Файл: Анализ деятельности шмо учителей русского языка и литературы за 20212022 учебный год.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 10

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Анализ деятельности ШМО учителей русского языка и литературы за 2021-2022 учебный год.

В 2021-2022 учебном году учителя русского языка и литературы работали над методической темой:

«Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование профессионального уровня и педагогического мастерства учителя»
Цель работы ШМО учителей русского языка и литературы:

- работать над формированием личностной и гражданской компетентности учащихся, как на уроках, так и во внеурочное время, а также работать над созданием и развитием интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств одарённых детей;

-совершенствовать уровень педагогического мастерства учителей, эрудиции и компетентности в области русского языка и литературы.
В соответствии с темой работы МО были поставлены следующие задачи:

1. Повышение профессиональной квалификации учителей

2.Применение современных педагогических технологий для планирования и реализации новых развивающих технологий, включающих в себя воспитательные, развивающие и обучающие цели.

3.Внедрение в педагогический процесс систем информационного обеспечения занятий.

4.Создание условий для развития творческих способностей учащихся.

5.Совершенствование работы учителей по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ.

6.Направление методической работы на повышение мастерства учителей в условиях модернизации образования и на достижение ими положительных результатов обучения русскому языку и литературе.

7.Повышение эффективности практической направленности учебных занятий с целью повышения качества знаний учащихся.
 Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО

В 2021-2022 учебном году МО работало в составе 4 человек. В течение года состав не менялся. Все учителя с высшим педагогическим образованием. Преподавание русского языка и литературы велось по учебникам
, включенным в Федеральный Перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования и науки РФ к использованию в общеобразовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2021/2022 учебный год.

Деятельность МО в 2021-2022 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой, методической темой МО, отражая работу по реализации задач на 2021 – 2022 учебный год.

         В основном поставленные перед МО задачи были реализованы. Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных в этом учебном году целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной и эффективной. Это групповые занятия по русскому языку, литературе, работа по подготовке к конкурсам, олимпиадам. Для развития способностей учащихся широко использовались в работе внеклассные мероприятия и индивидуальные занятия.

      В соответствии с поставленными задачами методическая работа МО была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, организации подготовки к государственной итоговой аттестации.

      В соответствии с планом учителя-предметники прошли курсы, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная работа по предметам.

Осознавая и понимая требования к современному образованию, МО провело следующие заседания:

  1. «Организация учебно-воспитательного процесса, нормативное и учебно-методическое обеспечение обучения учащихся в 2021-2022 учебном году».

  2. «Мониторинг как функциональный инструмент в формировании знаний и творческой активности учащихся на уроках».

3. «Современные технологии в обучении русскому языку и литературе».

4.«Ценностные ориентиры нового стандарта». 5. «Анализ достигнутых результатов работы МО и определение перспектив дальнейшей работы».



Направления методической работы

Мероприятия

Результат


Организационно-методическая работа


Рассмотрение и принятие рабочих программ по предметам

Подготовка рабочих программ, КТП


Утверждение рабочих программ, КТП, факультативных / элективных / курсов, курсов внеурочной деятельности в 9,11 кл.

Знакомство с демоверсиями ОГЭ И ЕГЭ 2022 г. на сайте ФИПИ. Изменения в ЕГЭ по русскому языку.

Выступление на ШМО

Корректировка методической работы по подготовке учащихся к экзаменам в соответствии с изменениями



Учебно-методическая работа


Реализация системно–деятельностного и дифференцированного подхода в образовательный процесс.


Проведение открытых учебных занятий

Конспекты и видеофрагменты уроков

Создание условий для совершенствования профессионализма и педагогического мастерства педагогов

Подготовка и проведение олимпиад, предметных недель, конкурсов по русскому языку и литературе.

Дипломы, грамоты, сертификаты победителей, призеров, участников.

Справки об итогах указанных мероприятий

Подготовить победителей школьного этапа олимпиады школьников к муниципальному этапу.

Подготовка учащихся, победителей школьного этапа олимпиад по русскому языку и литературе к участию на муниципальном уровне.


Подготовка учащихся

Повышение профессионального уровня мастерства педагогов.

Выступление педагогов на МО.

Методические разработки, рекомендации.

Провести анализ контрольных срезов, выявить результаты итоговой аттестации по предмету

Отбор материала для к/р; анализ контрольных работ.

Графики входной, промежуточной, итоговой аттестации учащихся.

Провести анализ ВПР по русскому языку и литературу

Анализ ВПР

Корректировка работы.

Разработка шкалы оценивания УУД обучающихся

Рассмотрение, отбор материала, анализ на заседаниях МО

Внесение предложений, корректировка предложений по системе оценивания



Аналитико-диагностическая работа


Концентрирование основных сил МО в направлении повышения качества обучения, воспитания и развития школьников.


