Файл: Курсовая Прочность конструкций.docx

Добавлен: 06.02.2019

Просмотров: 1593

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По расчетным данным строим эпюру расчетной аэродинамической погонной нагрузки, эпюру расчетной массовой погонной нагрузки, эпюру расчетной суммарной погонной нагрузки (рис. 1).

Рис.1 Эпюры , и


    1. Построение расчетных эпюр


Исходными данными для расчета крыла на прочность являются эпюры перерезывающих сил , изгибающих и крутящих моментов , построенные вдоль размаха крыла.

При построении эпюр крыло представляют как двухопорную балку с консолями, нагруженную распределенными и сосредоточенными силами. Опорами являются узлы крепления крыла к фюзеляжу.

Определяем реакции опор:

.

кг

Эпюры , нужно строить от суммарной нагрузки

.

Используя дифференциальные зависимости:

; ,

получаем выражения и для любого сечения крыла:

; .

Для каждого участка находим приращение перерезывающей силы:


.

Суммируя значения от свободного конца и учитывая значения сосредоточенных грузов и реакций фюзеляжа, получаем значение перерезывающей силы в произвольном - ом сечении крыла

.

Аналогично определяем значение изгибающего момента в любом сечении крыла:

, .


Приняв количество сечений i = 10, ∆z = 0,5 м.

С учётом стреловидности крыла перерезывающую силу и изгибающий момент определим по формулам:

; ,

где - угол стреловидности.

Результаты сведены в таблицу 2.

Таблица 2


0

6711,6

7068,6

0,5

32843

336360

318690

159340

755660

528960

0,1

7425,6

7604,1

0,5

35521

301020

282010

141000

596310

417420

0,2

7782,6

7925,4

0,5

37127

263000

243180

121590

455310

318720

0,3

8068,2

8139,6

0,5

38198

223370

204270

102130

333720

233600

0,4

8211

8103,9

0.5

40520

185170

164910

82455

231583

162110

0,5

7996,8

7711,2

0,5

38556

144650

125370

62686

149130

104390

0,6

7425,6

7265,1

0,5

36326

106090

87930

43966

86442

60510

0,7

6568,8

6140,4

0,25

15351

52676

45000

11250

27170

19019

0,8

5069,4

4533,9

0,25

11335

23840

18180

4547

8273

5791

0,9

3073,2

2185,8

0,25

5441

7048

4327

1082

1283

898


По полученным данным строим эпюру изгибающих моментов (рис.2).

Для построения эпюр крутящих моментов, истинный крутящий момент должен быть определён относительно центра изгиба (жёсткости). Примем координату положения линии центров изгиба (жёсткости):

хж = 0,38вСЕЧ.

Тогда а = 0,2bСЕЧ, а1 = 0,4bСЕЧ.

Погонный крутящий момент в любом сечении относительно линии центров изгиба, оси определяется следующим образом:

.

Полный крутящий момент будет равен:

.

При наличии стреловидности : .

Эпюра строится только до борта фюзеляжа. При определении также удобно пользоваться методом трапеций с применением таблицы 3:


Где ; .

Таблица 3


0,2

127910

51884

0,34

0,35

17642

27757

27998

0,5

13999

67752

47426

0,3

134470

53788

0,3

0,33

16136

28239

27531

0,5

13766

53753

37627

0,4

136890

54740

0,26

0,3

14232

26823

24341

0,5

12171

39987

27991

0,5

133280

53312

0,24

0,26

12795

21858

17356

0,5

8678

27816

19471

0,6

123670

49495

0,23

0,24

16828

12853

13872

0,5

6936

19138

13396

0,7

109480

43792

0,21

0,22

9196

14890

12853

0,5

6427

12202

8541

0,8

84490

33796

0,18

0,2

6083

10815

8478

0,5

4230

5775

4043

0,9

51170

20468

0,15

0,18

3070

6140

3071

0,5

1536

1536

1075

1

0

0

0,13

0,15

0

0

0

0,5

0

0

0


Рис. 2 Эпюры погонного крутящего момента m и крутящего момента .

