Файл: слайд 1) Тема моего выступления Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы (слайд 2.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Приёмы формирующего оценивания
на уроках русского языка и литературы
(слайд 1) Тема моего выступления «Приемы формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы» (слайд 2). Оценивание в деятельности педагога всегда занимает особое место. Центральной задачей системы оценивания должно стать выяснение текущих затруднений ученика для организации коррекционной работы. Учитель и ученик должны быть по одну сторону баррикад, чтобы цель была у ученика, а учитель становился его помощником, навигатором в зоне знаний. (слайд 3)
Формирующее оценивание – одно из видов критериального оценивания, которое ориентировано на тщательное планирование образовательных результатов, т.е. это оценивание для обучения.
Целью формирующего оценивания создание условий для улучшения результатов каждого отдельно взятого ученика (слайд 4)
Формирующее оценивание:
‐ ориентировано на обучающегося;
‐ встраивается в личностно-ориентированное обучение;
‐ ориентировано на формирование личностных и метапредметных умений;
‐ оценивается не только результат, но и процесс;
‐ отслеживается прогресс каждого обучающегося;
‐ носит системный характер.
Формирующее оценивание имеет ряд преимуществ и для ученика, и для учителя. (слайд 5)
Таким образом, формирующее оцениваниеэто не отметка. Это механизм сбора информации о собственном продвижении ученика. Нацелено на определение индивидуальных достижений учащихся, формирование и развитие их личности. (слайд 6)
Какими способами можно вводить формирующее оценивание на уроке? Прежде всего, учитель должен следовать алгоритму создания системы формирующего оценивания:
-
выявить планируемые результаты; -
организовать деятельность ученика по планированию и достижению субъективно значимых результатов; -
сопровождать достижение учащимся результатов с помощью организованной обратной связи.
Например, планируя работу по конкретной учебной теме (допустим, это будет тема «Сложносочинённые предложения», 9 класс) определяем учебную цель, которую необходимо достигнуть.
Далее следует познакомить учащихся с необходимым объёмом знаний и умений, который им придётся освоить в процессе работы над темой, учитывая, что работа над ней не является для учащихся новой. Поэтому можно предложить учащимся заполнить следующую таблицу самооценки знаний и умений по теме «Сложносочинённые предложения». (слайд 7)
Как можно организовать работу с учащимися с помощью этой таблицы? При первоначальном заполнении учащиеся оценивают свои знания и умения настолько, насколько они в них уверены, исходя из своего личностного опыта предшествующей работы с понятием «сложносочинённое предложение». Далее можно предложить детям воспроизвести понятия, необходимые для изучения, в письменном виде, а затем сравнить с эталоном (с учебником) и провести корректировку своих знаний, критически оценив их первоначальное состояние и изменить при необходимости пометки в таблице самооценки. На уроке изучаемое понятие («сложносочинённое предложение», «сочинительные союзы», «пунктуация в сложносочинённом предложении») анализируется, при этом делается акцент на необходимых для понимания и последующего воспроизведения элементах изучаемых понятий.
Необходимо вместе с учащимися выработать критерии, по которым будет оцениваться правильность запоминания и воспроизведения учащимися нужной терминологии. Например, правильное воспроизведение каждого элемента определения сложносочинённого предложения будет оцениваться баллом.
Формирование умения – длительный процесс. Поэтому для меня важно определить объём практического материала, на примере которого будут совершенствоваться соответствующие умения. С этой целью можно составить таблицу-мониторинг (определение РЕПЕРНЫХ ТОЧЕК, Т.Е. САМЫХ ВАЖНЫХ). В эту таблицу будут входить все элементы, от которых зависит успешность ученика в распознавании сложносочинённого предложения и постановки в нём знака препинания. (слайд 8)
В данной таблице фиксируется количество ошибок на формируемое умение с указанием их числа от объёма анализируемых предложений. Таблицу заполняет учащийся после проверки выполнения упражнения или другого вида задания. По результатам выполнения задания обязательно проводится работа над ошибками.
Формирующее оценивание призвано вовлечь учащегося в осмысление своего процесса обучения. С этой целью можно предложить учащимся ответить на вопросы по результатам изучения темы:
-добился ли я улучшения результатов в изучении темы?
-почему это произошло? (не произошло?)
-что мне осталось непонятным?
-предпринял ли я какие-либо действия для ликвидации того, что осталось для меня непонятным?
Оценить усилия, прилагаемые школьниками к изучению учебного материала, может помочь таблица «Самооценка работы над освоением учебной темы» - одна из форм обратной связи. (слайд 9)
Цель данного оценивания;
Знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях;
Формирование самооценки происходит, когда у ученика формируются способности:
-
видеть себя со стороны, не считая свою точку зрения единственно возможной; -
анализировать собственные действия.
(слайд 10)
Оценивание собственной деятельности школьника на уроках русского языка и литературы может происходить в разных формах (слайд 11,12)
Инструменты формирующего оценивания могут быть разными (слайд 13)
Привлекая учащихся к оцениванию, можно отметить следующие положительные моменты: в поступках учащихся чувствуется умение предвидеть результаты их деятельности, некоторые умеют прогнозировать последствия; осознанно воспринимают учебный материал, понимают границы своих знаний; повышается уровень ответственности за учебную деятельность.(слайд 14)
Результативность формирующего оценивания позволяет:
• Снизить уровень тревожности.
• Закрепить веру в свои силы.
• Повысить объективность оценивания успешности ученика
• Стимулировать активность учебной деятельности, повышает
мотивацию в изучении предмета.
• Развивать самостоятельность.
Подводя итог, стоит отметить, что процесс оценивания достаточно сложен, пока не все получается, но я соглашусь с тем, что в рамках реализации ФГОС оценивание становится необходимым элементом обеспечения качества образования, поэтому формирующее оценивание на уроке должно быть естественным, систематичным, личностно направленным на обучающего.
Своё выступление мне хотелось бы закончить словами Альберта Энштейна. (слайд 15)
«Вы никогда не сумеете решить возникшую проблему, если сохраните то же мышление и тот же подход, который привел вас к этой проблеме». (Альберт Эйнштейн)