечественной Войне, которая не обошла стороной ни одну семью в нашей многонациональной республике. Основные цели и задачи направлены на воспитание толерантности; воспитание чувства гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью; формирование у молодого поколения чувства верности Родине, ответственности за судьбу страны, выполнению гражданского долга; приобщение к историческим, культурным и нравственным ценностям, традициям своего поликультурного народа.


Я считаю, что невозможно стать настоящим гражданином страны, не осознав себя, как жителя своей малой Родины - своей улицы, своего города, своего края. Такому осознанию способствует деятельность обучающихся в школьном музее.

Что такое школьный музей? Это средство обучения и воспитания подрастающего поколения, центр формирования патриотических и гражданских качеств школьника. А еще музей - первый этап на пути формирования у ребенка интереса к родной истории, родной природе, национальной культуре, к своей малой родине. Школьный музей является эффективным средством развития личности ребенка. Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея:

  • Информативную,

  • Просветительскую,

  • Коммуникативную,

  • Воспитательную,

  • Эстетическую,

  • Исследовательскую.

В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов

, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. В рамках реализации ФГОС школьный музей - прекрасная площадка для организации внеурочной деятельности обучающихся.

Феномен музея состоит в том, что воспитательное влияние на детей наиболее эффективно проявляется в процессе их участия в разнообразных направлениях музейной деятельности: научно – познавательной, военно – патриотической, общественно – полезной, проектной.

А это - реализация деятельностного подхода в обучении, о котором говорится в ФГОС.

Отмечу, что термин «школьный» определяет не местонахождение, а специфику музея: он интегрирован в учебно-воспитательный процесс.

Эффективность деятельности школьного музея определяется степенью включенности в его работу учащихся школы и использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всем педагогическим коллективом.

Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.

Музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. Музейный предмет способствует пониманию жизни, ее смысла, гуманистически ориентированной системы ценностей. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность.

Старшеклассники, проявившие интерес к музею, могут воспользоваться его фондами и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, принять участие в краеведческих и научных конференциях.

Создатели школьного музея (учащиеся и педагоги) являются и его основными «потребителями» или «пользователями». Это отличает школьный музей от многих других музеев, которые создаются одной группой лиц (сотрудники музея) для другой (аудитория). Дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу.


Особую роль в системе общественных связей играют семьи обучающихся, а также выпускники школы, которые могут оказать музею самую разнообразную помощь. Как бы подтверждая сложившийся на практике опыт сотрудничества с семьей, учащиеся также называют в числе первых помощников музея - родителей. Значит, в первую очередь нужно налаживать контакты с родителями.

Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.

Школьный музей по сути - универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства подростков, что формирует модель современного выпускника согласно ФГОС.

В заключение хочу сказать: педагогический потенциал школьных музеев в поликультурном воспитании молодежи, предполагающий включение в содержание педагогического процесса в области музейной педагогики, заключается в воспитании ценностных ориентиров через расширение чувственного опыта в процессе общения с музейными предметами, создание благоприятного образовательного пространства для учеников всех этнических групп. В результате в современном поликультурном образовательном пространстве реализуются условия, обеспечивающие защиту и поддержку развития каждой личности. Следовательно, школьные музеи можно рассматривать как одно из важнейших средств образования и воспитания современной молодежи.