    1. Проектировочный расчет крыла

На данном этапе подберём величины площади поперечных сечений силовых элементов крыла. Силовая схема крыла – двухлонжеронная, аэродинамический профиль сечения NASA2411 .

Определяем угол конусности крыла:

где -относительная толщина профиля.

Отсюда .

Перерезывающая сила в расчетном сечении равна:


где и -высота первого и второго лонжеронов,

- модуль упругости материалов поясов.



От перерезывающих сил в стенках лонжеронов действуют погонные касательные силы:

и ;

;

.

Погонные касательные силы в стенках лонжеронов от крутящего момента:

,

где -площадь контура межлонжеронной части сечения.


.

Суммарные касательные потоки в стенках лонжеронов от перерезывающих сил и крутящих моментов:



Толщины стенок лонжеронов и обшивки определяются по следующим формулам:

где - разрушающее касательное напряжение.

Получим

Берем шаг стрингеров 118 мм, получаем количество стрингеров

Определяем силы, действующие на верхней и нижней панелях крыла:

Где высота сечения,

- число стрингеров,

- ширина межлонжеронной части крыла.

Коэффициент 0,9 в величине учитывает ослабление обшивки отверстиями под заклепки.

Суммарная площадь растянутых и сжатых поясов лонжеронов:


- для сжатых поясов,

- для растянутых поясов,

где принимаем равным .








2 Проверочный расчёт крыла


2.1 Расчёт на изгиб методом редукционных коэффициентов В.Н. Беляева

Крыло изгибается моментом в плоскости . Это сечение отнесём к произвольной системе координат . Обозначим в произвольной системе координат через и координаты центра масс сечения, а через и - координаты центров масс поясов лонжеронов и стрингеров, которые совместно с присоединённой обшивкой воспринимают изгибающий момент. Задаемся редукционные коэффициенты первого приближения для всех элементов:


а) для поясов лонжеронов ;

б) сжатую обшивку присоединим к стрингерам в виде полос шириной ;

в) для сжатых стрингеров с присоединённой обшивкой берём редукционный коэффициент первого приближения , (т.к. материал стрингеров и лонжеронов одинаков, для стрингеров D16T, для лонжеронов D16T) считаем, что они не теряют устойчивость;

Вычисляем приведённые площади сечения первого приближения по формуле:

.

Находим главные центральные оси сечения:

а) в произвольных осях координат определяем координаты центров тяжести всех элементов редукционного сечения в первом приближении .

б) определяем центр масс редуцированного сечения в первом приближении:

.

в) вычисляем координаты центров тяжести элементов в новых главных осях, параллельных прежним, допуская, что угол поворота главных осей невелик


г) определяем характеристики сечения в новых главных осях:

.

д) рассчитываем напряжения первого приближения для всех элементов по формуле:

,

где - коэффициент, учитывающий несимметричность крыла.

Результаты расчета сведём в таблицу 4 (Приложение А).


2.2 Определение касательных напряжений от сдвига

Расчёт начинаем с выбора основной системы конструкции: сделаем разрезы по хорде от носка крыла, которые превращают сечения в открытый контур рисунок. 1.




Рисунок 1

В местах разрезов прикладываем замыкающие интенсивности и (погонные касательные усилия ), уравновешивающие поперечную силу , приложенную в центре жёсткости крыла. Поперечная сила, обусловливающая изгибающий момент, вызывает так же сдвиг и кручение сечения.

Расписываем погонные касательные усилия в панелях контура:

,

где - касательные потоки в открытом контуре;

- замыкающие погонные потоки ( принимает значения и ).

Погонная касательная сила в любой панели при сдвиге замкнутого контура равна погонной касательной силе в том же незамкнутом контуре, плюс замыкающие погонные силы ( ), причём каждая замыкающая сила добавляется только на тех панелях контура, которые являются элементом, замыкающим его.

Замыкающие погонные потоки определяются из системы канонических уравнений для произвольного многосвязного контура из контуров, в данном случае – для двухсвязного контура:

где .

