Файл: Сценарий литературно музыкальной композиции Шли девчата по войне за большой Победой Луганск.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-ГИМНАЗИЯ №52»
Сценарий литературно – музыкальной композиции:
«Шли девчата по войне за большой Победой»
Луганск
Сценарий литературно – музыкальной композиции разработан для учащихся 5 – 11классов в рамках предметной недели истории. Сценарий рассчитан на большую аудиторию школьников. Может применяться при проведении школьных мероприятий, посвященных празднованию Дня Победы и месячника патриотической работы.
Так – же фрагменты данной композиции могут быть использованы педагогами на уроках истории, литературы и классных часах.
Цель:
Воспитывать чувство патриотизма у учащихся старших классов на примере судеб двух главных героинь: «Матери», проводившей на фронт свою единственную дочь и получившую на нее похоронку, и юной девушки «дочери», ушедшей на фронт и погибшей, защищая свои идеалы и любимую Родину.
Задачи:
• способствовать формированию у учащихся патриотического сознания, чувства гражданского долга.
• формировать ценностные ориентации в ходе ознакомления с событиями Великой Отечественной войны.
• дать почувствовать учащимся тяжелую судьбу женщины в тылу и на фронте.
• развивать у учащихся чувство гражданской ответственности.
Формы реализации:
• литературно – музыкальная композиция;
Методы реализации:
• совместная деятельность педагога и учащихся по подготовке внеклассного мероприятия: работа с литературой, разработка сценария, подбор песен и музыкального оформления, репетиции.
Методы организации и осуществления познавательной деятельности:
• словесные;
• наглядные.
Методы формирования сознания:
• метод воспитательных ситуаций;
• в литературно – музыкальной композиции был применен метод эмоционального погружения.
Материально – техническое обеспечение:
• актовый зал (для проведения мероприятий);
• мультимедийная установка;
• фотоаппарат;
• мультимедийная презентация «Шли девчата по войне за большой Победой»
• экран для просмотра презентаций;
• фонограмма песни: «Десятый наш десантный батальон»;
Видео : «Панамки», «До свидания ,мальчики», «Кукушка», «Красная армия»;
• фоновая музыка для стихотворений;
• элементы костюмов.
Сценарий литературно-музыкальной композиции
(Звучит мелодия, выходят девочки).
Девушка 1:В мир приходит женщина,
Чтоб свечу зажечь.
Девушка 2: В мир приходит женщина,
Чтоб очаг беречь.
Девушка 3: В мир приходит женщина,
Чтоб любимой быть.
Девушка 4: В мир приходит женщина,
Чтоб дитя родить.
Девушка 5: В мир приходит женщина,
Чтоб цветам цвести.
Девушка 6: В мир приходит женщина,
Чтобы мир спасти.
Ведущий 1: Есть в летописи подвигов Великой Отечественной войны страницы, одно прикосновение к которым доставляет сердцу особую боль и особый восторг. Боль, которая может сравниться только с болью, причиненной разрушением отчего дома, родимой колыбели.
Ведущий 2: Восторг, который может испытывать человек не на словах, а на деле, воочию убедившийся в том, что духу человеческому по силам победить не только смерть, но нечто значительно большее – муки и страдания, несовместимые с жизнью.
Страницы эти посвящены ЖЕНЩИНЕ НА ВОЙНЕ.
Чтец 1:
Мирно страна проснулась
В этот июньский день,
Только что развернулась
В скверах её сирень.
Радуясь солнцу и миру,
Утро встречала Москва.
Вдруг разнеслись по эфиру
Памятные слова…
Голос уверено-строгий
Сразу узнала страна.
Утром у нас на пороге
Заполыхала война.
Ведущий 1: Женщины заменили своих мужей, отцов, братьев в шахтах, вручную толкая вагонетки с углем. Это они в 30-градусный мороз работали на эвакуированных в Сибирь заводах, под открытым небом, когда руки примерзали к металлу станков.
