Файл: Методическое пособие по курсу " россия в мировой истории" москва 1998 Составитель канд ист наук Попова Т. Г., Оганесян М. Н.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 07.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На этом сходство заканчивается, и начинаются противоположности: христианство стремилось ограничить человеческую любознательность, тогда как гуманизм всячески стремился ее развить. Гуманисты были убеждены во всемогуществе человеческого разума, напротив, реформаторы вдохновлялись идеей всемогущества веры. “Пусть никто не думает, - писал Лютер, - что он может постичь веру разумом… . То, что говорит Христос, - истина, независимо от того, могу ли я или какой либо иной человек понять это”.
Гуманистам был ненавистен аскетизм, составляющий стержень религиозной морали. Человек может достигнуть совершенства не в силу искупления и особой божественной милости, а собственным разумом и волей, направленной на максимальное раскрытие всех своих естественных способностей.
Напротив, Лютер исходил из “коренной и общей испорченности человеческой природы”. Снискать божью благодать человек может только покаянием, самоуничижением и самопопранием перед богом, подавлением собственных желаний и стремлений.
Наконец, доминантой ренессансного гуманизма была идея человека, чье высокое достоинство определялось не знатностью происхождения, не званиями или богатством, но только личной доблестью, благородством в делах и помышлениях. Новое понимание человека объективно противостояло феодально-сословной дискриминации как программа человеческого равенства. Отсюда, гуманизм Возрождения – идеология раннебуржуазная, т. е. антифеодальная, народная. Напротив близость церковно-реформационной идеологии к массам и тем более ее революционность представляются С. М. Стаму весьма относительными. Говоря о свободе христианина , Лютер имеет в виду только духовную, а отнюдь не мирскую свободу.
Сопоставьте точки зрения С.Б.Сказкина и С.М.Стама . Какая из них вам ближе? Аргументируйте свою позицию. Разберитесь, чем отличается индивидуализм реформации от индивидуализма Возрождения.
Реформация оказала огромное влияние на массовое сознание европейцев, дала Европе новый тип личности и новую систему ценностей. В Европе, быстро охваченной идеями Реформации, стали образовываться новые, реформированные церкви. Однако утверждение новых религиозных идеалов влекло за собой инквизицию, кровопролитные гражданско-религиозные войны , религиозный фанатизм .Прочитайте документ №36 Хрестоматии “Устав ордена иезуитов”. Имейте представления о религиозных войнах во Франции , Англии , Испании , Нидерландах .
Ответьте на вопросы для самопроверки:
1.Расскажите о значениях и последствиях Великих географических открытий.
2.Что привлекало гуманистов в культуре античности?
3.Что такое Реформация? Какие новые представления о роли церкви, вере и смысле жизни она выработала?
4.Оказало ли Европейское Возрождение влияние на культурно- историческое развитие России?
Как итог самостоятельной работы по изучению данной темы вы должны приобрести соответствующие знания и умения:
а) понимать последствия великих географических открытий для Европы и мира в целом ;
б) иметь представления о том, что в эпоху “Европейской гегемонии”, прологом которой стало открытие Нового света, шел процесс первоначального накопления капиталов;
в) уметь оценить основные достижения эпохи Возрождения и результаты Реформации.