Файл: Урок математики в 3м классе по теме "Площадь. Единицы площади" Цели урока Дать представление о площади фигур, познакомить с различными способами сравнения фигур ".doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок математики в 3-м классе по теме: "Площадь. Единицы площади"
Цели урока:
1. Дать представление о площади фигур, познакомить с различными способами сравнения фигур: “на глаз”, путём наложения одной фигуры на другую, с использованием различных единиц измерения площадей.
2. Закрепить знания свойств геометрических фигур.
3. Закрепить умение точно производить измерения и чертить квадрат и прямоугольник.
4. Закрепить знание изученных таблиц умножения и соответствующих случаев деления.
5. Закреплять умение решать задачи
6. Развивать логическое мышление и пространственное воображение.
7. Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Оборудование. Для учащихся: учебник математики для 3 класса Моро, рабочая тетрадь, линейка, простой карандаш, цветные карандаши, рабочая тетрадь, листы с заданиями: с фигурами наложения, с фигурами п.7, геометрические фигуры: квадраты зелёный 6х6 см, белый 4х4 см, круги жёлтый и красный диаметром 5 см, прямоугольник 5х3.
Для учителя: образец написания цифр, геометрические фигуры: квадраты зелёный 6х6 см, белый 4х4 см, круги жёлтый и красный диаметром 5 см, прямоугольник 5х3, листы с заданиями: с фигурами наложения, с фигурами п.7(3) образец и заполненный, на доске 3(а), 3(б), 3(в), 4.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
Начинаем наш урок.
Надеюсь, он пойдёт вам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать.
II. Запись в тетради числа и слов “Классная работа”.
III. Устный счёт и чистописание.
а) Найдите в каждом ряду числа, которые не являются результатом табличного умножения.
6 18 17 12 41
24 30 16 11 28
7 36 27 35 71
Запишите числа 17, 41, 11, 7, 71. Обратите внимание на образцы написания цифр.
Докажите, что оставшиеся числа являются результатом табличного умножения.
б) Из данных чисел выбери пары, произведения и частные, которых равны 6.
1 4 6 2 54 12 3 36 7 8 24 18 42 48 9
в) Сторона квадрата 2 см. Чему равен периметр? Найди правильное решение.
2+2+2+2=8(см)
2+4=6(см)
4+4+4+4=16(см)
2 • 4=8(см)
4 • 2=8(см)
г) Укажите, какой фигуре соответствует каждый из указанных признаков:
-
4 стороны равны; (квадрат) -
имеет три угла; (треугольник) -
состоит из 4 отрезков; (четырёхугольник) -
все углы прямые; (прямоугольник)
Дайте общее название фигурам – (геометрические).
IV. Сообщение темы урока.
Знание таблиц умножения и соответствующих случаев деления, свойств геометрических фигур понадобится нам при изучении темы нашего урока. Решив примеры на порядок действий и каждому ответу подставить букву, составить слово и узнать тему урока.
24+56:8·3= (45) А 7·7-9 = (40) П (57-22):7+63= (68) Ь 56:7+16= (24) О
36:6·4-(23-17) = (18) Л (80-45):5= (7) Д 5·9-(6+14:2) =(32)Щ
П Л О Щ А Д Ь
40 18 24 32 45 7 68
Итак, тема нашего урока: Площадь. Единицы площади. Записать на доске слово ПЛОЩАДЬ.
Сегодня мы выясним, что такое площадь фигуры и как можно сравнить площади фигур.
V. Работа по теме урока.
1. Словарная работа.
Назовите орфограммы в слове “ Площадь”.
- Гласная после шипящих: сочетание ча-ща пиши с буквой а;
- Смягчающий мягкий знак, смягчает предшествующий согласный звук, а сам звука не даёт.
2. Работа с геометрическим материалом.
а) Возьмите зелёный и белый квадраты. Покажите квадрат, который больше.
Как сравнивали?
Видно “ на глаз”.
Про такие фигуры говорят, что площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата.
Как ещё можно сравнить площади этих фигур?
Можно наложить одну на другую.
Наложите и сравните площади квадратов.
Белый квадрат полностью вместился в зелёном, значит площадь зелёного квадрата больше площади белого квадрата.
б) Возьмите жёлтый и красный круги. Сравните площади и покажите круг, площадь которого меньше.
Площади кругов равны, так как при наложении круги полностью совпали.
Что же такое площадь фигуры? Как вы думаете?
Если правильного ответа не будет, учитель сообщает:
Площадь-это место, которое занимает фигура на плоскости.
Как мы сравнивали площади фигур?
“На глаз” и наложением друг на друга.
Физкультминутка. Можно аудио
Встаньте дружно из-за парт
И скорее стройтесь в ряд!
Повернитесь вправо, влево,
Наконец, присядьте смело!
Поработаем ногами,
Раз, два, три!
Поработаем руками!
