ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическое занятие № 11-12
Тема: Научный стиль речи (4 акад. часа)
Вопросы:
-
Понятие научного стиля речи -
Особенности терминов научного стиля речи -
Языковые особенности научного стиля -
Понятие «специальный язык»
Задание 1. Прочитайте о «подстилях» научного стиля речи, которые выделяют ученые-филологи, специалисты по культуре речи. Выразите свое мнение по поводу разного количества «подстилей» научного стиля и несовпадающих определений-наименований. Какая классификация кажется вам наиболее удачной?
Например, Д.Э. Розенталь утверждал, что научный стиль имеет свои разновидности (подстили):
- научно-популярный,
- научно-деловой,
- научно-технический (производственно-технический),
- научно-публицистический,
- учебно-научный.
В учебнике под редакцией О.Я. Гойхмана «Русский язык и культура речи» (М.: ИНФРА-М, 2006) выделяются три основные разновидности – три подстиля: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный (близкий к художественному и публицистическому стилям).
В учебнике для вузов «Культура русской речи» (М.: НОРМА, 2001) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как:
- собственно научный,
- научно-информативный,
- научно-справочный,
- учебно-научный,
- научно-популярный.
Таким образом, существует несколько классификаций подстилей научного стиля речи, исходя из которых, можно выделить следующие подстили:
- собственно научный,
- учебно-научный,
- научно-технический,
- научно-справочный,
- научно-популярный.
Цель подстиля собственно научного (академического) – отображение хода и результатов научных исследований. В учебно-научном подстиле первостепенное значение приобретает активизация логического мышления читателя или слушателя._
Задание 2.
А) Сформулируйте и запишите определение понятий «определение», «термин», «понятие», «дефиниция». В случае затруднения обращайтесь к терминологическому словарю.
Б) Назовите терминологические словари и справочники по вашей специальности.
В) Приведите примеры и значения 5 терминов по вашей специальности (назовите словарь, автора, год издания).
Задание3.
Опираясь на содержание текста и используя данные грамматические конструкции, составьте лингвистическое описание понятия термин.
1. В языке науки выделяются ...
2. Терминология – это ...
3. Терминологическая лексика отличается от ...
4. Термины составляют ...
5. Новые терминологические лексические единицы образуются ...
6. Совокупность терминов определенной дисциплины с разветвленными семантико-понятийными связями между элементами образует ...
7. Семантические соотношения в терминосистеме подчеркиваются ...
8. Термин имеет ...
Задание 4.
Подготовьте сообщение об особенностях научного стиля по предложенному плану:
-
Цель -
Термины -
Область науки -
Подстили и жанры научного стиля -
Языковые особенности: лексические, морфологические, словообразовательные, синтаксические.
Задание 5.
А) Определите значение следующих слов:
Авторитарный, мультимиллионер, гиперинфляция, гипермаркет, гиподинамия, субкультура, субъязык, метаязык, интернациональный, транснациональный, интравертивный, полифункциональный, монолог, полилог, неориторика, неологизм, бионика, биоритм, микросистема, макрокомпонент, прототип, протокультура, псевдоним.
Б) Определите область науки, в которой употребляются данные слова.
Задание 6.
В научном тексте слово терминизируется, т.е. получает более точное, однозначное, соотнесенное с объектами специальной научной области значение, входит в определенную терминосистему. Выявите различия в значениях общеупотребительном и терминологическом.
1. Кристаллы обладают строгой определенностью расположения молекул. | Каждая веточка была осыпана сверкающими кристаллами инея. |
2. Аргон относится к инертным газам. | Мой сын слишком инертно и безынициативно относится к жизненным проблемам. |
3. Говорящий строит свое высказывание в соответствии со своими коммуникативными потребностями. | Свой дом изобретательный мой сосед построил по последнему слову дизайнерской хитрой науки. |
4. Реакция происходит под воздействием прямого тока. | Я человек прямой, всегда говорю правду |
Задание 7.
Ниже приводятся глаголы с их основными значениями, отмеченными в «Словаре современного русского литературного языка» (в 17 томах) изд. АН СССР. Укажите, в каком из этих значений данные глаголы часто употребляются в научном стиле. Приведите примеры / Составьте предложение.
Являться:
1) появляться, показываться где-либо;
2) представляться воображению, возникать в сознании;
3) приходить, прибывать;
4) быть, служить (чем-либо).
Встречаться:
1) сходиться с кем-либо, идя, двигаясь с разных сторон; попасться кому-либо навстречу;
2) сойтись с кем-либо для совместного проведения времени;
3) обнаруживаться, попадаться.
Составлять:
1) образовывать, организовывать (группу);
2) создавать, вырабатывать путем наблюдений, логических умозаключений;
3) представлять собой (какое-либо количество) в итоге, в сумме, в совокупности;
4) переставлять сверху вниз;
5) ставить рядом, в одно место.
Задание 8.
