Файл: Литература по теме Практические задания Тема Конституционное право как основа публичного и частного права Вопрос Понятие, предмет, источники и система конституционного права рф.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 384
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Совета Федерации и Государственной Думы.
5. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Совместные заседания проводятся лишь для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств.
Совет Федерации.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (всего 178 человек).
Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
В соответствии с п. 1 ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся:
1. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
2. утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
3. утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
5. назначение выборов Президента Российской Федерации;
6. отрешение Президента Российской Федерации от должности;
7. назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
8. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
9. назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
1. федерального бюджета;
2. федеральных налогов и сборов;
3. финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
4. ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
5. статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
6. войны и мира.
Структура Совета Федерации.
Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей большинством голосов от общего числа депутатов Совета Федерации.
В соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания России от 28.01.2004 № 9-СФ «О заместителях Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» утверждено 5 должностей заместителей Председателя Совета Федерации, в том числе 1 должность первого заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания.
Кроме того, формируются комитеты, могут создаваться также и комиссии, деятельность которых носит временный и весьма конкретный характер, аппарат палаты.
Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием, которое производится с использованием электронной системы подсчета голосов, без использования электронной системы, бюллетенями и в порядке опроса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов (исключение составляют федеральные конституционные законы, которые принимаются большинством не менее 3/4 голосов).
Государственная Дума.
В соответствии с Конституцией РФ, Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Закон «О выборах в Государственную Думу» устанавливал, что 225 депутатов избирались по мажоритарной системе, а 225 - по пропорциональной. Следующие выборы будут проходить по партийным спискам по пропорциональной системе.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Так же, как и члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Полномочия Государственной думы можно разделить на три блока:
Исключительные полномочия.
К ним относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности;
Законодательные полномочия.
Государственная Дума реализует в форме принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов. Конституционные законы, утверждаемые квалифицированным большинством, издаются по таким вопросам, как чрезвычайное положение, принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъекта Российской Федерации, описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна, референдум, режим военного положения, введение на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, порядок деятельности Правительства, установление судебной системы, определение полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, созыв Конституционного Собрания. По другим вопросам, входящим в предмет ведения Российской Федерации, принимаются федеральные законы;
Полномочия в сфере обеспечения своей деятельности.
К ним относятся: избрание из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком, образование комитетов и комиссий, проведение парламентских слушаний по вопросам ведения палаты, принятие Регламента и постановлений по вопросам внутреннего распорядка и др.
Структура Государственной Думы.
Так же как и в Совете Федерации, из числа депутатов избирается Председатель и его заместители. Помимо первого, избираются и другие заместители председателя, число которых устанавливается регламентом. В составе Государственной Думы создаются депутатские объединения - фракции и депутатские группы. Их целью является совместная деятельность и выражение единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палат создается Совет Государственной Думы, в состав которого входят Председатель, руководители фракций и депутатских групп, а с правом совещательного голоса в работе Совета участвуют заместители Председателя и председатели комитетов. Всего, на сегодняшний день, в государственной Думе насчитывается около 29 комитетов.
Комитеты - это структурные подразделения Государственной Думы, осуществляющие подготовку законопроектов к рассмотрению. Техническую работу выполняет аппарат Государственной Думы.
Заседание Государственной Думы считается правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Работа ведется на русском языке. Правовое, организационное, документальное, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет ее аппарат.
Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием, которое осуществляется с использованием электронных средств подсчета голосов, без использования электронной системы, с помощью бюллетеней или путем опроса депутатов. Решения принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов, а по процедурным вопросам - от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Квалифицированное большинство (2/3 голосов) требуется при принятии конституционных законов.
Правительство РФ.
Высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации является Правительство. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию и осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (или административной) деятельностью в стране. Правовой статус Правительства установлен Конституцией, и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Состав Правительства. В состав Правительства входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.
Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума отклоняет предложенную кандидатуру и делает это троекратно, то Президент своей волей назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. В случае временного отсутствия Председателя его обязанности по поручению исполняет его первый заместитель.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры
назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Правительства.
По предложению Председателя может быть образован Президиум Правительства, состав которого утверждает Президент. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. Правительство вправе отменить любое решение Президиума Правительства.
Рабочим органом Правительства является его аппарат, который обеспечивает деятельность Правительства и осуществляет контроль за исполнением принятых Правительством решений. Заседания Правительства проводятся его Председателем (а в отсутствие - заместителем) не реже 1 раза в месяц и носят открытый характер. Отдельные вопросы могут рассматриваться и на закрытых заседаниях.
Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Правительство может подать в отставку, которую Президент принимает или отклоняет. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, после чего Президент решает, согласиться ли с решением Государственной Думы и объявить об отставке Правительства либо нет. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
Акты Правительства вступают в силу с момента их подписания, если при принятии их не установлен другой срок введения в действие.
Постановления и распоряжения в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Судебная власть.
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Несмотря на то, что суды тесно связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные акты, а также назначаемостью судей на их должности, судебная власть является самостоятельной и действует независимо от остальных ветвей власти.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
5. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Совместные заседания проводятся лишь для заслушивания посланий Президента, Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств.
Совет Федерации.
В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (всего 178 человек).
Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.
В соответствии с п. 1 ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относятся:
1. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
2. утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
3. утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
5. назначение выборов Президента Российской Федерации;
6. отрешение Президента Российской Федерации от должности;
7. назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
8. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
9. назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
1. федерального бюджета;
2. федеральных налогов и сборов;
3. финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
4. ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
5. статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
6. войны и мира.