Раз, два, три!
Улыбнёмся: день хороший,
И похлопаем в ладоши.
3. Продолжение работы с геометрическим материалом.
Единицы площади.
а) Возьмите фиолетовый прямоугольник и белый квадрат.
Как удобнее сравнивать площади прямоугольника и квадрата “на глаз” или наложением?
Дети пытаются сравнить площади фигур “на глаз” и наложением.
“На глаз” или наложением сравнить площади прямоугольника и квадрата нельзя, фигуры разные по форме и ни одна полностью не вмещается в другой.
Как же сравнить площади этих фигур?
Ответы детей.
Если правильного ответа не будет, учитель сам предлагает начертить прямоугольник и квадрат в тетради.
а) Назовите общие свойства прямоугольника и квадрата.
Чем отличаются?
б). Вычерчивание прямоугольника и квадрата в тетради.
Измерьте сторону квадрата.
4 см
Начертите квадрат. Укажите на чертеже длину стороны квадрата.
Измерьте длину и ширинку прямоугольника.
5 см, 3 см
Начертите прямоугольник. Укажите длины сторон прямоугольника.
Как же сравнить площади этих фигур?
Ответы детей.
1. Если правильного ответа не будет, обратить внимание детей на то, что, начертив фигуры в тетради, мы разбили их на одинаковые фигуры меньшего размера – клетки тетради.
Можно посчитать клетки.
Посчитайте клетки, I вариант – квадрата, II вариант - прямоугольника. Сколько клеток поместилось в квадрате, в прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.
64>60
Сравните площади квадрата и прямоугольника.
Площадь квадрата больше площади прямоугольника.
Большую площадь имеет та фигура, которая содержит большее число клеток.
2. Но площадь фигур можно измерить и другими мерками. Можно разбить фигуру на одинаковые треугольники или большие квадраты.
Демонстрация прямоугольника разбитого на одинаковые треугольники.
3. Разобьём квадрат и прямоугольник на квадраты со стороной 1см. Подсчитайте, сколько квадратов со стороной 1см поместилось в квадрате? В прямоугольнике? Запишите числа и сравните их.
16>15
Сравните площади фигур.
Площадь квадрата больше площади прямоугольника.
Результат сравнения площадей не зависит от выбора единиц измерения.
4. Как удобнее подсчитать квадраты, на которые разбит прямоугольник?
3 ряда по 5 квадратов, 5 • 3 = 15
5 столбцов по 3 квадрата, 3 • 5 = 15
5. Подведём итог наших наблюдений.
Что же такое площадь фигуры? Площадь-это место, которое занимает фигура на плоскости.
Если обозначить стороны буквами а и b, то при вычислении получаем формулу S=a·b
Как можно сравнить площади фигур? “На глаз” и наложением друг на друга.
Как можно вычислить площадь фигуры? Используя формулу.
Физкультминутка. Можно использовать аудио
Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли,
Ими топнем: раз, два, три!
Руки в стороны, дружок,
Раз, два, три, потом - прыжок.
Со здоровьем всё в порядке,
Если делаешь зарядку.
VI.Работа над пройденным материалом.
Учебник математики 3 класс Моро, Бантова и др. 2014 год.
Страница 57, №4.
- От доски длиной 8 метров отпилили часть длиной 2 метра. Во сколько раз больше оставшаяся часть, чем отпиленная?
- О чём говорится в задаче? (О доске от которой отпилили часть.)
- Что нужно узнать в задаче? (Во сколько раз больше оставшаяся часть, чем отпиленная?)
- Что необходимо знать, чтобы сравнить? (Сколько отпилили т сколько осталось).
- Запишем задачу кратко.
Было – 8 м
О тпилили – 2 м Во ? раз больше
Осталось - ? м
1) 8-2=6 (м) – осталось
2) 6:2=3 (раза)
Ответ: в 3 раза больше оставшаяся часть, чем отпиленная.
VII. Закрепление.
1) учебник с.57 № 1 (устно).
На рисунке изображены фигуры, которые при наложении не совпадут. Докажите, что их площади равны.
2. Раздели на три фигуры одинаковые по площади, и раскрась разными карандашами.
Построй фигуру равную по площади данной, но другой формы.
3. Задание на развитие пространственного воображения.
Раскрась фигуру. Существует два варианта: а) прямоугольник сверху, а квадрат снизу, б) прямоугольник снизу, а квадрат сверху. Выберите любой вариант.
VIII. Итог урока.
Завершаем наш урок.
Надеюсь, он пойдёт вам впрок.
Какую тайну мы сегодня открыли?
(Каждая фигура имеет площадь)
- Оценки за урок.
XI. Домашнее задание с пояснением.
Страница 57 №2 (3 и 4 столбики по действиям), №5.
IX. Литература
-
http://festival.1september.ru/articles/312140/ -
Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике. 3 класс. К УМК М.И. Моро