ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История 5 класс.
Тема урока: Рождение римской республики.
Борьба патрициев и плебеев.
Тип урока: урок коллоквиум.
Цели урока:
-
Сформировать понятия: Республика, консул. -
Продолжить формирование умений по сравнению политического строя государств (на примере Рима в эпоху царей и республики, а также Греции и Римской республики); -
Показать значение мирного способа разрешения конфликтов, компромисса; -
Создать условия для личностного осмысления исторических событий, принятия решений в историческом контексте.
Универсальные учебные действия:
-
Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; применяют методы расширенного информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; учатся строить четко сформулированное логическое рассуждение; -
Коммуникативные: определяют цели, функции, степень участия и способы взаимодействия; осуществляют инициативное сотрудничество в поиске, отборе, сохранении и представлении информации; приобретают умения учитывать позицию собеседника, адекватно воспринимать и передавать информацию; -
Регулятивные: в диалоге с учителем учатся вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев: активно используют критерии оценки и самооценки; учатся оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений; -
Личностные: Знают моральные нормы, учатся соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами; учатся выделять нравственный аспект поведения и ориентацию в межличностных отношениях; учатся устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом; формируют внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к образовательному процессу, выраженному в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний
План урока:
-
Падение царской власти и образование республики. -
Происхождение патрициев и плебеев. Причины их борьбы -
Ход борьбы -
Успех плебеев. Итоги борьбы.
Понятия урока: республика, консул, патриции, плебеи.
Средства обучения: настенная карта Древнего Рима.
Преемственные связи: межпредметные : обществознание. Внутрикурсовые: предидущие уроки по истории Древнего Рима.
Подготовка к уроку: репетиция сценки:? Борьба патрициев и плебеев.
Опрос: фронтальный опрос проводится по вопросам учебника после §40.
Изучение нового материала:
Действие учителя | Действия учеников. |
Перечислите органы власти, существовавшие в Риме в период царей. | Царская власть – не передавалась по наследству, народное собрание,сенат. Последний царь, Тарквиний Гордый не советовался с сенатом, народным собранием и в следствии этого, он был изгнан. |
А кто заменил его во главе государства? Информацию можете найти в тексте подпункта параграфа. | Во главе государства вместоцаря заступили консулы. |
Учитель: консулов было двое, избирались на год и обладали равной властью, что вынуждало их принимать общие решения. За такой короткий срок консулы не могли почувствовать себя полновластными правителями и зависели от сената и народного собрания. | Вывод: система власти в стране изменилась. Вместо одного правителя, царя, который управлял страной в течении всей своей жизни , страной стали управлять избранные на один год и зависимые от сената и народного собрания консулы. Т. е. народ в большей степени стал участвовать в управлении страной. |
На доске: la publica – общее дело. | Фиксируют в тетради, что в 509 году до н э в Риме установилась республика. Республика – форма правления, при которой правители избираются народом на определённый срок и представляют интересы народа. |
Вспомните пожалуйста, где, в каких древних странах было еще республиканская форма правления? | В Греции, там существовали народные собрания, а правителей, архонтов было несколько и их избирали. |
Выполните задания на счёт лет:
| |
Население Рима делилась на две основные группы: патрициев и плебеев. Они по сути были людьми свободными, вместе служили в армии, но власть принадлежала только патрициям – римской знати. | Ученики составляют схему появления патрициев и плебеев. Патриции – потомки древнейших жителей Рима. Плебеи – люди, переселившиеся в Рим или покорённые римлянами. Ученики могут высказывать мнение, что плебеи могли быть недовольны существующей системой власти, что могло привести к борьбе между патрициями и плебеями. |
Как вы думайте, могли ли желать патриции делиться властью с плебеями? Почему? | Высказывают собственное мнение. |
Учитель предлагает разыграть сцену борьбы патрициев и плебеев за власть. | |
На основе текста можно составить сценарий борьбы патрициев и плебеев. Ребята, давайте попробуем это сделать вместе. | Ученики и учитель вместе составляют сценарий борьбы и ее итоги. |
В ходе составления сценария необходимо учитывать и выделить основные достижения плебеев в своей борьбе за право участвовать в политической и общественной жизни своего государства. | Выделяют : право выборов народных трибунов – защитников интересов плебеев. - Запись законов – законы XII таблиц. =- отмена долгового рабства (вспоминают, что и в Греции и в Вавилонии при Хаммурапи было отменено долговое рабство). - право становиться чиновниками, консулами. |
Какое значение имело для плебеев отмена долгового рабства? | Отныне патриции и плебеи стали равноправными гражданами Рима. |
Скажите, пожалуйста, по конституции – основному закону нашей страны, Россия – республика. Что это может значить? Являются ли по закону права всех граждан одинаковыми в нашей стране? | |
Закрепление: по вопросам в конце параграфа. | |
Домашнее задание: §33, атлас, конт. карта, вопросы после параграфа. | Фиксируют в дневнике. |