Изучение результатов работы МО

Перспективный план работы на 2022-2023 учебный год










Анализ типичных ошибок участников ЕГЭ и ОГЭ 2022 года по русскому языку.

Мониторинг подготовки к ОГЭ и ЕГЭ;


Корректировка работы педагогов по подготовке учащихся к экзаменам в соответствии с рекомендациями ФИПИ.




Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.

         

 Одним из важных аспектов в деятельности МО является изучение и анализ итоговой аттестации выпускников по русскому языку.

Результаты ИА-2022.

В 2021-2022 учебном году все учащиеся 9 класса (14 человек) и 11 класса (5 человек) были допущены к экзаменам. Все преодолели минимальный рубеж. В 9 классе 7 учащихся получили отметку «5»,5 учащихся получили «4» и 2 человека «3». В 11 классе самый высокий балл -76, самый низкий-28.

Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету.

        Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы.  Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся, уроки развития речи (русский язык и литература), уроки внеклассного чтения (литература). Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям.
Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. На заседаниях МО каждый учитель согласно плану занятости отчитывался за проделанную работу.  Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями, раскрываются новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.
Анализ внеклассной работы по предметам.
        Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям.


С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады, по итогам которых победители приняли участие в муниципальном туру предметных олимпиад. В октябре 2020г. учащиеся приняли участие в школьном туре Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, литературе.

Внеклассная работа способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.

    В будущем учебном году внеклассная работа среди учащихся будет продолжена. В 2022-2023 году всем учителям-предметникам следует обратить пристальное внимание на подготовку учащихся к   олимпиадам и вести целенаправленную работу с одаренными учениками.
Выводы:

1.Методическая тема МО соответствует основным задачам, стоящим перед педагогическим коллективом школы.

2. Все члены МО вовлечены в методическую систему.

3. Все педагоги МО повышают уровень профессиональной подготовки через систему семинаров, вебинаров, курсов повышения квалификации, самообразования. Совершенствуют работу с обучающимися через ФГОС, кружки, олимпиады, творческие конкурсы.

  4. В работу МО внедряются инновационные технологии, в частности, информационные и мультимедийные. На сегодняшний день учителями МО разработано немало внеклассных мероприятий и уроков по предметам цикла с использованием ИКТ.

  5. Дальнейшая деятельность учителей в рамках создания единого информационно-образовательного пространства обеспечит качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса, а также в характере результатов обучения. Поэтому работу в данном направлении необходимо развивать и совершенствовать.

   6. Использование инновационных технологий помогает учителям-предметникам найти индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированно оценивать знания ребят, поощрять и поддерживать их творчество, развивать их интеллект.

      7. Учителя отрабатывают нетрадиционные формы проведения уроков: дискуссии, конференции, уроки-исследования, уроки с применением групповой работы, с мультимедийным сопровождением, использованием компьютерных технологий. Такие уроки увлекают ребят, побуждают их к самообразованию, к чтению текстов художественных произведений, создают для детей ситуацию, когда можно высказать свою точку зрения.

Проблемы:

 Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Но в работе ШМО существуют недостатки. Не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий, созданию индивидуальных образовательных маршрутов, нуждающихся в помощи учителя школьников; не налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми. Нет возможности применять ИКТ.

Рекомендации:

-в целях распространения имеющегося у учителей ШМО педагогического и методического опыта необходимо усилить практическую направленность, делая акцент на обмен опытом путём размещения методических разработок на форумах и сайтах, публикации;

- спланировать работу МО с одарёнными детьми, разработать индивидуальные образовательные маршруты.

-ориентировать педагогов на повышение квалификационной категории.

-в целях соблюдения преемственности при переходе с начальной на основную ступень обучения, внедрения ФГОС ООО необходимо учителям, работающим в 5-10 -х классах, в 2022-2023 учебном году пройти курсовую подготовку, запланировать работу над темами самообразования, соответствующими требованиям ФГОС ООО.
Задачи на новый год:


1. Развивать профессионализм педагогов, формировать современные профессиональные компетенции через овладение и внедрение современных образовательных технологий

2. Создавать оптимальные условия для развития основных компетенций учащихся сообразно с их интересами, способностями и возможностями.

3. Проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности.

4.Создавать условия для самообразования педагогов, способствовать распространению опыта работы через публикации, участие в конкурсах.

5. Внедрять в практику работы педагогов новые формы организации и проведения мониторинговых исследований.

6.Непрерывно повышать профессионализм учителей   путем их включения    в систему повышения квалификации.

7. Осуществлять психолого-педагогическую поддержку слабоуспевающих учащихся.

8. Реализовывать принципы здоровьесбережения при проведении уроков.

Руководитель МО __________/Джуртубаева Н.У./