Ведущий 2: Огонь для войны в основном готовили женщины. Снаряды, бомбы, патроны – это почти целиком дело их чутких, милых рук. Но и не только это…
Чтец 2:
…А тучи свисают все ниже,
А громы грохочут все ближе,
Все чаще недобрая весть.
И ты перед всею страною,
И ты перед всею войною
Сказалась – какая ты есть.
Ты шла затаив своё горе,
Суровым путём трудовым.
Весь фронт, что от моря до моря,
Кормила ты хлебом своим.
Чтец 3:
В холодные зимы, метели,
У той у далёкой черты
Солдат согревали шинели,
Что сшила заботливо ты.
Бросалися в грохоте, в дыме
Советские воины в бой.
И рушились вражьи твердыни
От бомб, начиненных тобой.
За всё ты бралася без страха,
И, как в поговорке, какой,
Была ты и пряхой, и ткахой,
Умела – иглой и пилой.
Рубила, возила, копала, –
Да разве всего перечтешь?
А в письмах на фронт уверяла,
Что будто б отлично живёшь…
М. Исаковский
Ведущий 1: Женщины запрягались вместо лошадей в телеги, сани, тянули за собой плуги. Они были на полях, чтобы накормить фронт, накормить страну, оставаясь при этом сами голодными. Но труднее всего было смотреть на своих голодных детей. Их очень хотелось спасти!
Ведущий 2: Где-то с сентября 1941 года люди стали отправлять детей в эвакуацию, многие сами эвакуировались вместе с детьми. Трудной становилась ситуация в городе Ленинграде, оказавшемся в кольце блокады…
Чтец 4.
Этот сюжет основан на действительных событиях произошедших летом 1942 года.
Из воспоминаний:
...Ясным осенним утром, проплакав всю ночь, она [бабушка] упаковала мамины вещи в картонный чемоданчик, и они поехали на пристань. ...На пристани грузили детей в баржу, которую вел небольшой пароходик. Родители прощались с детьми, а многие ехали с ними. Но бабушка в последний момент передумала, заплакала, и они повернули обратно. Прошло всего ничего [времени], а тут - воздушный налет, завыла сирена. А когда бомбежка закончилась, всё затихло, подошли к реке и увидели, что по воде плывут панамки. Много белых панамок на воде. И больше ничего. И люди плачут....
Был летний день сорок второго.
По небу тихо плыли облака.
За лесом что-то громыхало снова.
Уж год, как шла великая война.
Мой, Ленинград! Ты пережил так много
В кольце блокады: холод, голод, смерть.
Остановил врага у самого порога.
Не разучился верить, ближнего жалеть.
И по дороге жизни, что открылась
По Ладоге, давно, еще зимой,
Детишек вывозили слабых, хилых,
Чтоб накормить и обласкать их всей страной.
У пристани волна едва качала
Веселый, жданный теплоход.
Ничто вокруг беды не предвещало.
Вот он мучений всех исход.
Ни суеты, ни смеха, и ни плача…
Печальные, усталые глаза.
Шли дети парами искать удачу
За озером, где ясны небеса.
Вот загудел счастливый теплоход,
И волны побежали за кормою.
А чайки, совершая свой полет,
Так жалобно кричали над водою.
Вдруг изменилась жизни панорама.
На бреющем полете господа
Рассматривали белые панамы
И красный крест, что виден без труда.
Они бросали бомбы на детишек,
На беззащитных, маленьких таких,
На худеньких девчонок и мальчишек
В панамках беленьких, в нарядах голубых.
Вода вскипала. Жуткий свист снарядов
Звенел над озером и в небо улетал…
А нелюди получат по награде
За смерть детей. Их крест не удержал.
Мгновенье - теплоход ушел под воду,
Нашел на дне у Ладоги покой…
И, славя летнюю погоду,
Цикадки зазвенели над землей.