Структура Совета Федерации.
Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей большинством голосов от общего числа депутатов Совета Федерации.
В соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания России от 28.01.2004 № 9-СФ «О заместителях Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» утверждено 5 должностей заместителей Председателя Совета Федерации, в том числе 1 должность первого заместителя Председателя Совета Федерации Федерального Собрания.
Кроме того, формируются комитеты, могут создаваться также и комиссии, деятельность которых носит временный и весьма конкретный характер, аппарат палаты.
Решения Совета Федерации принимаются открытым или тайным голосованием, которое производится с использованием электронной системы подсчета голосов, без использования электронной системы, бюллетенями и в порядке опроса. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины от общего числа членов (исключение составляют федеральные конституционные законы, которые принимаются большинством не менее 3/4 голосов).
Государственная Дума.
В соответствии с Конституцией РФ, Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года. Закон «О выборах в Государственную Думу» устанавливал, что 225 депутатов избирались по мажоритарной системе, а 225 - по пропорциональной. Следующие выборы будут проходить по партийным спискам по пропорциональной системе.
Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
Так же, как и члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
Полномочия Государственной думы можно разделить на три блока:
Исключительные полномочия.
К ним относятся: дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства; решение вопроса о доверии Правительству; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка, Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента для отрешения его от должности;
Законодательные полномочия.
Государственная Дума реализует в форме принятия федеральных законов и федеральных конституционных законов. Конституционные законы, утверждаемые квалифицированным большинством, издаются по таким вопросам, как чрезвычайное положение, принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение статуса субъекта Российской Федерации, описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна, референдум, режим военного положения, введение на территории России или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения, порядок деятельности Правительства, установление судебной системы, определение полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного Судов, созыв Конституционного Собрания. По другим вопросам, входящим в предмет ведения Российской Федерации, принимаются федеральные законы;
Полномочия в сфере обеспечения своей деятельности.
К ним относятся: избрание из своего состава Председателя и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком, образование комитетов и комиссий, проведение парламентских слушаний по вопросам ведения палаты, принятие Регламента и постановлений по вопросам внутреннего распорядка и др.
Структура Государственной Думы.
Так же как и в Совете Федерации, из числа депутатов избирается Председатель и его заместители. Помимо первого, избираются и другие заместители председателя, число которых устанавливается регламентом. В составе Государственной Думы создаются депутатские объединения - фракции и депутатские группы. Их целью является совместная деятельность и выражение единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой. Для предварительной подготовки организационных решений по вопросам деятельности палат создается Совет Государственной Думы, в состав которого входят Председатель, руководители фракций и депутатских групп, а с правом совещательного голоса в работе Совета участвуют заместители Председателя и председатели комитетов. Всего, на сегодняшний день, в государственной Думе насчитывается около 29 комитетов.
Комитеты - это структурные подразделения Государственной Думы, осуществляющие подготовку законопроектов к рассмотрению. Техническую работу выполняет аппарат Государственной Думы.
Заседание Государственной Думы считается правомочным, если на нем присутствует большинство от общего числа депутатов палаты. Работа ведется на русском языке. Правовое, организационное, документальное, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности Государственной Думы осуществляет ее аппарат.
Решения Государственной Думы принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием, которое осуществляется с использованием электронных средств подсчета голосов, без использования электронной системы, с помощью бюллетеней или путем опроса депутатов. Решения принимаются простым большинством голосов от общего числа депутатов, а по процедурным вопросам - от числа депутатов, принявших участие в голосовании. Квалифицированное большинство (2/3 голосов) требуется при принятии конституционных законов.
Правительство РФ.
Высшим органом исполнительной власти в Российской Федерации является Правительство. Это коллегиальный орган, имеющий общую компетенцию и осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной (или административной) деятельностью в стране. Правовой статус Правительства установлен Конституцией, и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
Состав Правительства. В состав Правительства входят Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры.
Председатель Правительства назначается Президентом России с согласия Государственной Думы. Если Государственная Дума отклоняет предложенную кандидатуру и делает это троекратно, то Президент своей волей назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. В случае временного отсутствия Председателя его обязанности по поручению исполняет его первый заместитель.
Заместители Председателя Правительства и федеральные министры
назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по представлению Председателя Правительства.
По предложению Председателя может быть образован Президиум Правительства, состав которого утверждает Президент. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. Правительство вправе отменить любое решение Президиума Правительства.
Рабочим органом Правительства является его аппарат, который обеспечивает деятельность Правительства и осуществляет контроль за исполнением принятых Правительством решений. Заседания Правительства проводятся его Председателем (а в отсутствие - заместителем) не реже 1 раза в месяц и носят открытый характер. Отдельные вопросы могут рассматриваться и на закрытых заседаниях.
Правительство действует в пределах срока полномочий Президента и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Правительство может подать в отставку, которую Президент принимает или отклоняет. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству, после чего Президент решает, согласиться ли с решением Государственной Думы и объявить об отставке Правительства либо нет. Если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
Акты Правительства вступают в силу с момента их подписания, если при принятии их не установлен другой срок введения в действие.
Постановления и распоряжения в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Судебная власть.
В соответствии со ст. 118 Конституции РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.
Несмотря на то, что суды тесно связаны с законодательной и исполнительной властью обязанностью применять законы и другие нормативные акты, а также назначаемостью судей на их должности, судебная власть является самостоятельной и действует независимо от остальных ветвей власти.
Судебная власть в Российской Федерации осуществляется посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.