Файл: Нахождение дроби от числа и числа по значению дроби.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 07.12.2023

Просмотров: 12

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ООО «Инфоурок»


План-конспект урока

по математике

в 5 классе ГБОУ СОШ №145

на тему «Нахождение дроби от числа и числа по значению дроби»

Разработал:Шорохова А.Д.

слушатель курсов профессиональной переподготовки «Математика: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверил:_ Колдакова Э.А.__


Санкт-Петербург, 2022

Тема урока.

Нахождение дроби от числа и числа по значению дроби.

Дата проведения.

7 февраля 2022 года

Тип урока:

Комбинированный урок

Технология урока:

Здоровьесберегающие технологии; Беседа, АМО «Все в моих руках».

Индивидуальная, фронтальная, парная, групповая, самопроверка, взаимопроверка

Цель урока.

Создание условий для углубления и расширения знаний учащихся об обыкновенных дробях, формирования навыка решения задач на нахождение дроби от числа и числа по значению дроби, умения изображать дроби на координатном луче. Формирование функционально грамотной личности (умение применять полученные знания в любой ситуации).

Задачи.

Ознакомить с понятиями темы, осуществить контроль знаний, отработать умения и навыки самостоятельного контроля, устранить пробелы в знания.

Планируемые результаты.

Научиться решать задачи на нахождение числа и числа по значению дроби, изображать дроби на координатном луче

Основные термины, понятия.

Обыкновенная дробь, числитель дроби, знаменатель дроби, черта дроби, нахождение дроби от числа, числа по значению его дроби

Оборудование (Перечень приборов, ТСО, наглядных пособий, раздаточного материала и т. д.).

Учебник Мерзляк, А. Г. Математика : 5 класс : учебник для учащихся общеобразоват. организаций / А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир. – М. : Вентана-Граф. (Алгоритм успеха. ФГОС); Проектор, презентация к уроку.
План урока

  1. Организационным момент (3 минуты)

  2. Повторение пройденного материала (4 минуты)

  3. Обсуждение затруднений (3 минуты)

  4. Построение проекта выхода из затруднения
    («открытие» детьми нового знания) (6 минут)

  5. Первичное закрепление во внешней речи (3 минуты)

  6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (13 минут)

  7. Включение в систему знаний и повторения (3 минуты)

  8. Физкультурная пауза (2 минуты)

  9. Повторение (3 минуты)

  10. Подведение итогов (2 минуты)

  11. Рефлексия (3 минуты)



Ход урока

Этапы урока

Дидактическая задача этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Задания для учащихся

Самоопределение к деятельности (организационный момент)

Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне

Проверяет готовность класса. Приветствует детей. Спрашивает, какое настроение у каждого ученика: «смайлик – настроение»

Приветствуют учителя. Выполняют задание в своих тетрадях

Нарисовать на полях в своей тетради смайлик, отразив настроение:



Актуализация знаний и фиксация затруднения
в деятельности

Обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний
и умений

Организует работу на повторение изученного материала

Выполняют предложенные задания.

Проводят взаимопроверку с соседом по парте.

Отвечают на вопросы

Задания для повторения изученного материала.



Постановка учебных задач

Обсуждение затруднений

Организует диалог, подводящий к теме и учебным задачам урока

С помощью учителя обозначают тему и формулируют задачи урока

Все ли у вас получилось? В чем заключается затруднение?

Темой сегодняшнего урока будет…

Сформулируйте задачи, которые нам необходимо будет решить на данном уроке

Построение проекта выхода из затруднения
(«открытие» детьми нового знания)

Обсуждение проекта
решения задачи

С помощью вопросов подводит обучающихся к выходу из затруднения

Отвечают на вопросы. Выполняют задание

1) Что называется координатным лучом?

2) Каких данных не хватает, чтобы можно было выполнить задание?

3) Предложите свой вариант единичного отрезка. Какое условие должно выполняться? Почему?

Первичное закрепление во внешней речи

Проговаривание нового знания

Предлагает выполнить задание на применение новых знаний

Выполняют задание: один ученик у доски с объяснением, остальные – в тетрадях

Отметьте на координатном луче точки, соответствующие дробям:

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет

Организует самостоятельную работу с самопроверкой по эталону. Для эталона вызывается к доске 1 ученик, который выполняет задание на откидной доске. После проверки учителем (или учеником) доска открывается для
самопроверки

Выполняют задание.

Осуществляют самопроверку по эталону

Начертите координатный луч, единичный отрезок которого равен 9 см. Отметьте на нем точки, соответствующие дробям:

Включение в систему знаний и повторения

Включение нового знания в систему знаний

Организует работу по применению полученных знаний.

Консультирует в случае затруднений

Решают задачи.

Осуществляют взаимопроверку с соседом по парте по эталону правильности

Начертите координатный луч, единичный отрезок которого равен 10 см. Отметьте на нем точки, соответствующие дробям:



Физкультурная пауза




Повторение

Повторение алгоритма решения задач на нахождение дроби от числа и числа по значению дроби

Организует работу на повторение

Решают задачи: один ученик у доски с объяснением, остальные – в тетрадях

Задания для повторения изученного материала.

Подведение итогов

Анализ и оценка успешности выполнения задач урока

Организует подведение итогов работы

Отвечают на вопросы.

