Файл: Литература по теме Практические задания Тема Конституционное право как основа публичного и частного права Вопрос Понятие, предмет, источники и система конституционного права рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 371

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


г)        законы, принятые Съездом народных депутатов РФ и Верховным Советом РФ, в части, не противоречащей указанным выше актам;

д)       законы, принятые Съездом народных депутатов СССР и Верховным Советом СССР, в части, не противоречащей указанным выше актам;

е)        указы Президента РФ Они издаются главой государства во исполнение полномочий, предусмотренных Конституцией РФ. В отличие от законов, указы Президента РФ могут быть как нормативными, так и ненормативными, т. е. не содержащими нормы права. К последним относятся указы о награждении граждан орденами и медалями, о приеме в гражданство, о назначении и смещении высших должностных лиц. Указы, изданные главой государства в пределах его полномочий и не противоречащие Конституции, обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации;

ж)     постановления Правительства РФ издаются во исполнение Конституции РФ, федеральных законов и указов Президента РФ. Они обязательны к исполнению на территории всей страны, но в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента они могут быть отменены Президентом РФ;

з)        подзаконные акты федеральных органов государственной власти (распоряжения, инструкции и письма министерств и ведомств, государственных комитетов и федеральных служб, Центрального банка РФ, постановления палат Федерального Собрания РФ). Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ и должны быть в установленном законом порядке опубликованы для всеобщего ознакомления. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы.

 

2.Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации:

а)       конституции республик и уставы областей, краев, автономных округов, городов федерального значения и автономной области;

б)       законы субъектов Российской Федерации;

в)       подзаконные нормативно-правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (постановления, указы, распоряжения, инструкции губернаторов, президентов республик, мэров городов федерального значения и т. д.).

 

3.Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления (решения представительных органов местного самоуправления и глав администраций (мэров) городов, поселков, районов).


 

4.Нормативные договоры. Источниками права на территории России признаются и межгосударственные договоры, ратифицированные (одобренные) РФ. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Специальным видом нормативных договоров являются договоры субъектов РФ с федеральными органами государственной власти о разграничении предметов ведения и полномочий.

 

5.Обычаи делового оборота. Гражданский кодекс признал в общей форме возможность применения к регулированию отношений между субъектами предпринимательской деятельности обычаев делового оборота, не противоречащих закону или договору.

 

Действие нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Возможность применения содержащихся в нормативных правовых актах норм, напрямую связана с установлением границ их действия, очерченных во времени, пространстве и по кругу охватываемых этими актами лиц.

Действие любого нормативного правового акта начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы.

Вступление нормативного правового акта в силу соотносится:

1)       либо с датой его принятия или утверждения (такими являются акты, принимаемые в разных странах в чрезвычайных или экстремальных ситуациях);

2)       либо с датой его опубликования (обнародования);

3)       либо определяется самими актами, или же указываются в других, специально изданных актах для введения их в действие.

 

Нормативные правовые акты утрачивают силу в результате следующих обстоятельств:

1)       истечения срока действия закона или иного нормативного правового акта;

2)       прямой отмены действующего нормативного правового акта другим актом, изданным компетентным государственным органом;

3)       замены действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения.

 

По общему правилу, законы и иные нормативные правовые акты обратной силы не имеют. Под обратной силой закона понимают распространение действия закона на все жизненные случаи и общественные отношения, которые возникли до вступления его в силу. Исключением из общего правила являются только те случаи из практики применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение или устранение ответственности за определенные деяния.



Существуют также определенные границы действия нормативных правовых актов в пространстве, на определенной государственной территории. При этом под государственной территорией понимается часть земного шара, включающая сушу, недра, воздух и воду, которые находятся под суверенитетом данного государства, а также гражданские суда под флагом государства в момент их пребывания в открытом море и военные корабли, где бы они не находились.

По территориальному признаки нормативные акты подразделяются на общие (действие которых распространяется на территорию всего государства) и акты, действующие на определенной части государства.

В связи с тем, что, согласно ст.15 Конституции РФ, принципы и нормы международного права, а также международные договоры РФ являются частью ее правовой системы, то в случае возникновения коллизии национального законодательства и норм международного права (договора), должны применяться нормы международного права.

Нормативные правовые акты распространяют действие своих предписаний на граждан данного государства. Российское государство в отношении прав и свобод приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства к российским гражданам. Вместе с этим, эти лица не пользуются рядом прав, которые по существу не отделены от гражданства (они не несут обязанностей военной службы, не могут занимать государственные должности нотариуса, прокурора, судьи, не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти).

