Файл: Проверяемое задание 4 Глава Методы коррекционной работы. Составление программы психокоррекционной работы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 11

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Проверяемое задание № 4

Глава 4. «Методы коррекционной работы. Составление программы психокоррекционной работы»



Продолжите работу с выбранным в задании № 3 психокоррекционным случаем.

  1. Повторите структуру, правила и принципы составления психокоррекционной программы, пользуясь материалами учебного пособия (глава 1, лекции 1.2, 1.3; глава 4, лекция 4.1).

  2. Составьте проект психокоррекционной программы для выбранного в задании 3 случая, опираясь на предложенный пример выполнения задания.


Пример выполнения задания «Проект психокоррекционной программы»
Тема психокоррекционной программы: «Профессиональное самоопределение клиента и оптимизация эмоционального состояния».

Цель психокоррекционной программы: поиск альтернативных вариантов решения, разрешение внутриличностного конфликта, активизация внутренних ресурсов.

Задачи:

1) Определение иерархии в системе мотивации личности.

2) Нормализация эмоционального состояния.

3) Оценка профессиональной идентичности.

4) Проработка проблемы выбора, определение вариантов, формулировка критериев, оценка альтернатив, принятие решения.

5) Осознание и активизация внутренних ресурсов для реализации принятого решения.

Клиент: молодой человек 26 лет.

Предмет коррекционной программы: потребностно-мотивационная, эмоционально-волевая и деятельностная сферы.

Объем программы: 10 психокоррекционных встреч; частота встреч – 1 раз в неделю от 1 до 1,5 часов.

Форма работы: индивидуальная.

Психокоррекционные подходы: работа в рамках гуманистического направления (клиент-центрированный подход К. Роджерса), рационально-эмотивного подхода А. Эллиса.
Этапы коррекционной работы:

I этап – диагностический. Подобраны следующие психодиагностические методики для работы с клиентом:

  1. проведение беседы для уточнения характера профессионального самоопределения;

  2. тест фрустрации С. Розенцвейга для оценки эмоционального реагирования на фрустрацию;

  3. методика А. Эллиса для определения иррационального мышления;

  4. подготовка заключения по итогам психодиагностического обследования.



II этап – аналитический. Структурирование психологической информации (таб. 3.2. из задания 3):

1) личностные проявления;

2) эмоциональное состояние;

3) межличностная сфера;

4) поведенческая сфера;

5) профессионально-деятельностная сфера;

6) социальная сфера.

Список проблем и выводы об источнике недостатков и трудностей клиента:

  1. проблема выбора – принятия решения и ответственности за позитивные и негативные последствия решения о выборе профессиональной деятельности;

  2. запрос связан со стабилизацией эмоционального состояния;

  3. конфликт, вызванный несоответствием ожиданий и притязаний клиента;

  4. неопределенная профессиональная идентичность (сомнения в необходимости продолжать деятельность по специальности).

Психокоррекционная стратегия работы:

1. Клиент-центрированный и когнитивный подходы.

2. Виды психокоррекции:

  • по направленности – каузальная;

  • по содержанию – потребностно-мотивационная, эмоционально-волевая и действенно-практическая;

  • по форме работы – индивидуальная;

  • по характеру управления коррегирующими воздействиями – недирективная;

  • по наличию программы – импровизированная;

  • по длительности – среднесрочная;

  • по масштабу решаемых задач – специальная.


III этап – установочный

  1. Установление рапорта: поддержка и по поощрение вербальной активности клиента.

  2. Присоединение к клиенту, поддержка.

  3. Подчеркивание безопасности терапевтической ситуации.

  4. Техники активного слушания.

  5. Отражение чувств.


IV этап – коррекционный

Прописываются этапы работы, соответствующие поставленным задачам. Подбор техник и методик соответствует индивидуальным особенностям клиента и логической последовательности задач.

1. Определение иерархии в системе мотивации личности. Предоставление обратной связи по результатам диагностической беседы. Поощрение высказываний. Активизация мышления клиента.

2. Нормализация эмоционального состояния. Анализ результатов теста Розенцвейга. Обсуждение альтернативных способов реагирования на фрустрацию. Метод парадоксальной интенции Франкла. Арт-терапевтическая работа с тревожными состояниями.

3. Оценка профессиональной идентичности методом беседы. Ретроспективный анализ опыта учебной деятельности. Сопоставительный анализ особенностей иерархии мотивов с возможностями профессионального развития.



4. Проработка проблемы выбора, определение вариантов, формулировка критериев, оценка альтернатив, принятие решения. Мозговой штурм. Построение таблицы для оценки вариантов.

5) Осознание и активизация внутренних ресурсов для реализации принятого решения. Ролевая игра. Арт-терапевтические приемы пристройки к позитивному будущему.
V этап – этап оценки эффективности

Вопросы относительно удовлетворенности результатами коррекции и субъективной оценки клиентом степени достижения целей и задач.

Применение психодиагностических методик оценки фрустрации (Розенцвейг).
VI этап – завершающий

  1. Резюмирование с целью подчеркнуть существенные моменты, подведение итогов беседы.

  2. Обсуждение эмоционального состояния на этапе завершения отношений с консультантом.

  3. Применение техник активного слушания.

  4. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами.

  5. Создание установки для переноса клиентом позитивных изменений в реальную жизненную ситуацию.



Используемая для разработки проекта литература

1.

2.

«Проект психокоррекционной программы»


Психокоррекционная стратегия работы:

1. Клиент-центрированный и когнитивный подходы.

2. Виды психокоррекции:

  • по направленности – каузальная;

  • по содержанию – потребностно-мотивационная, эмоционально-волевая и действенно-практическая;

  • по форме работы – индивидуальная;

  • по характеру управления коррегирующими воздействиями – недирективная;

  • по наличию программы – импровизированная;

  • по длительности – среднесрочная;

  • по масштабу решаемых задач – специальная.


Список проблем и выводы об источнике недостатков и трудностей клиента:

  1. проблема выбора – принятия решения и ответственности за позитивные и негативные последствия решения о выборе профессиональной деятельности;

  2. запрос связан со стабилизацией эмоционального состояния;

  3. конфликт, вызванный несоответствием ожиданий и притязаний клиента;

неопределенная профессиональная идентичность (сомнения в необходимости
продолжать деятельность

Оценка эффективности коррекции может меняться в зависимости от того, кто ее оценивает, поскольку позиция участника коррекционного процесса в значительной мере определяет итоговую оценку ее успешности.

Успех коррекционной работы зависит, прежде всего, от правильной, объективной, комплексной оценки результатов диагностического обследования. Коррекционная работа должна быть направлена на качественное преобразование различных функций, а также на развитие различных способностей клиента.

Список использованной литературы:

1. Абрамова, Г.С. Практическая психология. Учебник. Глава V Психологическая коррекция / Г.С.Абрамова. - М.: Академический Проект, 2009. - 496 с.

2. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. - Киев, 2011. - 338 с.

3. Бурлачук, Л.Ф. Введение в практическую психологию / Л. Ф. Бурлачук. - Москва, 2018. - 466 с.