Принимают участие в оценке работы всего класса и отдельных учащихся

– Какие действия необходимо сделать, чтобы на координатном луче отметить точки, соответствующие дробям?

Рефлексия

Выяснение отношения обучающихся к прошедшему уроку

Организует работу учащихся

Выполняют задание на отдельных листах

АМО «Все в моих руках»



Список использованной литературы, компакт-дисков, ссылок на Интернет-ресурсы.

Математика 5 класс. Методические ресурсы и технологические карты уроков по учебнику А.Г. Мерзляка и др.

Самоанализ урока математики в 5 классе по теме «Нахождение дроби от числа и числа по значению дроби»

Данный урок проводился в 5 классе после изучения темы «Понятие дроби». Умение свободно оперировать алгоритмами выполнения действий, быстро считать необходимо в дальнейшем при решении простейших задач жизненной практики. Урок тесно связан с предыдущими и следующими темами.

Цель: -формирование навыков применения алгоритмов выполнения действий с обыкновенными дробями. десятичными дробями, процентами.

Задачи.

Образовательные:

-сформировать умение применять алгоритмы выполнения действий с обыкновенными дробями при решении задач, содержащих обыкновенные дроби.

Развивающие:

-развивать у учащихся грамотную математическую речь, внимание, память и логическое мышление при решении задач;

-развивать умение анализировать и делать выводы;

-способствовать расширению кругозора учащихся.

Воспитательные:

-воспитание устойчивого интереса к изучению математики, ответственное отношение к учению;

-воспитание организованности, самостоятельности, активности, уважительного отношения к сверстникам и взрослым;

-воспитывать аккуратность при выполнении заданий;

-воспитание внимательного отношения к собственному здоровью.

Поставленные задачи были успешно выполнены, о чем можно судить по результатам самостоятельной работы.

Цель моего урока – Создание условий для углубления и расширения знаний учащихся об обыкновенных дробях, формирования навыка решения задач на нахождение дроби от числа и числа по значению дроби, умения изображать дроби на координатном луче; формирование функционально грамотной личности (умение применять полученные знания в любой ситуации).

Модель проблемно-диалогического урока на основе системно-деятельностного подхода на данном уроке реализована. Урок прошел хорошо. Я ставила целью актуализировать полученные знания и подготовить к открытию нового знания. Моим ученикам удалось сформулировать учебную проблему, после чего она была зафиксирована. Поиск решения осуществлялся в форме самостоятельной работы. Учащимися открывались новые знания. Ученики формулировали алгоритм и сверяли свой результат с другими группами. Формировались интеллектуальные умения (группировать факты, делать выводы на основе обобщения знаний). Дети активно выдвигали свои версии. При этом развивались организационные умения (самостоятельно выбирать цель деятельности, действовать, сверять свои действия с целью), а также коммуникативные умения (объяснять свою позицию, слушать и понимать, принимать точку зрения другого).


На уроке при выполнении заданий формировалось умение изображать дроби на координатном луче.

Урок на тему: «Нахождение дроби от числа и числа по значению дроби» продолжает знакомство учащихся с разделом «Обыкновенные дроби». Урок проведен в классе, где 30% хорошо обученные дети, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков, с сформированным познавательным интересом, 30 % - средний уровень и у третьей части класса уровень обученности низкий. При разработке урока старался учесть особенности учащихся.

Исходя из особенностей класса и темы урока, обучающий аспект можно сформулировать так: создание условия для формирования математической компетенции через освоение знаний по теме: «Нахождение дроби от числа и числа по значению дроби», развитие и воспитание умения работать в коллективе, выдвигать свои идеи и версии, т. е. совершенствование коммуникативных умений, способствовать выявлению лидерских качеств у учащихся, способствовать развитию интереса к предмету математика.

Основная задача этого урока – научиться решать задачи на дроби. Благодаря использованию презентации на уроке у детей наблюдается повышение концентрации внимания, включение всех видов памяти, повышение интереса к изучению предмета, возрастает мотивация к учебе.

В начале урока основной задачей являлось привлечение учащихся к занятию познавательной деятельностью и поддержка этого интереса в течение всего урока.

Далее работал принцип регулярного повторения - возвращение к пройденному материала, т. е. актуализация изученного.

Одной из задач, преследуемых мной, является формирование и развитие способностей у учащихся к самостоятельному поиску, сбору, анализу и осмыслению нужной информации.

При распределении материала по этапам урока стараюсь учитывать психофизиологические возможности пятиклассников: во второй половине урока наступает спад ученической активности. Поэтому предлагаю им возможность физиологической разгрузки. Учащиеся с удовольствием повторяют, что предлагает им презентация и все это проходит в шутливой форме так, что ребята получают и эмоциональную разгрузку.

На этапе подведения итогов обращаем внимание на результат учебной деятельности, возвращаемся к целям, поставленным вначале урока. Таким образом, происходит формирование и развитие рефлексии (размышлений о себе, о своей работе), в результате чего становится все больше учащихся, которые осознанно относятся к результатам своего труда. А это сказывается на активности познавательной деятельности.


Стараюсь на уроке пользоваться принципом педагогической мастерской – создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества и общения. Как видите, моя работа направлена на воспитание думающего ученика, способного работать и мыслить самостоятельно.