 

Вопрос 4. Система права.

 

Система права - это совокупность связанных между собой норм права и их объединений (институтов, отраслей и подотраслей), существующих в одном государстве. Необходимо отличать понятие «система права» от понятия «правовая система». Правовая система - это более широкое понятие, которое включает в себя, наряду с системой права, источники права, юридическую практику и систему органов, создающих, исполняющих и охраняющих право.

Элементы системы права:

1.  Норма права - это общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Норма права устанавливает запрет на совершение каких-либо действий или обязанность совершить какое-то действие или предоставляет право на его совершение.

2.  Институт права - это совокупность норм права, регулирующих однородный вид общественных отношений.


3.  Отрасль права - это совокупность норм права, регулирующих относительно обособленную, качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом. Отрасль права складывается из нескольких институтов. Каждая отрасль права имеет свой особенный предмет и методы регулирования общественных отношений.

4.  Подотрасль права - это совокупность институтов права, образующих внутри отрасли права обособленную группу, нормы которой регулируют свои, чем-то отличающиеся, общественные отношения (обязательственное право в гражданском праве).

 

Основные отличительные признаки отраслей права:

1.  Предмет правового регулирования - то, на что направлено действие норм.

2.  Метод правового регулирования - способ воздействия на конкретную сферу отношений. Вся система права делится на две большие группы:

1)       Частное право - регулирует отношения преимущественно между частными субъектами, касающиеся их личных интересов.

2)       Публичное право - регулирует отношения по вмешательству государства в общественную жизнь по поводу общезначимых ценностей.

 

Понятие и виды правовых систем.

Правовая система - это совокупность взятых в масштабе одной или нескольких стран, на определенном отрезке времени, взаимосвязанных между собой правовых явлений: позитивного права и его принципов, правосознания, источников права, деятельности людей и организаций, имеющих правовое значение. Традиционно выделяют три основные системы права:

1.Континентальная, или романо-германская, правовая система.

Основные признаки этой системы:

а)       источником права является нормативно- правовой акт;

б)       правотворчеством занимаются специально уполномоченные органы (парламенты, правительства, главы государств);

в)       данная система права возникла на основе рецепции римского права;

г)        все отрасли права делятся на частные и публичные. Данная правовая система свойственна Германии, Франции, Италии, Австрии, России и др.

 

2.Англосаксонская правовая система.

Основные признаки этой системы:

а)       господствующий источник права - судебный прецедент;

б)       правотворчеством занимаются судебные органы;

в)       внутренне делится на общее право и право справедливости.

 

Англосаксонская правовая система получила распространение в таких государствах, как Великобритания, США, Канада, Новая Зеландия, Австралия.


 

3.Религиозные правовые системы (мусульманская, иудейская, христианская, индуистская правовые подсистемы).

Основные признаки:

а)       основной источник права - религиозные учения (доктрины и обычаи), содержащие охраняемые государством нормы права;

б)       религиозные органы не отделены от государства и зачастую выполняют функции правотворчества и суда;

в)       принципы права совпадают с религиозными догмами;

г)        все религиозные правовые системы отличаются особым консерватизмом.

 

Наиболее яркими примерами религиозных правовых систем являются Афганистан и Иран.

 

Вопрос 5. Понятие, структура и виды правовых норм.

 

Норма права есть общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения.

Норма права является правилом поведения общего характера, т.е. оно рассчитано на неопределенный круг субъектов и регулирование неопределенное количество жизненных случаев. Кроме этого, норма права характеризуется формализованностью, т.е. определенным способом закреплена в тексте закона, указа, иного источника права.

Норма права характеризуется четкой структурой, которую составляют следующие элементы: гипотеза, диспозиция, санкция.

Гипотеза – это часть правовой нормы, устанавливающая обстоятельства, при которых правило поведения (норма) подлежит применению и круг адресатов нормы.

Диспозиция – это часть юридической нормы, содержащая само правило поведения (т.е. права и обязанности), которому должны следовать лица, вступающие в правоотношения.

Санкция – это часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия, возникающие у субъектов правоотношений в результате нарушения ими правила поведения, содержащегося в диспозиции.

Нормы права классифицируются по различным основаниям.

По способу воздействия на поведение субъектов, закрепленному в гипотезе, они подразделяются на:

·     управомочивающие (т.е. предоставляющие права);

·     обязывающие к определенному поведению;

·     запрещающие, (т.е. запрещающие какие-либо действия).

 

По степени детализированности правил поведения, закрепленному в диспозиции нормы, они делятся на: