Файл: Бухгалтерский баланс и анализ его основных показателей на примере.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 393

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Тольяттинский государственный университет»
ФИНАНСОВ, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
____________________________________________________________
(институт)
_Бухгалтерский учет, анализ и аудит
(кафедра)
38.03.01 «Экономика»
(код и наименование направления подготовки, специальности)
_______Бухгалтерский учет, анализ и аудит__
(наименование профиля, специализации)
БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА на тему: Бухгалтерский баланс и анализ его основных показателей на примере
ООО «Сагайское»
Студент(ка)
Потепкин И.П.
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Руководитель
Боровицкая М.В.
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Консультанты
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
(И.О. Фамилия)
(личная подпись)
Допустить к защите
Заведующий кафедрой _____________________________ ________________
(ученая степень, звание, И.О. Фамилия) (личная подпись)
«_____»______________________20_____г.

2
Содержание
Введение ............................................................................................................................................. 3 1 Бухгалтерский баланс и теоретические основы анализа финансового состояния предприятия .................................................................................................................................... 6 1.1 Понятие бухгалтерского баланса и порядок его составления ............................................. 6 1.2 Понятие финансового анализа .............................................................................................. 16 1.3 Методика проведения анализа бухгалтерского баланса .................................................... 24 2 Анализ бухгалтерского баланса, финансового состояния в и вероятности банкротства на примере ООО «Сагайское» ......................................................................................................... 38 2.1 Краткая характеристика предприятия ................................................................................. 38 2.2 Горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерского баланса на примере ООО
«Сагайское» .................................................................................................................................. 39 2.3 Анализ ликвидности и платежеспособности на примере ООО «Сагайское» .................. 46 2.4 Расчет финансовых показателей на примере ООО «Сагайское» ...................................... 50 2.5 Оценка вероятности банкротства ООО «Сагайское» ......................................................... 52 3 Рекомендации по улучшению финансового состояния ООО «Сагайское» ....................... 55 3.1 Итоги анализа финансового состояния ООО «Сагайское» и общие рекомендации по его улучшению ................................................................................................................................... 55 3.2 Меры профилактики банкротства ........................................................................................ 57 3.3 Рекомендации по разработке финансовой политики ООО «Сагайское» ......................... 58 3.4 Рекомендации по организации системы финансового планирования деятельности ООО
«Сагайское» .................................................................................................................................. 70
Список использованных источников ............................................................................................. 78
Приложения ..................................................................................................................................... 81


3
Введение
Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации – система показателей характеризующих имущественной и финансовое положение хозяйствующего субъекта, а также финансовые результаты его деятельности за отчетные период.
Данное определение очень точно отражает понятие бухгалтерской отчетности. В ее состав, в зависимости от типа и отраслевой принадлежности учреждения, могут включаться разнообразные формы отчетности, в том числе и бухгалтерский баланс [30].
Бухгалтерский баланс является основной формой бухгалтерской отчетности. Баланс - это универсальный отчет, который содержит в себе сведения о находящемся, по состоянию на отчетную дату, в распоряжении предприятия имуществе – основных и оборотных активах, а также об источниках его формирования – собственный капитал, долгосрочные и краткосрочные пассивы.
Примечательным свойством данной отчетности является равенство итоговой стоимости активов и источников их формирования – пассивов. Что отражает один из основных принципов бухгалтерского учета – принцип двойной записи. Именно за соблюдения данного равенства стоимости активов и пассивов, баланс (от лат. bilanx — имеющий две весовые чаши) и получил свое название.
Баланс служит основой для провидения финансового анализа предприятия, как внутреннего, так и внешнего. Внутренний анализ необходим руководству предприятия, с целью выявления его сильных и слабых сторон и принятия решения по улучшению хозяйственной деятельности. Внешний анализ баланса проводится банками, с целью определения кредитоспособности; партнерами и инвесторами с целью определения надежности предприятия; поставщиками услуг (работ) с целью выявления платежеспособности и т. д.