Здесь - длина панели; - модуль упругости рода; - толщина панели;

- погонная сила в панели, возникающая в незамкнутом контуре.

Для двухсвязного контура канонические уравнения имеют вид:

,

.

Здесь - перерезывающая сила в сечении; - статический момент относительно оси всех площадей редуцированного сечения рассматриваемой части конструкции; - момент инерции приведённого сечения относительно главной центральной оси,

где (суммирование ведётся по контуру , замыкаемому потоком ).

(суммирование ведётся по контуру , замыкаемому потоком ).

Решаем систему канонических уравнений, зная все коэффициенты.


Зная замыкающие погонные касательные усилия, определяем касательные напряжения в консолях и запас прочности:

,

.

Все расчеты сведем в таблицу 5 (Приложение Б).

Таким образом, касательные напряжения не превышают разрушающих ни в одной панели, конструкция способна выдерживать заданную нагрузку и хорошо работает на сдвиг.


2.3 Определение касательных напряжений от кручения

Кручение конструкции, в результате которого в её нормальном сечении возникают только касательные напряжения, называется свободным. Такое напряжённо-деформированное состояние конструкция испытывает вдали от заделки крыла, от его крепления к фюзеляжу.

Распишем погонные касательные потоки по панелям сечения (по аналогии с расчётом на сдвиг), только здесь в потоках будет отсутствовать поток в открытом контуре .

Для определения неизвестных погонных замыкающих потоков составляем канонические уравнения:

,

.

Коэффициенты соответственно равны коэффициентам канонических уравнений для сдвига.

Третьим уравнением для определения трёх неизвестных , и будет уравнение равновесия:

.

В правую часть уравнения равновесия входит координата центра жёсткости сечения .

Координата центра жёсткости сечения определится выражением:

.

Решение уравнения даёт погонные замыкающие касательные потоки , . Зная их, определяем погонные касательные усилия в панелях контуров, а далее определяем касательные напряжения:

.

Расчёт сводится в таблицу 6.


Таблица 6

Номер



2

-130

1385

1255

0,08

15687

21750

1,39

3

291

1385

1675

0,08

20937

21750

1,04

4

-1167

1385

225

0,08

1875

21750

11,6

5

198

1385

1583

0,12

13192

21750

1,65

6

191

1385

1576

0,12

13133

21750

1,65

7

184

1385

1569

0,12

13075

21750

1,66

8

176,5

1385

1561

0,12

13008

21750

1,67

9

19

1385

1404

0,12

11700

21750

1,86

10

293

1385

1678

0,12

13983

21750

1,55

11

-49

1385

1336

0,12

11133

21750

1,95

12

-188

1385

1197

0,12

9975

21750

2,18

13

-22

1385

1363

0,12

11358

21750

1,19

14

-206

1385

1179

0,12

9825

21750

2,2

15

-223

1385

1162

0,12

9683

21750

2,25

16

-239

1385

1149

0,12

9575

21750

2,27

17

-231

1385

1154

0,12

9617

21750

2,26

18

-302

1385

1083

0,12

9025

21750

2,4

19

-214

1385

1171

0,08

9758

21750

2,23

20

-198

1385

1187

0,08

9892

21750

2,2


Вычисляем величины касательных критических напряжений и запас прочности :

,

где - коэффициент, учитывающий опирание панели ( для свободно опёртых краёв и для защемлённых краёв).

- расстояние между стрингерами в ,

- радиус кривизны панели в ,

- модуль упругости рода в


Заключение

В ходе выполнения работы был произведен расчет классического тонкостенного крыла на изгиб, сдвиг и кручение. Произвели проектировочный расчет для подбора величины площади поперечных сечений силовых элементов. Все вычисления были проведены по самолету Cу-26.

Расчёт конструкции на прочность состоит в определении напряжений, возникающих от нагружения, и сравнения их с разрушающими.

Анализируя результаты вычислений, сведённые в таблице 5, можно сделать вывод, что касательные напряжения не превышают разрушающих ни в одной панели: диапазон запаса прочности от 60 до 100%. Конструкция способна выдерживать заданную нагрузку и хорошо работает на кручение, конструкция в основном спроектирована хорошо.


















