ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
История кочевой цивилизации
Забудкина Е.М. 117А
Степень изученности проблемы
- Кочевая цивилизация — одна из ярких страниц в истории человечества на пути его развития. В своей 3-тысячелетней истории кочевое общество прошло долгий эволюционный путь. Казахское кочевое общество в системе мирового кочевничества создало высокие образцы хозяйственной, общественно-политической и культурно-бытовой этнической жизни.
- Проблема изучения цивилизаций кочевников является одной из актуальных в современной историографии Казахстана и в тоже время сложной. Некоторые ученые, которые рассматривали жизнь всех народов мира через призму их соответствия уровню развития европейских стран, полностью отрицали в мировой истории роль тюрко-монгольских кочевых народов. Такое направление в исторической науке, связанное с доминирующей ролью европейских народов и необъективным занижением уровня развития кочевых цивилизаций Востока.
Роль и место номадизма в истории Казахстана
- По мнению крупнейшего археолога К. А. Акишева, на территории Казахстана система кочевого скотоводства сформировалась в конце бронзового — начале железного века, т.е. в IX — VII вв. до н. э. Термином «номады» историки называют людей, занимающихся кочевым скотоводством.
- Сегодня мы называем «Великой степью», а иные авторы «евразийским континентом» огромную часть территории земного шара, которая простирается от сибирской тайги на севере до горных систем на юге, эта территория веками служила житницей и трансэтнической территорией великих кочевий, которые шли с запада на восток и с востока на запад.
Формы ведения хозяйства
- Основным видом хозяйства казахов скотоводство. С древнейших времён и до 20 века сформировалось три вида скотоводческой деятельности: кочевое скотоводство (Мангистау, Западном и Центральном Казахстане), полукочевое скотоводство (Восточный Казахстан), оседлое скотоводство (Южный Казахстан).
- Скот находился в семейно-частной собственности. Казахи разводили четыре основных вида скота: овцы, лошади, верблюды и крупный рогатый скот. Главный вид скота - овцы. Казахская порода овец - курдючная. Они были очень крупными, весом до 4-5 пудов (курдюк - до 2 пудов). Лошади, напротив, были низкорослые (вьючные, верховые), а скакуны (аргамаки) имела только знать. Верблюды были двугорбые. Караван (из 7-8 верблюдов) олицетворял собой символ мира.
- Пастбищное скотоводство (пастбища были в общинно родовом пользовании) предполагало существование четырёх видов пастбищ:
- 1) джайляу - летние;
- 2) коктеу - весенние;
- 3) кузеу - осенние;
- 4) кыстау - зимние
- Вертикальное кочевание - с зимних пастбищ в долинах - на летние высокогорные.
- Пустынное кочевание - от колодца к колодцу.
Военное искусство
- Охрана своих земель от соседей, завоевание новых пастбищ требовали от кочевников высокого уровня военной подготовки. По сведениям Геродота скифское войско никто не мог покорить, они внезапно появлялись, наносили удар и также быстро исчезали. По обычаю перед походом скифы садились на шкуры жертвенных животных. Считалось, что придает воину мужественность и силу.
- У кочевников существовала своя структура войска, которое состояло из разведчиков, конного войска, пешего войска и тяжеловооруженного войска. Кони и всадники были одеты в железные и бронзовые доспехи. Конные и пешие войска действовали сообща. До сближения с врагом пешие воины находились за спинами конников. Сначала они стреляли отравленными стрелами, а затем использовали топоры, пики и кинжалы. Воин должен был иметь пять видов оружия . Кочевое общество постоянно совершенствовало руководство армией, ее структуру, военное оружие, улучшало снабжение , продовольствие, проверяло готовность военных к стрельбе из лука, обучало военной тактике и стратегии боя. Особое внимание уделялось тактике ведения боя: двумя фалангами и центральной частью. Такое деление войска особенно успешно применялось в тюркскую эпоху. Войско состояло из пяти племен. По ходу военных действий, при необходимости, построение войска менялось. У кочевников были свои знамена.
Общественные отношения
- В традиционном казахском обществе существовало следующая система деления:
- -ел – страна проживания, куда входит весь казахский народ.
- - жуз- объединение по принципу однокровных родственных отношений.
- -племя- это объединение нескольких родов.
- -род-коллектив кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка, начинаются от седьмого предка и охватывают 15-20 поколений.
- У каждого рода был свой регион кочевий, родовая тамга (знак собственности). Казахский народ представлял собой традиционное общество, разделенное на разные социальные слои. В нем были богатые, средние и бедные слои населения. Самое тяжелое положение было у кулов (слуг).Высшая власть принадлежала хану. Избранного хана обмывали молоком белой кобылы и поднимали на белой кошме. Ханами могли быть только потомки чингизидов. У казахского хана были помощники, советники , бии. Создателями духовной культуры, и идеологии кочевников были сказители и жырау. Большую роль играли шаманы, лекари, предсказатели.
Символика кочевой цивилизации
- Абак - самая простая и одновременно сложная форма. Она состоит из двух элементов круг и второй - точка в центре этого круга. Абак тамга является графическим и лингвистическим первоматериалом, предназначенным для создания изначальных мифических архетипов, семантической цепи изменения изначальных сюжетных архетипов. Например: пещера внутри нее животные, дом внутри него люди, территория (земля) внутри ее границ страна и.т.д.
- Жизнь и благосостояние племен эпохи энеолита и бронзы зависели от природы, и человек обожествлял ее. И, прежде всего, солнце, огонь, животный и растительный мир. Символы солнечного божества можно видеть на украшениях- бляшках – нашивках с орнаментом в виде лучей, отходящих от центра во все стороны, в меандрах на глиняных сосудах. Религиозное –тенгрианское мировоззрение (Тҽнрі ном ) играло главную роль в развитии общества.
- Акинак – символ войны, плуг – символ плодородия, земледелия, ярмо – символ кочевья, передвижения.
- Рисунки одного из погребальных камней изо-бражают сцену борьбы красных «духов» с черными «демонами», символизируя противостояние добра зла, борьбу между светом и тьмой, извечную борьбу жизни и смерти. Первобытные люди считали, что человек, покидая мир живых и уходя в мир мертвых, нуждался в помощи против опасностей, грозивших ему в потустороннем мире.