4
Бухгалтерский баланс недаром является формой 1. На основании его показателей можно рассчитать разнообразные коэффициенты, определить платежеспособность, ликвидность, оборачиваемость средств и многое другое.
Универсальность данного отчета и его значимость в проведении анализа финансового состояния предприятия, стала причиной выбора данной темы.
Данная тема является актуальной в нынешнее время, и всегда будет оставаться таковой, поскольку баланс, как уже было указано, является основной и наиболее значимой формой отчетности предприятия, и вряд ли когда-нибудь утратит такие свойства.
Целью данной бакалаврской работы является более подробное рассмотрение бухгалтерского баланса как формы отчетности, изучение видов и типов балансов, его пользователей, рассмотрение баланса как основы для проведения финансового анализа, анализ его основных показателей и финансового состояния предприятия в целом, а также представление рекомендаций по улучшению финансового состояния.
Для достижения данной цели необходимо поставить и выполнить ряд задач, таких как:
- изучение теоретической основы бухгалтерского баланса и порядка его заполнения;
- изучение значимости баланса как формы отчетности, а также – как источника для проведения финансового анализа;
- изучение основ финансового анализа и базы для его проведения;
- изучение и выбор методик анализа баланса и финансового состояния в целом;
- проведение, на основании выбранных методик, финансового анализа;
- рассмотрение итогов проведенного анализа и формирование соответствующих выводов;
- изучение теории по управленческому и финансовому менеджменту и выдвижение рекомендаций по улучшение финансового состояния исследуемого предприятия.


5
Объектом исследования бакалаврской работы является Общество с ограниченной ответственностью «Сагайское» (ООО «Сагайское»).
Источниками информации для выполнения работы послужили бухгалтерские балансы, отчеты о финансовых результатах ООО «Сагайское» за период с 2013 по 2015 год, нормативные и законодательные документы по исследуемой теме, научная и учебная литература.
В качестве учебной литературы и научных пособий были использованы работы в области бухгалтерского учета, анализа, управленческого учета и финансового менеджмента, таких авторов, как Н. Н. Селезнева и А. Ф. Ионова,
В. Б. Ивашкеич, Ю. М. Березкин и Д. А. Алексеев, а также работы прочих авторов и авторских коллективов.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе осуществляется рассмотрение теоретической основы выбранной темы, изучение бухгалтерского баланса как формы отчетности и источника для проведения финансового анализа предприятия, а также теоретические основы анализа бухгалтерского баланса.
Во второй главе дается краткая характеристика изучаемого объекта, приводится методика проведения анализа бухгалтерского баланса и анализа финансового состояния предприятия и, непосредственно, сам анализ.
В третьей главе дана краткая характеристика итогов проведенного анализа предприятия и рекомендации по улучшению его финансового состояния. Также приведен перечень мер, направленных на профилактику возникновения банкротства.
В заключении представлены итого проведенной работы и сделанные на ее основе выводы.
Приложениями к настоящей работе являются бухгалтерские балансы и отчеты о финансовых результатах предприятия за исследуемый период.

6 1 Бухгалтерский баланс и теоретические основы анализа финансового состояния предприятия
1.1 Понятие бухгалтерского баланса и порядок его составления
Бухгалтерский баланс является важнейшей формой отчетности предприятия, содержащей в себе сведения о стоимости имущества предприятия и его обязательствах. Баланс состоит из двух частей – актива и пассива. Актив отражает информацию о стоимости и видах имущества на определенную дату.
Пассив отражает то, за счет каких источников (собственные, заемные) сформированы активы предприятия.
Примечательным свойством баланса является равенство Актива и
Пассива, что и обосновывает его название, которое с латыни (bilanx) переводится как «имеющий две весовые чаши».
То есть баланс, по сути, представляет собой весы, с двумя равными по весу чашами. Одна, из которых – Актив, другая – Пассив.
В Актив баланса входят два раздела: Внеоборотные и Оборотные активы.
Внеоборотными активами являются те активы, которые на предприятии используются более года: оборудование, здания и сооружения, транспортные средства, сельхозтехника, нематериальные активы (изобретения, программы для ЭВМ, товарные знаки и др.), долгосрочные вложения и прочее.
Оборотными, называют активы, которые на предприятии используются менее года: денежные средства, материалы, сырье, дебиторская задолженность и т. д.
В состав Пассива входят три раздела:
- капитал и резервы;
- долгосрочные обязательства;
- краткосрочные обязательства.
Раздел «Капитал и резервы» представляет собой собственные средства владельцев (учредителей) предприятия в виде Уставного капитала, нераспределенной прибыли, добавочного и резервного капитала. Раздел