Прочитайте текст. Найдите словосочетания, построенные по структурно-семантическим моделям, типичным для научного стиля. (см. Примечание)
Стрессом мы часто называем то состояние крайнего напряжения всех физических и моральных сил, которое испытывает человек в современном мире. В психологии, в отличие от обыденного понимания, стресс не считается нарушением, а оценивается как естественное состояние, которое имеет как позитивный, так и негативный аспект. Различают два понятия – стресс и дистресс. Стресс представляет собой неспецифическую реакцию активации биологических и психических возможностей организма на любое предъявленное ему требование. Дистресс есть негативное эмоциональное стрессовое реагирование на ситуации, значительно превышающие адаптационные ресурсы человека. Ему подвержены авиадиспетчеры, спортсмены, руководители банка, находящегося на грани банкротства, водитель, навстречу которому неожиданно выезжает автомобиль.
Обстоятельства, вызывающие стресс, называют стрессорами. В одних и тех же стрессогенных обстоятельствах люди различаются индивидуальными особенностями в сенситивности и формах проявления стрессовых реакций. Один, узнав о беде, станет рыдать, другой сохранит спокойствие,
постарается скрыть свои эмоции, т.е. некоторые люди оказываются более «стрессоустойчивыми». К первым, например, относятся люди, которые уже оказывались в сложной ситуации и благополучно вышли из нее.
Примечание:
Структурно-семантические модели научного стиля
Функция | Грамматические модели |
1. Определение предмета (дефиниция) | что есть что, что называется чем и т.п. |
2. Квалификация предмета | что считают чем, что представляет собой что, что состоит в чем и т.д. |
3. Принадлежность предмета к классу | что относится к чему, что принадлежит к че-му и т.д. |
4. Классификация предметов | что делят на что, что подразделяется на что |
5. Качественный состав, строение предмета | что входит в состав чего, что содержится в чем, что состоит из чего, что имеет что, что обладает чем, что отличается чем и т.д. |
6. Количественный состав | сколько чего входит в состав чего, сколько че-го приходится на долю чего и т.д. |
Задание 9.
Прочитайте текст. Определите функциональный стиль (и подстиль) текста. Докажите принадлежность к данному функциональному стилю (лексика, морфология, словообразование, синтаксис).
Рождение интернета
Винтон Серф, ныне вице-президент компании Google, – «отец интернета». Именно он заложил основы тех современных чудес, к которым мы привыкли.
В интервью российскому журналу «Популярная механика» он рассказал, как был придуман интернет.
«Начальный импульс этому процессу, как ни странно, дала не наша, а ваша страна. В октябре 1957 года СССР запустил первый искусственный спутник Земли, и эта новость в США произвела эффект разорвавшейся бомбы. Как ответный шаг было организовано агентство Advanced Research Projects Agency (ARPA), задачей которого стало применение различных научных и технологических разработок в оборонных целях. В том числе и использование компьютеров в структуре военного командования и управления.
И вот в 1970-х вместе с Бобом Каном мы по заказу ARPA стали заниматься небольшим проектом. В то время уже существовали компьютеры, объединенные в сети, но каждый производитель использовал свои собственные протоколы передачи информации. Военные не хотели стать заложниками какого-то одного производителя, и потому нашей задачей стала разработка общих стандартных сетевых протоколов, которые позволяли бы обмениваться информацией через сети, независимо от их размера, производителя оборудования и программного обеспечения. Это конкретная инженерная задача, мы не ставили перед собой цель изменить мир.
Наша идея состояла в том, чтобы использовать принципиально отличную от телефонной архитектуру. Телефонная сеть основана на коммутации каналов: когда вы набираете номер, между двумя телефонами создается прямой канал. Мы же работали над сетью ARPANET с коммутацией пакетов – принципом, который обещал намного более широкие возможности. (по материалам статьи Д. Мамонтова «Черный лебедь интернета» // журнал «Популярная механика», 2014)
Задание 10.
«Переведите на русский» фрагмент научной статьи «Корреляты когнитивной технологии в научно-образовательной структуре с креативной доминантой» (С.К. Ткалич и др.):
Следующий коррелят когнитивной технологии с креативной доминантой в структуре Института искусств и креативных технологий – это локальная информационная библиотека.
Задание 11.
Упростите конструкции, характерные для письменной формы научного стиля, используя стилистически нейтральные синонимичные конструкции.
1. Во избежание снижения эффективности коммуникации сторонам, участвующим в дискуссии, необходимо придерживаться этики ведения научного диспута.
2. Уменьшение расхода средств может быть достигнуто, во-первых, путем ограничения закупки товаров, не входящих в государственный перечень товаров первой необходимости, во-вторых, путем ограничения расходов на продвижение товаров.
3. Исходя из результатов анализа данных продаж за указанный период, мы полагаем, что эффективная кампания продвижения бренда должна основываться на результатах многокомпонентного исследования спроса. В связи с чем нам представляется необходимым инициировать массовое анкетирование потребителей в целях сбора актуальной информации.