Список литературы


1 Прочность конструкции. Расчёт крыла А.П. Будник, В.А. Саликов, В.И. Пентюхов, В.И. Максименков. Учеб пособие. Воронеж: Изд-во ВГТУ, 2000, 70 с.

2 Бадягин А.А. Проектирование самолётов. М., 1986.

3 Стригунов В.М. Расчёт самолёта на прочность. М.: Машиностроение, 1984.

4 Строительная механика летательных аппаратов. Под ред. И.Ф. Образцова. М.: Машиностроение, 1986.

5 Астахов М.Ф., Каравлев А.В. Справочная книга по расчету самолета на прочность: справоч. Пособие. – М.: Оборонгиз, 1954. – 702 с.





















Приложение А

Σ







-640

-2804





4793



18

стр.

1

0,8

0,9

18

-33,5

-54,3

29,2

93,16

-20,3

-75,2

-12,2

242,7

-2399

2400

17

стр.

1

0,8

0,9

41

-34,5

-55,9

66,4

93,16

-20,3

-52,2

-13,2

284

-2595

3200

16

лонж.

2,56

0,5

1

58

-35

-91

150,8

93,16

-20,3

-35,2

-13,7

490,8

-2992

3200

15

стр.

1

0,8

0,9

75,8

-35,5

-57,5

122,8

93,16

-20,3

-17,4

-14,2

328,5

-2791

3200

14

стр.

1

0,8

0,9

99

-36

-58,3

160,4

93,16

-20,3

5,84

-14,7

352

-2889

3200

13

стр.

1

0,8

0,9

123

-35

-56,7

199,3

93,16

-20,3

29,8

-13,7

305,8

-2693

3200

12

стр.

1

0,8

0,9

146,7

-34

-55

237,6

93,16

-20,3

53,5

-12,7

263

-2497

3200

11

стр.

0,5

0,4

0,9

163,2

-33,5

-6

29,4

93,16

-20,3

70

-12,2

27

-2399

2400

10

лонж.

2,4

0,4

1

176,5

-33

-52,8

282,4

93,16

-20,3

83,3

-11,7

220,5

-2557

3200

9

лонж.

2,64

0,3

1

176,5

-11,3

-33,2

527,7

93,16

-20,3

83,3

9,96

291,7

2169

2400

8

стр.

0,5

0,3

0,9

163,2

-9,5

-1,52

26,1

93,16

-20,3

70

11,8

22,1

2305

2400

7

стр.

1

0,6

0,9

146,7

-9

-13

211

93,16

-20,3

53,5

12,3

216,4

2403

2400

6

стр.

1

0,6

0,9

123

-8,5

-12,2

177

93,16

-20,3

29,8

12,8

234,5

2501

3200

5

стр.

1

0,6

0,9

99

-8

-11,5

142,6

93,16

-20,3

5,84

13,3

253,2

2599

3200

4

стр.

1

0,6

0,9

75,8

-7,5

-10,8

109

93,16

-20,3

-17,4

13,8

272,6

2697

3200

3

лонж.

3,84

0,3

1

58

-8

-34

247

93,16

-20,3

-35,2

13,3

749

2888

3200

2

стр.

1

0,6

0,9

41

-1-

-14,4

59

93,16

-20,3

-52,2

11,3

182,6

2207

2400

1

стр.

1

0,6

0,9

18

-15

-21,6

25,9

93,16

-20,3

-75,2

6,26

56,4

1227

2400



Fi

Fi0

Fпр












Наименование

Площадь элементов, см2

Площадь присоединенной обшивки, см2

Приведенная площадь, см2

Координаты центра тяж.

эл-ов в произв. осях, см

Приведенные статические

Моменты, см3

Координаты центра т. редуцированного сечения, см

Координаты ц.т. эл-ов

в новых осях, см

Осевой момент сечения,

см4

Напряжения от норм.

изгибаа

Разрушающие напряжения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12