7
«Долгосрочные обязательства» отражает задолженность предприятия по займам, кредитам и прочим обязательствам со сроком погашения более года.
Раздел
«Краткосрочные обязательства» отражает займы, текущую кредиторскую задолженность и прочие обязательства со сроком погашения менее года.
Как известно, в течение финансового года, на предприятии ежедневно происходят различные события, связанные с обеспечением производственных процессов и жизнедеятельности предприятия в целом. Каждое такое событие в обязательном порядке должно быть зарегистрировано в бухгалтерском учете.
Регистрация событий на предприятия оформляется первичными учетными документами. Будь то выплата заработной платы, расчеты за оказанные услуги, прием к учету основной продукции или оформление её продажи и т. д. Помимо этого, вся первичная документация, также отражается в данных синтетического и аналитического учета, откуда итоговые обороты по счетам в конце каждого месяца переносятся в Главную книгу (журнально- ордерная форма учета). А бухгалтерский баланс, как известно, заполняется на основании сальдовых значений счетов бухучета, значение которых и берется из данных Главной книги.
Исходя из вышесказанного, трудно оценить роль каждого бухгалтерского документа при формировании итоговой отчетности предприятия. Так, к примеру, умышленное или неумышленное искажение первичной документации, может привести к различной степени искажению финансовой отчетности. Впрочем, как и ошибки при переносе данных первичной документации в формы синтетического и аналитического учета. Учитывая, что данный процесс на предприятии идет непрерывно, нужно очень внимательно относиться к оформлению бухгалтерской документации, что в последующем позволит более оперативно и качественно составить достоверную финансовую отчетность предприятия, в том числе и сам баланс.
Бухгалтерский баланс, обычно, заполняют в тысячах рублей, реже – в миллионах. Каждая строка баланса представляет собой сальдо бухгалтерского

8 счета, либо их сумму (разницу), а в некоторых случаях - сумму и разницу сальдо нескольких счетов. Например, для заполнения строки 1180
«Отложенные налоговые активы» необходимо перенести итоговое дебетовое сальдо 09 счета. В строку 1150 «Основные средства» проставляется разница между дебетовым сальдо 01 счета и кредитовым сальдо 02 счета.
В таблице 1.1 и таблице 1.2 указан порядок построчного заполнения баланса, а также представлены данные об информации, отражаемой в строках актива и пассива баланса.
Таблица 1.1
Порядок заполнения актива баланса
АКТИВ
Код пока зател я
Данные для заполнения (формула расчета)
Содержание строки
I.
ВНЕОБОРО
ТНЫЕ
АКТИВЫ
Нематериаль ные активы
1110
Сальдо по Дт счета 04 (без НИОКР)
– сальдо по Кт счета 05
Отражается информация об остаточной стоимости НМА (произведения науки, литературы и искусства, изобретения, программы для электронных вычислительных машин, полезные модели, селекционные достижения, Секреты производства (ноу-хау), товарные знаки и знаки обслуживания)
Результаты исследовани й и разработок
1120
Сальдо по Дт счета 04 субсчет
«Расходы на НИОКР»
Отражается информация о расходах на выполнении научно - исследовательских, опытно - конструкторских и технологических работ. Включаются все расходы, связанные с выполнением данных работ (стоимость запасов, заработная плата, амортизация ОС и прочие расходы)
Нематериаль ные поисковые активы
1130
Сальдо по Дт счета 08 субсчет
«Нематериальные поисковые активы» — сальдо по Кт счета 05 субсчет «Амортизация и обесценении нематериальных поисковых активов»
Отражаются затраты на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, а также разведку полезных ископаемых на определенном участке недр (право на выполнение работ по поиску, результаты разведочного бурения, результаты отбора образцов и др.)
Материальн ые поисковые активы
1140
Сальдо по Дт счета 08 субсчет
«Материальные поисковые активы»
— сальдо по Кт счета 02 субсчет
«амортизация и обесценение материальных поисковых активов»
Отражаются затраты на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, а также разведку полезных ископаемых на определенном участке недр (оборудование, сооружения, транспортные средства)
Основные средства
1150
Сальдо по Дт счета 01 – сальдо по
Кт счета 02
Отражается остаточная стоимость основных средств (здания, сооружения, транспортные средства, вычислительная техника, рабочий и продуктивный скот и т.д.)