Затихло все. Лишь белые панамы
Горохами лежали на воде,
Да онемевшие от горя мамы
На берегу стояли, как во сне.
Ну как забыть и как простить все это:
Тот теплый день, панамки на воде,
То ласковое, солнечное лето…
Пусть будет мирным небо на земле.
Людмила Хацко(Сергеева)
*Видео «Панамки»
Ведущий 1: Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово «милосердие». Есть и другие слова – сестра, жена, друг и самое высокое – мать. Женщина дает нам жизнь, женщина оберегает жизнь, женщина и жизнь – синонимы.
Ведущий 2: У войны много лиц, и одно из них – женское. Когда мы слышим слово «женщина», то представляем смеющуюся девушку в летнем платье, слышим стук каблучков и нежный мелодичный голос, видим искрящиеся жизнью женские глаза. В этих глазах очень много жизни и – главная тайна – способность давать жизнь.
Ведущий 1: Женщин не должно быть на войне. Есть сугубо мужские ремёсла, которыми они не должны заниматься,- ремесло каменотёса, землекопа, грузчика. Охотника. Воина. Женщине совершенно незачем прикасаться к жуткому ремеслу войны. Но дело в том, что война – это не ремесло, а гигантское бедствие, которое приходит к нам из антимира и вторгается в жизнь каждого.
Ведущий 2: Но самым тяжелым для женщины была не работа . Самое трудное было ждать... ждать письма и бояться получить «похоронку». Ждать их, своих родных и любимых мужчин... И может быть не дождаться...
Чтец 5.
Так случилось - мужчины ушли,
Побросали посевы до срока.
Вот их больше не видно из окон -
Растворились в пыли.
Вытекают из колоса зерна -
Это слезы несжатых полей,
И холодные ветры проворно
Потекли из щелей.
Все единою болью болит,
И звучит с каждым днем непрестанней
Вековечный надрыв причитаний
Отголоском старинных молитв.
Мы вас встретим и пеших, и конных,
Утомленных, нецелых - любых, -
Только б не пустота похоронных,
И не предчувствие их!
Чтец :Прасковья Еремеевна Володичкина проводила в 1941 году на фронт 9 своих сыновей. От порога дома ушли защищать Родину Александр, Андрей, Федор, Петр, Иван, Василий, Михаил, Константин… За 6 лет до этого похоронила Прасковья Еремеевна мужа и молила судьбу уберечь детей. Не уберегла… Все её 9 сыновей погибли. Тяжелый крест выпал этой женщине.
На родине Прасковьи Еремеевны Володичкиной в поселке Алексеевка Самарской области установили мемориал: скорбно застыла фигура матери, а вверх, в небо, в вечность, словно души её девяти сыновей, устремляются 9 журавлей.
Чтец 6 :
«Баллада о матери»
Постарела мать за тридцать лет,
А вестей от сына нет и нет.
Но она всё продолжает ждать,
Потому что верит, потому что мать.
И на что надеется она?
Много лет, как кончилась война.
Много лет, как все пришли назад.
Кроме мертвых, что в земле лежат.
Сколько их в то дальнее село,
Мальчиков безусых, не пришло!
…Раз в село прислали по весне
Фильм документальный о войне.
Все пришли в кино — и стар и мал,
Кто познал войну и кто не знал.
Перед горькой памятью людской
Разливалась ненависть рекой.
Трудно было это вспоминать…
Вдруг с экрана сын взглянул на мать.
Мать узнала сына в тот же миг,
И пронёсся материнский крик:
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Алексей! Алёшенька! Сынок!
Словно сын её услышать мог.
Он рванулся из траншеи в бой.
Встала мать прикрыть его собой.
Все боялась вдруг он упадёт,
Но сквозь годы мчался сын вперёд.
— Алексей! — кричали земляки,
— Алексей, — просили, — Добеги…
Кадр сменился. Сын остался жить.
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить.
Просит мать о сыне повторить…
И опять в атаку он бежит,