9
Продолжение таблицы 1.1
АКТИВ
Код пока зател я
Данные для заполнения (формула расчета)
Содержание строки
Доходные вложения в материальны е ценности
1160
Сальдо по Дт счета 03 – сальдо по
Кт счета 02 субсчет «Амортизация доходный вложений в материальные ценности»
Отражается информация об остаточной стоимости имущества, предназначенного для сдачи в аренду, лизинг или прокат
Финансовые вложения
1170
Сальдо по Дт счета 58
(долгосрочные, т.е. более 12 месяцев) + сальдо по Дт счета 55 субсчет «Депозитные счета» —
Сальдо Кт по счету 59
(долгосрочные вложения) + сальдо по Дт счета 73 субсчёт «Расчеты с персоналом по прочим операциям»
(долгосрочные процентные займы, выданные работникам)
Отражается информация о финансовых вложениях организации, срок обращения которых превышает 12 месяцев
(государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, вклады в уставные капиталы других организаций и пр.)
Отложенные налоговые активы
1180
Сальдо по Дт счета 09
Отражается информация об отложенных налоговых активах (часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем за отчетным или в последующих отчетных периодах)
Прочие внеоборотны е активы
1190
Прочие внеоборотные активы, которые не отражены в разделе
I
Отражается информация о прочих активах, которые не нашли отражения в
I
разделе
Итого по разделу I
1100
Сумма строк с 1110 по 1190
Общая информация из строк 1110 - 1190
II.
ОБОРОТНЫ
Е АКТИВЫ
Запасы
1210
Сальдо по Дт счета 41 – сальдо по
Кт счета 42 + сальдо по Дт счета 15
+ сальдо по Дт счета 16 – сальдо по
Кт счета 14 + сальдо по Дт счета 97
+ сумма дебетовых сальдо счетов
10, 11, 43, 45, 20, 21, 23, 29, 44
Отражается информация о запасах организации (сырье, материалы, готовая продукция и т.д.)
Налог на добавленну ю стоимость по приобретенн ым ценностям
1220
Сальдо по Дт счета 19
Отражается информация об остатке налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, который не принят к вычету
Дебиторская задолженнос ть
1230
Сумма дебетовых сальдо по счетам:
62, 60, 68, 69, 70, 71, 73 (без учета процентных займов), 75, 76 – сальдо по Кт счета 63
Отражается информация о дебиторской задолженности (задолженность покупателей заказчиков, подотчетных лиц и т.д., перед организацией)
Финансовые вложения (за исключение м денежных эквиваленто в)
1240
Сальдо по Дт счёта 55 (депозитные счета, относящиеся к краткосрочным вложениям) +
Сальдо по Дт 58 – Сальдо по Кт 59
(краткосрочные вложения) + Сальдо по Дт 73 (по краткосрочным займам, предоставленным своим работкам)
Отражается информация о финансовых вложениях организации, срок обращения которых не превышает 12 месяцев
(государственные и муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги других организаций, вклады в уставные капиталы других организаций и пр.)